Фрикционные передачи и вариаторы

возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философии в решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы. 1) Фатализм (Сенека, П. Гольбах): свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей, что означает: человек подчиняется природным законам (он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле); он подчиняется и социальным законам (он живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом). 2) Свобода как «познанной необходимости» (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс), где свобода предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними. 3) Абсолютная свобода (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна), где свобода рассматривается как внутреннее и духовное явление и выражает возможность выбора любого решения. 4) Относительность свободы (наиболее популярным в философии XX века), где утверждается, что человек обладает свободой воли, но она не абсолютна, так как люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется: а) конкретной ситуацией; б) особенностями самой личности и ее способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них.

 

  1. Определение смысла жизни человека.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

· «В чём состоят жизненные ценности?»

· «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

· «Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозныеобъяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (см. также суицид).

 

  1. Направленность исторического процесса.

Люди всегда задумывались над смыслом собственной жизни, хотели понять, для чего они живут, каковы сущность и ценность их деятельности. В то же время были философы, которые стремились объяснить смысл исторического процесса, его направленность, ответить на вопросы о том, куда идет человечество и как оно развивается. Бытие людей и бытие истории взаимосвязаны, и поэтому нельзя дать ответ на вопрос о смысле жизни, не выяснив смысла истории.

В советской философской и исторической литературе крайне мало уделялось внимания вопросам смысла и направленности исторического процесса. Причины такого пренебрежения скорее имели идеологический характер: раз в западной философии истории эти проблемы находились в центре внимания, то отсюда делали вывод, что они являются псевдопроблемами. Тем не менее некоторые исследователи касались вопросов смысла истории, но интерпретировали их по-разному. Так, Н.И. Конрад в проблематику смысла истории включает вопросы единства мировой истории, гуманизма и познания. А основным в осмыслении человеческой истории он считает направленность исторического процесса, для выяснения которой необходим анализ всей мировой истории. Весьма плодотворной представляется мысль Конрада о том, что, рефлексируя над историческим процессом, человек стремится к тому, чтобы познать не только внешний мир, но и себя в этом мире. Он хочет познать природу, исследовать ее законы и использовать их в своей деятельности,. Одновременно он-хочет изучать и отношения людей, складывающиеся в процессе совместного-производства. Наконец, он хочет знать свое место в обществе, свои возможности саморазвития и самосовершенствования. Поэтому проблема человека должна занимать важное место в исследованиях смысла истории. По мнению В.А. Дьякова, «смысл истории составляют объективные закономерно-сти, присущие процессу развития человеческого общества»151. В.А. Дьяков ограничился этой единственной- фразой, а между тем надо было-бы глубже раскрыть содержание смысла истории, ибо если понятие смысла истории полностью совпадает с понятием закономерностей развития общества, то нет необходимости ставить вопросы о смысле исторического процесса.

Некоторые исследователи смысл истории сводят к взаимодействию природы и общества, другие — к социальному прогрессу и т.д. Но различные толкования смысла истории не противоречат друг другу. Они, скорее, дополняют друг друга.

Прежде всего отметим, что понятие смысла истории и понятие смысла жизни тесно связаны между собой. В чем смысл жизни человека? Для чего он живет? Эти вопросы издавна волновали людей. Одни философы, например, проповедовали гедонизм, считали, что главное в жизни — наслаждение. Другие же считали, что главное не наслаждение, не богатство, а знание. Споры философов вылились в вопрос: «Иметь или быть»? Иметь означает обладание определенными предметами, а бьггь — обогащение своего субъективного мира. Человек живет для того, чтобы не только иметь, но и быть. Человек — единственное существо, которое обладает внутренним (субъективным) миром. Если человек занимается только тем, что он удовлетворяет свои лишь материальные потребности, все время какие-то предметы приобретает, постоянно накапливает деньги и совершенно игнорирует духовные потребности, то такой человек ведет не человеческий, а растительный образ жизни. Смысл жизни такого человека ограничивается биологическим обменом. Подлинный смысл жизни состоит, во-первых, в том, чтобы постоянно обогащать свой внутренний мира достижениями науки, техники, литературы, искусства и т.д. Во- вторых, самому создавать материальные и духовные ценности, быть полезным людям, быть порядочным, честным, искренним, защищать обездоленных и униженных, бороться против подлости и трусости, против тех, кто мешает личному -и общественному благу. Конечно, могут сказать, что все это проповедь морали. Может быть, но ведь моралью обладает только человек, и если он соблюдает эти моральные принципы, то тем самым придает настоящий смысл своей жизни.

