ПРОИЗНОШЕНИЕ [О] в БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ
В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы о в первом предударном слоге в книжном стиле предпочтительно произношение гласного [о]: б[о]рдо', д[о]сье', п[о]э'зия, п[о]э'т, р[о]к[о]ко', ф[о]йе', ф[о]рпо'ст, ш[о]ссе' (при допустимом произношении с [L]). Только [о] произносится в словах б [о] а', б[о]мо'нд, кака'[о], pa'дu[o], ада'жи[о], три'[о], капри'ччи[о].
Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных собственных именах: [О]н[о]ре' де Бальзак, Фл[о]бе'р, М[о]пасса'н, 3[о]ля, Р[о]де'н, Ш[о]пе'н. [О] произносится в заударных слогах: ве'т[о], кре'д[о], маэ'стр[о], Кару'з[о], Джорда 'н[о] Бру 'н[о].
Произносительные варианты п[о]э'т и п[L]э'т, с[о]нет и с[L]не'т, н[о]ктю'рн и н[L]ктю'рн стилистически нетождественны: произношение с безударным гласным [о] характеризует высокий, специфически книжный стиль, в то время как звук [L] в безударных словах свойствен обычному нейтральному стилю.
Следует помнить, что различение звуков [а] и [о] в безударных слогах касается весьма ограниченного слоя лексики. В огромном же большинстве слов иноязычного происхождения, прочно освоенных нашим литературным языком и вошедших в общенародный язык, о и а в безударных слогах произносятся по общим правилам: б[L]ка'л (бокал), к[L]нспе'кт (конспект), р[L]ма'н (роман), пр[L]гре'сс (прогресс), к[L]стю'м (костюм), р[L]я'ль (рояль), пр[L]фе/ссор (профессор) и многие другие.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 3294;