Индетерминистские и детерминистские концепции развития человеческого общества.
Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности и закономерности. В индетерминистских концепциях история человечества представляется не как закономерный естественно исторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов, локальных культур или культурных суперсистем, каждая из которых совершает свой самостоятельный путь.
Примером индетерминистской теории является концепция А.Д. Тойнби, Для него характерна религиозная концепция исторического процесса, согласно которой основную роль в истории играют. Законы Бога, а не Законы Природы. Основной единицей исторического процесса в системе А. Тойнби является понятие локальной цивилизации, которое служит для обозначения проживающей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Движущей силой развития цивилизации он считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации связывает с недостатком созидающей силы у творческого меньшинства.
Детерминизм - учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Детерминистские концепции исторического процесса признают прогрессивное развитие человеческого общества. Различают:
1. Демографический детерминизм, согласно которому все социальные явления зависят от демографического фактора. Представителями этой теории являются Т. Мальтус, А. Кост, А. Секретан, О. Буше. Мальтузианство - это пессимистическая форма демографического детерминизма. Согласно Т. Мальтусу, рост населения является источником бедности и нищеты масс. Оптимистическая форма рассматриваемого направления (А. Кост и др.) определяет зависимость всех социальных явлений от демографического фактора, который лег в основу предложенной А. Костом периодизации исторического процесса. Эта периодизация состоит из шести эпох: феодализм, когда население состоит из отдельных семей, проживающих в укрепленных поселках; коммуникализм - рост населения приводит к тому, что основной формой поселений становятся города; этатизм — население возрастает настолько, что центрами жизни становятся крупные города-полисы типа Рима; в период четвертой и пятой эпох замедляется рост населения, устанавливается монархическая форма правления; шестая эпоха — начинается с буржуазных революций: увеличение населения способствует расширению границ, росту столиц, ручной труд сменяется машинным, углубляется социальное неравенство, возникает и обособляется законодательная власть.
2. Географический детерминизм обусловливает развитие человечества географической средой (Ш. Монтескье, И.Г. Гердер, Г.Т. Бокль, Л.И. Мечников). Взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, как зависимость человеческого общества от окружающей среды.
3. Технологический детерминизм абсолютизирует технический прогресс (П.К. Энгельмейер, Ф. Десеауер, М. Шнейдер, П. Струве, У.У. Ростоу).
Американский экономист У.У. Ростоу выделяет пять основных стадий роста: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для взлета; 3) взлет; 4) движение к зрелости; 5) эпоха высокого «массового потребления». Теория У. Ростоу признает ведущую роль материального производства в развитии общества, его обусловленность прогрессом производительных сил, влияние на их развитие социальной среды.
4. Периодизация развития общества по формам хозяйства
(Б. Гильденбранд, А.А. Богданов), критерием чего является форма обмена. Б. Гильденбранд говорит о трех этапах развития как последовательной смене натурального хозяйства денежным, а денежного - кредитным. А.А. Богданов выделяет три основных типа
«строения общественной организации»: дробное натуральное хозяйство, меновое хозяйство, объединенное натуральное хозяйство (коллективизм).
Институционализм - течение, отрицающее обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями и признающее в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К. - А. Виттфогель) и другие институты. Сторонники этого направления считают, что в основе развития общества лежит изменение права, социальной психологии, мотивов деятельности людей.
Структурообразующим элементом в концепции К. - А. Виттфогеля является восточный деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Он выделяет три основных типа деспотий: 1) гидравлическое общество» (Египет, Вавилон, Индия, Китай); 2) «маргинальное общество» (Византия); 3) «субмаргинальное общество» (Турция и Россия). Если в обществах первого типа возникновение более или менее централизованного деспотизма диктуется природной необходимостью (строительство дамб, каналов и т.д.), то в обществах второго и третьего типа деспотическая власть возникает под влиянием «гидравлического общества».
2. Формационный подход к периодизации развития общества
Более сложной детерминистской концепцией является материалистическое понимание истории. Оно исходит из того, что в производстве люди вступают в объективные, независимые от их воли и сознания, определяемые уровнем развития производительных сил общества отношения. В их структуре выделяют технико-экономические и социально-экономические отношения. В рамках данного подхода основная периодизация общества осуществляется по способам производства и формациям.
Единство и взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и динамика производственных отношений составляют способ производства. Понятие «общественная формация» используется для обозначения качественно различных типов общества. Однако в реальной действительности наряду с ними существуют элементы старых способов производства и нарождающихся новых в форме общественно-экономических укладов, что особенно характерно для переходных периодов от одной формации к другой. Выделяют следующие способы производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Развитие экономики первобытного общества подразделяется на два периода:
- период присваивающего хозяйства;
- период воспроизводящего хозяйства.
- Особенности периода присваивающего хозяйства:
- использовались примитивно изготовленные орудия труда (обитый камень);
- коллективный труд по совместному собирательству готовых продуктов природы и охоты;
- первоначально - простая кооперация труда без разделения по пол}7 и возрасту. С развитием присваивающего хозяйства возникло естественное разделение труда по полу и возрасту;
- большое значение в развитии производительных сил имело освоение человеком огня;
- определяющей формой производственных отношений выступали отношения коллективной (т.е. стадной, общинной) собственности на землю и на готовые продукты природы,
т.е. на кормовую площадь и на предметы природы;
- в обществе отсутствовали антагонистические противоречия;
- уравнительное распределение средств существования.