Исторический процесс — это совокупность всех общественных отношений, в которых находится человек. Он живет, работает, создает материальные и духовные ценности. Поэтому смысл истории предполагает анализ этих отношений под углом зрения их изменения и развития. Проблематика смысла истории охватывает деятельность людей, творящих собственную историю и интересующихся направленностью ее развития. Раскрытие смысла истории означает раскрытие имманентной логики исторического процесса. Кроме того, понятие смысла истории предполагает чувство социальной ответственности каждого члена общества, необходимость осознания своего места и своей роли в данных обстоятельствах, общность переживания за будущее человечества. Безусловно, при анализе направленности исторического процесса нельзя игнорировать вопросы исторического познания, так как этот процесс непрерывен, в нем прошлое и настоящее неразрывно связаны, и адекватное знание о настоящем можно получить лишь при учете опыта прошлых поколений. Таким образом, спектр проблем, охваченных понятием смысла истории, довольно широк. Главное же при изучении смысла истории — это выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. И всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением труднейших и сложнейших проблем в ходе развития человеческого общества. Так, в эпоху Возрождения осмысление исторического процесса происходило через призму человека, его места в историческом, поле. В Новое время смысл истории рассматривается через рациональное объяснение развития социума по восходящей линии. Философия истории этой эпохи, как правило, движима духом романтизма и верой в неограниченный прогресс человечества. В настоящее время анализ смысла истории связан с изучением планетарного мышления, с универсализацией ценностей, с решением глобальных проблем современности. IJ > Мы живем в сложную* трудную, полную противоречий эпоху. Эта эпоха, можно сказать, представляет собой переломній этап в истории человечества,, когда встал .вопрос о будущем земной , цивилизации, когда свободный человек ощущает свою несвободу от природных и. социальных сил, когда сознание его разорвано и потеряны идеалы. Поэтому в наше время вопросы о смысле истории, о ее направленности и имманентной логике, о роли познания прошлого и самосознания народов, являющихся одновременно и актерами, и зрителями собственной истории, которую они творят и которая вместе с тем развивается часто» независимо от них, снова приобрели актуальность и злободневность.

  1. Теоретические модели истории развития общества.

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек — общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии — выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

 

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Социальные аспекты ярко представлены в философии древнего мира. В восточной философии — это проблема человека и общечеловеческих ценностей, добродетелей, проблема закона, народа и правителя.

 

В античной философии социальная философия содержит более широкий спектр проблем. В древнегреческой философии и прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Демокрита (ок. 460 до н.э.), Платона (427 — 347 до н.э.) и Аристотеля (384 — 322 до н.э.) рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни — возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, имущественного деления общества, интересов, власти, войны и мира, но центральное место занимали вопросы этики и государства.

 

Философия Нового времени и эпохи Просвещения содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям “естественного права” и “общественного договора” английских философов Т. Гоббса (1588 — 1679) и Д. Локка (1632 — 1704), французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778). Ж.- Ж. Руссо принадлежат также идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. А. Сен-Симон (1760 - 1825), представитель утопического социализма 18 в., отстаивал мысль, что общественная система — целостный, закономерно развивающийся организм, основу которого составляет так называемая «индустрия», под которой подразумевалась экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы.

