Фотоштативы, их устройство и принцип работы. Система стабилизации.
Штати́в (нем. Stativ), трипод (от греч. τρί — три + πόδι — нога), тренога — переносная опора для оптических приборов (фото-, видео-,киноаппаратуры, зрительных труб, геодезических приборов, осветительного оборудования, и т. д.), служит для точного наведения и сохранения их положения в процессе работы.
Представляет собой складной треножник с креплением для прибора, часто оснащён поворотным механизмом (головкой) для наведения прибора ижидкостным уровнем для контроля точной установки горизонтального положения прибора.
Штативная головка (на жаргоне фотографов «голова») — поворотный механизм, позволяющий изменять ориентацию камеры без перемещения штатива.[1]
3D—голова состоит из нескольких шарниров, как правило, горизонтального и вертикального, с отдельной фиксирующей ручкой для каждого из них. Позволяет очень точно наводить на объект по каждой степени свободы отдельно с ручной имеющий большой рычаг, применяется припанорамировании. Может иметь пузырьковый круговой уровень (или два линейных, расположенных перпендикулярно), кольцо с угловыми делениями для удобного панорамирования, откидную на 90 градусов платформу.
Шаровая головка укреплена на шаровом шарнире, фиксатор расположен на ручке. Это определяет их достоинства и недостатки: 3D-головой лучше снимать неподвижные объекты (пейзажи, репродукции), а шаровой — подвижные (спорт, портреты, животных). В отличие от 3D-головы, шаровая голова позволяет наклонять фотоаппарат на небольшие углы, за исключением паза для поворота фотоаппарата на 90°, находясь в котором фотоаппарат можно наклонять на любой угол. В профессиональных моделей могут быть отдельные винты для фиксации наклона и подъёма (для лёгких моделей применяется один, сперва фиксирущий одну свободу, затем другую: между ними разная величина начального усилия на сдвиг), винт задающий начальный уровень усилия (настройка под разный вес оборудования) для изменения положения, горизонтальный шарнир для панорамирования. Шаровые головки обычно очень компактны. Шаровая голова предназначена для оперативной работы.
У более дорогих штативов обычно бывают съёмные головки. Дорогие головки имеют более плавный ход, что позволяет точнее наводить аппарат (особенно это важно для видеосъёмки с большим приближением).
Многие головки позволяют поворачивать аппарат на 90° вокруг горизонтальной оси (например, для съёмки портретов).
Панорамная голова предназначена для создания панорамных фотографий. Основнае отличие этого типа головы от предыдущих — в возможности контролировать точно и в широких пределах, помимо наклона, подъёма и поворота, ещё две или три степеней свободы, для обеспечения неподвижности нодальной точки (при вращении — для создания цилиндрических и кубических панорам, при вращении и наклоне, — для сферических панорам). Для контроля наклона, подъёма и поворота применяется принцип, заложенный в 3D-голову. Для контроля других степеней свободы применяются специальные конструкции (часто являющиеся неотъемлемой частью головы, реже — просто дополнительным оборудованием для неё). Для создания цилиндрических панорам компактными или дальномерыными фотоаппаратами, если вних проэкция оси объектива проходит через центр крепления к голове штатива, можно применять рельсовую площадку для головы.
Рельсовая или макро-голова предназначена для макросъёмки. Позволяет двигать фотоаппарат вперёд-назад (иногда вправо-влево) с миллиметровой точностью — когда фотографируемый объект по размерам сравним с негативом, такой способ наводки на резкость удобнее, чем кольцом фокусировки на объективе.
Монопо́д (греч. μονος — один и лат. pes — нога ) — одна из разновидностей штатива.
Основное отличие от классической схемы штатива-треноги состоит в том, что у монопода только одна опора. Монопод не избавляет фотоаппарат от «шевелёнки» полностью, тем не менее, позволяет поставить выдержку на одну-две ступени большую, нежели при съёмке с рук. Главное преимущество монопода — мобильность: фотограф со штативом фактически привязан к одной точке (сворачивание-установка штатива занимает время), в то время как с моноподом он может двигаться, отыскивая подходящие ракурсы.
При правильном использовании монопода фотограф, расставив ноги, наклоняется всем телом и упирается в наклоненный к нему монопод так, что образуется подобие трёхногого штатива.
Монопод позволяет уменьшить нагрузку на руки, поскольку фотографу при съёмке уже не приходится держать камеру и объектив (масса которых зачастую достигает несколько килограммов) на весу. Иногда монопод используют для съёмки сверху, приподнимая его и фотокамеру над головой. В этом случае для спуска приходится пользоваться спусковым тросиком или другим видом дистанционного спуска.
Стабилизатор изображения: устройство в фотоаппарате, позволяющее компенсировать небольшие движения фотоаппарата симметричным смещением группы линз или фотосенсора. По самым оптимистическим данным, выигрыш в величине допустимой выдержки составляет 8—16 раз (3—4 ступени экспозиции). При съемке с зафиксированной камеры стабилизацию часто необходимо выключать во избежание ложного детектирования.
Электронная (или цифровая) стабилизация, распространенная в теле- и видеокамерах, для обычных цифровых фотокамер (выполняющих одно считывание с фотосенсора) неприменима.
Штатив-струбцина, струбцинка — устройство для крепления фотоаппарата или иного устройства к предметам различной толщины, зажимающее предмет между губками струбцины или между губкой и винтом.
Конструкция струбцины может включать в себя также «шуруп» для вкручивания в мягкую древесину.
Обычно имеет крепление для штативной головки и небольшие (по сравнению с иными разновидностями штативов) габариты.
Используется фотографами при жёстких весовых и габаритных ограничениях на носимую аппаратуру, а также в условиях, когда фототехника должна быть жёстко закреплена относительно окружающей обстановки (например, на корабле или в самолёте)
Стэдика́м (англ. Steadicam) — компактная cистема стабилизации съемочной камеры во время кино- или видеосъёмки с движения. Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании Tiffen, поэтому полное торговое название системы — Tiffen Steadicam.
Конструкция «Стэдикам» состоит из жилета, который надевается на оператора и вертикальной стойки, крепящейся к жилету на специальномшарнирном подвесе, оснащенном пружинным демпфером. Последний в операторском обиходе называют «пантографом» или «рукой». К стойке сверху крепится камера, а на противоположном конце — внизу — противовес, в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитортелевизи́ра, являющийся неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стэдикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром. Самые первые системы «Стэдикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля, закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения.
Главный стабилизирующий эффект «Стэдикам» заключается в большой массе подвешенной системы, обладающей значительной инерцией, которая противостоит незначительным движениям оператора. Свободное движение подвеса относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя стойку с камерой и противовесом от случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива, применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора с пульта. При этом видеосигнал с телевизира передается на пульт ассистента специальным радиопередатчиком, избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора. Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В начале истории «Стэдикам» система комплектовалась киносъёмочным аппаратом, разработанным специально для нее и оснащенным телевизи́ром, с выходом на монитор системы. Поэтому в 80-х годах понятие Steadicam обозначало не только стабилизатор, но и тип киносъемочного аппарата в его комплекте. Впоследствии, со «Стэдикам» стало возможно использовать профессиональные кинокамеры других производителей, оснащенные телевизиром. Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1704;