Эти черты определяют содержание основного экономического закона первобытного общества: в условиях чрезвычайно низкого уровня производительных сил и господства общинной собственности производство объективно подчиняется обеспечению потребности всех членов общины на основе уравнительного распределения коллективно добываемых продуктов, необходимых для сохранения жизнеспособности каждого члена коллектива. Основное неантагонистическое противоречие первобытного общества — противоречие между жизненно необходимыми потребностями первобытных людей и низким уровнем развития производительных сил.
Период воспроизводящего хозяйства характеризуется следующими изменениями в обществе. Собирательство и охота привели к двум великим открытиям — к открытию земледелия и скотоводства. В силу природных условий произошла специализация одних общин на земледелии, других - на скотоводстве. Это способствовало росту производительности труда, развитию производительных сил, возникновению новых орудий груда, ткачества и прядения. Стали использоваться медь, бронза, железо. Были изобретены плуг и колесница.
Производственные отношения в своей основе не изменились, т.е. выражались в коллективной собственности на средства производства и на результаты общинного труда. Увеличение объемов производства привело к возникновению излишков и обмену. Стала возникать частная собственность, произошло разложение общества, что привело к новой формации - рабовладельческой.
Рабовладельческий строй был первым общественным способом производства, основанным на эксплуатации человека человеком и антагонизме классов. Его особенности:
— распространение и упрочение частной собственности;
— систематическое массовое применение рабского труда;
— главными отраслями материального производства были земледелие, скотоводство и ремесло;
— важным объектом собственности рабовладельцев была земля;
— неэкономическое принуждение к труду;
— цель — удовлетворение потребностей рабовладельцев. Средство для достижения этой цели — эксплуатация рабов.
Это основной экономический закон рабовладельческого общества;
— основное противоречие - антагонистическое противоречие
между рабовладельцами и рабами;
— возникло государство.
В недрах рабовладельческого способа производства зародились элементы феодализма. Это связано с тем, что труд рабов был малопроизводительным. Это стало тормозом в развитии общества. Поэтому рабам стали давать определенную свободу.
Особенности феодализма:
- возникновение класса феодалов — земельных собственников - и класса зависимых и эксплуатируемых крестьян;
- внеэкономическое принуждение к труду;
- в отличие от рабов крепостные крестьяне имели в своей собственности некоторые средства производства;
- основным средством производства была земля;
- господство натурального хозяйства;
- существование феодальной земельной ренты (барщина, натуральный и денежный оброк), которая выступала экономической реализацией собственности феодалов на землю;
- основной закон феодализма - производство прибавочного продукта, созданного посредством эксплуатации зависимых крестьян и присваиваемого феодалом в форме феодальной земельной ренты.
Первыми историческими формами капитала были ростовщический и купеческий капитал. Их характерные особенности:
- для их возникновения достаточно было наличия простого товарного производства и развитой сферы обращения;
- купеческий капитал обслуживал обращение товара, а функция ростовщического капитала заключалась в предоставлении ссуд;
- присвоение купцами и ростовщиками результатов чужого труда было связано с перераспределением уже созданного продукта.
Первоначальное накопление есть исторический процесс отделения рабочей силы от средств производства. Так называемое первоначальное накопление вызвало прежде всего формирование наемных рабочих, для чего нужно было:
— освободить непосредственных производителей от феодальной зависимости, сделать их юридически свободными;
— освободить их от средств производства;
— заставить их работать на капиталиста.
На селе возник и фермер. Наконец, были созданы рынки для развития капиталистической промышленности и возникновения самих капиталистов-промышленников.
В экономической литературе встречается следующая периодизация капиталистического способа производства:
1. Период свободной конкуренции.
2. Регулируемый капитализм.
Капиталистическая экономика является гораздо более прогрессивной по сравнению со всеми предшествующими системами. Ее отличительные черты:
— свобода предпринимательской деятельности;
— использование труда наемных работников;
— экономическое принуждение к труду;
— главная цель - извлечение прибыли.
Этапы капиталистического производства:
1. Простая кооперация.
2. Мануфактура.
3. Машинное производство или фабрика.
Рассмотрим социалистический вариант индустриального развития на примере СССР. На протяжении 73-х лет существования СССР наблюдались периоды как резкого экономического развития, так и застоя в экономике. Опыт показал, что социалистическая система может себя оправдывать только в каких-то экстремальных обстоятельствах. Например, в период войн или послевоенной разрухи. Гипертрофирование функций государства в такие периоды приносило положительные результаты. Однако неразвитые рыночные структуры и системы стимулов становились тормозом экономического развития в безэкстремальных обстоятельствах.
Социалистический вариант индустриального развития сопровождался отказом от рыночных отношений и использованием внеэкономических мер принуждения к труду - идеологизация общества, политические репрессии. Репрессивное принуждение к труду в период пятилеток не способствовало быстрому росту экономики, а, напротив, стало тормозом экономического развития. Отсутствие конкуренции привело к слабому использованию результатов НТР. В результате предприятия в основном были оборудованы физически и морально устаревшими станками и машинами.
Ограниченный характер формационной теории связан с критериями периодизации общества: классовое деление общества и развитие форм собственности на средства производства.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 965;