 

Многоплановый анализ общества предпринят представителем немецкой философии Г. Гегелем (1770 — 1831): структура общества, сущность труда, мораль, семья, общности, народ, гражданское общество, система общественного управления, формы государственного устройства, общественное и индивидуальное сознание, всемирно- исторический процесс и его объективный характер, свобода человека и ее реализация.

 

В XIX — XX вв. социальная проблематика представлена прежде всего в работах французского философа и социолога О. Конта (1798 — 1857), который рассматривал общество как целостный социальный организм, разработал и применил понятия “социальна статика” и “социальная динамика” для характеристики структуры общества и механизма его функционирования и развития, исследовал проблему закономерного и прогрессивного развития общества и его основы.

 

Основные модели общества: идеалистическая, натуралистическая, материалистическая, факторная (плюралистическая).

 

Идеалистическая модель социальной реальности, ее исходные принципы. Приоритет сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Причины господства данной модели в истории философии (до середины XIX в.) Реальные основания идеалистической интерпретации общества. Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества. Решение проблемы движущих сил истории и ее идеалистическая трактовка. Роль идеалистической модели в философском осмыслении общества.

 

Натуралистическая модель анализа социальных явлений. Детерминирующаяся (определяющаяся) роль природной среды в понимании сущности общества как исходный принцип данной модели. Сущность геополитики как реакционной философско-социологической доктрины. Современные теории общественного развития, которые отводят первостепенное значение природной среде. Сильные и слабые стороны натуралистической модели в исследовании социальных явлений.

 

Материалистическая модель общества как распространение материализма на область социальных явлений. Определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Содержание категорий «общественное бытие», «общественное сознание», их взаимосвязь, роль в социальном познании. Аргументация первичности и определяющей роли общественного бытия. Относительный характер различий материального и идеального в обществе. Абсолютное значение этого различия только в рамках основного вопроса философии. Несостоятельность вульгарно-материалистической интерпретации материалистического понимания общества.

 

^ Плюралистическая (факторная) модель анализа общества как взаимодействия различных социальных явлений, отрицание единого детерминирующего фактора.

 

Цивилизационная концепция общественного развития. Типологическая схема А. Тойнби. Дискуссионный характер понятия «цивилизация» в современном обществознании. Существенные черты, характерные для цивилизаций. Цивилизация как собственно социальная организация общества, фундаментом которой является общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей. Цивилизация и культура, их соотношение и различие. Критерий развития цивилизации. Типы цивилизаций: космогенная, техногенная, антропогенная (информационное общество), их отличительные особенности.

  1. Общество как система общественных отношений.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействиялюдей и формы их объединения.

 

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

 

 

  1. Смысл и назначение истории.

