Опыт V.
В клетке с сетчатыми стенками, с открывающейся вверх глухой крышкой, моя альбиноска крыса «Пеночка» родила шесть крысят. В устроенном ею из сена гнезде слепые малыши лежали в куче. Я поставил клетку на середину большого обеденного стола и открыл крышку. «Пеночка» вылезла наружу на крышку, соскочила на стол, обнюхивая его, подбежала к краю стола ко мне. Получив от меня подсолнух, она тут же его съела. Затем я заставил ее сделать заученное ею ранее движение перевернуться и дал ей подсолнух. А затем я дал ей кусочек газетной бумаги. Она взяла его в зубы, бросила около себя, обнюхала его, а затем, взяв вновь его в зубы, побежала с ним в клетку и, спустившись по стенке вниз, положила бумажку в гнезде, и сейчас же тем же путем выскочила и снова подбежала ко мне. Я поднес к ее мордочке бумажку, она к ней потянулась, но я не дал ей, отняв руку с бумажкой, тогда через 2 – 3 секунды «Пеночка» сама перевернулась кругом и, получив бумажку в зубы, сейчас же побежала к гнезду, где и сложила клочок. Так продолжалось несколько раз. Крысята ее выросли большими, гнездо было быстро ими же разорено. Прошло 2½ месяца и моя «Пеночка», пересаженная в другую клетку, принесла новых крысят. Я продолжал наблюдения за ней, чтобы проверить, не забыла ли «Пеночка» этот первый случай. Приведу выписку из дневника 7 ноября 1922 года.
«Пеночка» сидела в гнезде со своими крысятами. К гнезду было собрано все, что находилось в клетке, т.-е. скорлупа подсолнуха, у основания гнезда из сена, окаймляющего полукругом все гнездо, которое в углу между двумя стенками возвышалось более чем на 3 вершка от пола. Одна стенка этого угла глухая деревянная, другая боковая сетчатая металлическая, эта стенка позволяла наблюдать близко гнездо. В гнезде, кроме положенного аккуратно сена, были клочки бумажки. Сбоку гнезда лежала, полуприкрывая внутренность, кверху дном, железная поилка. Служащий ворчал, что каждый раз, как он поставит поилку с водой, крыса проливает всю воду и тащит жестянку к гнезду. Корм, т.-е. кусочки хлеба, все находится в гнезде, кроме овса, который рассыпан, и частью мокрый лежит по всему дну или полу клетки. Я отворил дверцу клетки. «Пеночка» тотчас же покинула гнездо и вылезла наружу, находясь на крышке на пороге дверцы Я взял в руку клочок ваты и сделал движение вправо, сказав «перевернись». «Пеночка» не забыла и перевернулась и взяв из моих рук вату, поспешно отнесла ее в гнездо, где и положила на детей. Тотчас же возвратившись обратно, снова перевернулась уже сама, без приказания и получила другой кусок ваты, который, как и первый был отнесен в гнездо. Я повторил этот опыт несколько раз.
Из этих двух случаев у курицы с цыплятами на свободе в саду и у крысы с ее крысятами проявились движения, ясно доказывающие наличие ассоциации идей, т.-е. эмоциональные чувства материнства ассоциировались с рядом движений, заученных прежде, т.-е. в первом случае желание накормить цыплят, во втором случае инстинктивное желание создать уютное гнездо для крысят – заставили курицу шаркать ногами, а крысу поворачиваться.
По-видимому, у крысы налицо проявление атавистической привычки – ассоциация инстинктивного рефлекса к строительству гнезда с чувством материнства, и вместе с тем ассоциация с идеей заученных движений, в данном случае переворачиванием на одном месте. У курицы аналогия проявляется в движении ног, якобы разрывающих землю для добывания пищи цыплятам – ассоциация идей врожденного инстинкта и заученного движения, с идеей кормления детей.
И в том и в другом случае три идеи ассоциируются в одну.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 654;