(1949) — произведение Ясперса. Ясперс выдвигает концепцию всемирно-исторического процесса, ориентированную на обнаружение его единства. Данное единство трактуется не как результат саморазвертывания некоей тотальности по жесткой схеме, но как общий итог смысловых проблем человека. Ясперс структурирует историю на четыре периода: доисторию, эпоху великих культур древности, ‘осевое время’ и научно-техническую эпоху. Доистория — период овладения огнем (‘прометеевская эпоха’), возникновения языков, начала использования орудий, возникновения ‘формирующего человека насилия над самим собой’, образования групп и сообществ, возникновение мифа. В эту эпоху история и историческое сознание в собственном смысле слова отсутствуют, т.к. отсутствуют осознание истории, традиция, документация, осмысление своих корней и происходящих событий. Доисторическое становление человека есть формирование человека как вида, его результат — формирование биологически наследуемых свойств. История как таковая, по Ясперсу, возникает с возникновением в 5—3 тысячелетиях до н.э. высоких культур (шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир; доарийская культура долины Инда; древний Китай). Непосредственными причинами начала истории Ясперс полагает создание централизованной государственной системы (в целях решения проблем ирригации), открытие письменности (и становление духовной аристократии писцов), возникновение народов, осознающих свое единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами, использование лошади. Следующий исторический период — ‘осевое время’ — связан с формированием духовных начал человечества в период 8—2 вв. до н.э. параллельно и независимо у ‘осевых народов’, к которым относятся китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки. Именно в этот период формируется современный антропологический тип в духовном, а не биологическом смысле. Прорыв ‘осевого времени’ конституирует, согласно Ясперсу, превращение человека в ‘свободную личность на основе самосущей экзистенции’. Мифологическое сознание разрушается, проблематизируя для человека его существование. В этот период творят Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Заратустра, иудейские пророки, греческие мыслители. ‘Человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя перед пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного’. Последствия ‘осевого времени’ были фундаментальны для всего мира, а его окончательное значение, как полагает Ясперс, все еще не проявилось полностью. На этом этапе история становится мировой историей, историей единого человечества, в отличие от локальных историй предшествующего этапа. Становление научно-технической эпохи Ясперс относит к 17—18 вв. Наука и техника становятся принципиально новым фактором развития человечества. Возникновение науки Ясперс считает ‘тайной истории’, но называет факторы, стимулировавшие ее возникновение. Их основой называется библейская религия, породившая дух стремления к истине, познанию мира и проходящего через сомнение борения за свои идеалы и принципы. Однако утрата глубинных смысложизненных ориентиров привела к негативным последствиям научно-технического прогресса, к омассовлению, к нивелированию личности. Тем самым утрачивается связь человека с историей, с вершинами человеческого духа. Человек попадает под власть науки и техники, утрачивает контроль над ними (‘демонизм техники’). Ситуация современного мира характеризуется доминированием масс, распадом традиционных ценностей, нигилистическими тенденциями в смысложизненной сфере. Корни этой ситуации Ясперс обнаруживает во влиянии Просвещения, Французской революции и философского идеализма. Преодоление негативных социокультурных тенденций связывается философом с принятием в качестве безусловной цели свободы. В современном мире достижению свободы могут способствовать идеи социализма, мирового порядка и веры. Социализм выражает принцип рационального планирования. Мировой порядок связан со становлением комплексного подхода к общим для всего мира проблемам. Это не мировая империя, но единство усилий суверенных государств по решению глобальных проблем. Идея мирового порядка неосуществима без наличия веры, дарующей силу, терпимость и одухотворенность в деятельности. Согласно Ясперсу, вера не предполагает унификации верований; общей чертой всех верований в их отношении к мировому порядку может быть только принятие принципов мирового сообщества, в котором каждая вера обретет возможность раскрыться с помощью мирных духовных средств. Ясперс указывает на вероятность продвижения человечества к новой ‘осевой эпохе’, конституирующей единство человечества на основах любви и свободной коммуникации.

  1. Взаимность истории общества и педагогической деятельности.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.

Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом, используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, зачастую противоречивые методики воспитания. Значительную роль в воспитательном процессе играет религия. Сторонники этого подхода считают науку неспособной познать высшую истину, приблизиться к которой можно лишь посредством «сверхразума». По мнению неотомистов, главное предназначение религии – воспитание личности, а образование должно иметь главной целью развитие безраздельного стремления приблизиться к Богу.

Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности, как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.

В противоречие экзистенциалистам и неомистам, существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.

Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания при таком подходе является практика, как средство познания и приобретения знаний.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика, однако, педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике с точки зрения определения возможностей и способностей человека к обучению, эффективности восприятия информации посредством различных органов чувств.

Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха наоборот делать акцент на визуальное восприятие.

Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Исследуя изменения в развитии личности с древних времен до наших дней, возникало и возникает до сих пор много инновационных методов обучения, воспитания и образования. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Такая литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.

Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.

Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.

 

Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.

  1. Основные субъекты исторического процесса.

Исторический процесс - временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует помнить о том, что:

Любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества.

Содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Субъект исторического процесса - это индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие, (народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности).

Народные массы - это социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. (Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса).

 

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным признакам - возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения. Общественные объединения - это добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов, (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения).

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которые ученые называют историческими деятелями. Прежде всего, таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т.д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому, в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс, они также могут быть отнесены к историческим личностям.

Вывод: исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

Фрикционные передачи и вариаторы

 

Принцип действия и классификация.Работа фрикционной пере­дачи основана на использовании сил трения,которые возникают в месте контакта двух тел вращения под действием сил прижатия . При этом

где окружная сила; сила трения между катками.

Для передачи с цилиндрическими катками

где — коэффициент трения.

Нарушение условия приводит к буксованию и быстрому износу катков.

Все фрикционные передачи можно разделить на две основные группы: передачи нерегулируемые,т. е. с постоянным передаточным отношением; передачи регулируемые, или вариаторы,позволяющие изменять передаточное отношение плавно и непрерывно (бесступен­чатое регулирование).

Каждая из указанных групп охватывает большое количество передач, различающихся по конструкции и назначению. Например, различают передачи с параллельными и пересекающимися осями валов; с цилиндрической, конической, шаровой или торовой поверх­ностью рабочих катков; с постоянным или автоматически регулиру­емым прижатием катков, с промежуточным (паразитным) фрикци­онным элементом или без него и т. д.

Схема простейшей нерегулируемой передачи изображена на рис. Она состоит из двух катков с гладкой цилиндрической поверх­ностью, закрепленных на параллельных валах.

На рис. показана схема простейшего вариатора (лобовой вариатор). Ведущий ролик Аможно перемещать по валу в направ­лениях, указанных стрелками. При этом передаточное отношение плавно изменяется в соответствии с изменением рабочего диаметра ведомого диска Б. Если перевести ро­лик на левую сторону диска, то можно получить изменение направления враще­ния ведомого вала — вариатор обладает свойством реверсивности.

Применение.Фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением применяют сравнительно редко. Их об­ласть ограничивается преимущественно кинематическими цепями приборов, от которых требуются плавность движения, бесшумность работы, безударное включе­ние на ходу и т. п. Как силовые (не кине­матические) передачи, они не могут кон­курировать с зубчатыми передачами по габаритам, надежности, КПД и пр.

Фрикционные вариаторы применяют как в кинематических, так и силовых передачах в тех случаях, когда требуется бесступенчатое регулирование скорости (зубчатая передача не позволяет такого регулирования). Применение фрикционных вариаторов на практике ограничивается диапазоном малых и средних мощностей — до 10, реже до 20 кВт. В этом диапазоне они успешно конкурируют с гидравлическими и электрическими вариаторами, отличаясь от них простотой конструкции, малыми габаритами и повышенным КПД. При больших мощностях трудно обеспечивать необходимую силу прижатия катков. Эта сила, а также соответствующие нагрузки на валы и опоры становятся слишком большими, конструкция вариатора и нажимного устройства усложняется.

Фрикционные вариаторы нашли применение в станкостроении, сварочных и литейных машинах, машинах текстильной, химической и бумажной промышленности, различных отраслях приборостро­ения и т. д. Фрикционные передачи любого типа неприменимы в конструкциях, от которых требуется жесткая кинематическая связь, не допускающая проскальзывания или накопления ошибок взаимного положения валов.

Способы прижатия катков.На прак­тике применяют два способа прижатия
катков: с постоянной силой,которую определяют по максимальной нагрузке
передачи; с переменной силой,которая автоматически изменяется с изменени­ем нагрузки. Постоянное прижатиеобразуют вследствие предварительной деформации упругих элементов системы при сборке (например, деформации податливых катков), установкой специальных пружин, использованием собственной массы элементов системы и т. п. Регулируемое прижатиетребует применения специальных нажим­ных устройств, при которых сохраняется постоянство отноше­ния . Кроме шариковых применяют также винтовые нажимные устройства.

Способ прижатия катков оказывает большое влияние на качест­венные характеристики передачи: КПД, постоянство передаточ­ного отношения, контактную прочность и износ катков. Лучшие показатели получают при саморегулируемом при­жатии.

 








Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 835;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.035 сек.