Лекция 9.
План
1. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (продолжение).
2. Таможенное дело и таможенная служба России в XVI – первой половине XVII вв.
1. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (продолжение).
В XVI в. идет активное развитие внешней торговли. Устанавливается торговля через Белое море с Англией, затем с Голландией, а после завоевания Казани, Астрахани и Сибири с Персией и Китаем.
Английские купцы в поисках северного морского пути в Индию и Китай вышли к устью Северной Двины недалеко от монастыря Святого Николая, который находился на западном берегу Двины. О прибытии англичан было доложено в Москву, и в октябре их корабль был введен на зимовье в Унскую губу. Возглавлявший английскую экспедицию Ченслер вместе с гостями выехал в Москву, где был встречен Иваном Грозным. Приняв на себя роль посла английского короля, Ченслер просил у царя разрешения пользоваться открытым ими «новым путем» для торговых сношений с Россией. В ответ он получил от Грозного заверения, что англичанам будут даны всякие свободы и преимущества, если они будут вести правильную торговлю с Россией.
Весной 1554 г. Ченслер прибыл в Лондон, где создал «Московскую компанию английских купцов». При создании компании она состояла из 200 человек. В 1565 ее численность увеличилась до 400, но к концу столетия она уменьшилась до 80 человек.
Иван Грозный по достоинству оценил преимущества, которые могла извлечь Россия от свободных торговых отношений с англичанами. По велению Ивана IV английской компании были предоставлены привилегии в торговле. Глава конторы Московской комиссии находился в Москве в Китай-городе. Конторы были открыты в Вологде, Ярославле, Новгороде, Пскове, Казани, Астрахани, Костроме.
После основания г. Архангельска, в 1586 году, англичане были переселены в этот северный город, где была таможенная изба, поставлена «важня» и созданы условия для контроля торговых операций русских и иностранных купцов. В последующем на протяжении полстолетия они ежегодно организовывали поездки в Россию.
В отличие от англичан, стремившихся к сбыту своих товаров в России и других странах, голландцы вели посредническую торговлю, пытаясь перехватить инициативу и стать главными поставщиками колониальных товаров в Россию и другие страны. Часть товаров они закупали, а сукно и холсты производили в своей стране.
К началу XVII века англичане потеряли свои доминирующие позиции в торговле с Россией, уступив свои позиции голландцам. В начале XVII в. торговля Голландии с Россией набирала обороты. В XVII в. голландские торговые дворы имелись в Архангельске, Вологде, Холмогорах, Москве, Ярославле, Новгороде и Пскове. В ряде случаев российское правительство предоставляло голландцам льготные условия, выплату 50% пошлин на товары, разрешалось также торговать в пограничных и внутренних городах, а также беспрепятственно выезжать из страны. Торговый капитал Нидерландов играл посредническую роль: многие из доставляемых в Россию товаров на голландских судах были французскими и русский экспорт на тех же судах направлялся во Францию.
Несколько по иному устанавливались торговые связи России со Швецией в начале XVII века. Это было связано с тем, что после заключения Столбовского вечного мира, в 1618 г., шведам отошли все течение Невы и русское побережье Балтики. Торговля России со Швецией значительно сократилась. Лишь с 1637 г., когда в Стокгольме был открыт «Русский торговый дом», торговля оживилась. Более активно она осуществлялась русской стороной, кроме этого нелегально, под видом русских купцов из Ревеля, Риги и Нарвы в Швецию, ввозили товары прибалтийские немцы.
Шведы в указанный период пользовались таможенными льготами. Стратегическая задача шведов состояла в том, чтобы сократить торговлю Англии и Нидерландов с Россией и овладеть балтийской торговлей, а также сократить русскую торговлю в Архангельске, с Ревелем, Нарвой, Ниеншанцу. Ниеншанц намеривались превратить в крупный центр экспортно-импортной торговли с Россией.
В 1638 году в городе была создана таможня. Торговля со Швецией до 1656 г. не получила развития, так как она, по сути дел, несмотря на некоторые уступки русским торговым людям, была более выгодной для шведов. В период с 1656 по 1658 гг. Россия находилась в состоянии войны со Швецией за возвращение Ижорской земли. После заключения Кардисского мира (1661 г.) русско-шведские отношения стали возобновляться. Однако русские купцы, находясь на шведской территории, притеснялись, им не были созданы условия для торговли. Претензии предъявлялись и шведской стороной к России.
Исследуя торговые отношения во второй половине XVII в., можно придти к выводу о том, что объективный процесс, связанный с потребностью обмена товарами России и Швеции на северо-западе прокладывая путь. К Невскому устью ежегодно приходило свыше 100 купеческих судов, до половины из которых были русскими. Торговлю через них продолжали держать в своих руках новгородские, тихвинские, ладожские, олонецкие торговые люди. Ведущие центры балтийской торговли в XVII в. – Нарва, Рига и Ревель – ориентировавшиеся на русский рынок, оставались подвластны шведскому королю.
В начале XVII в. оживилась торговля с Персией, Хивой, Бухарой. Поставку товаров в Астрахань осуществляли персы, армяне, бухарцы, крымские и ногайские татары, индусы. Они привозили в Россию шелковые, хлопчатобумажные, золотые, серебряные парчевые ткани, ковры, шелк-сырец разных цветов, рубины, бирюзу, жемчуг, ревень, сабли. Следует учесть, что персидские купцы при ввозе товаров не платили пошлин.
В 1667 г. Алексей Михайлович выдал жалованную грамоту Армянской торговой компании, которая находилась в Персии. По царскому указу 1673 г. Армянской компании разрешалось продавать шелк и ткани только русским купцам.
Торговля с Турцией развивалась через Бессарабию. Основными товарами в русско-турецкой торговле были: из Турции – ткани и драгоценные камни, из России – кожи и меха, большой моржовый зуб и др.
Во второй половине XVII в. получила развитие торговля с Китаем. Она велась через Туркестан и Бухару; другой путь – через Тобольск и Тару, далее вдоль Иртыша, затем через калмыцкие и монгольские степи. Третий путь пролегал через Кяхту, монгольские степи и пустыню Гоби. Четвертый путь от Нерчинска до Пекина.
Освоение торговых путей сопровождалось созданием таможенных учреждений. Первая таможня была построена в Верхотурье в 1600 г. В 1603 г. таможни – в Тобольске, Тюмени, Сургуте, Березове, Мангазее. В 1689 г. была построена таможня в Иркутске. С Руси на восток направлялись русские изделия промышленности, пушнина, холст, продовольствие; на Русь из Китая сначала через Нерчинск, а в начале XVIII в. через Монголию шли шелковые и бумажные ткани; из Якутска, Туруханска через Иркутск шла пушнина на Русь или в Китай.
О торговом обороте и характере торговых товаров можно судить из следующих данных. В марте 1697 г. через Иркутск и Нерчинск было провезено 94 тыс. белок, 82 тыс. горностаев, 3342 соболя, 3240 корсаков, 11 250 аршин холста, 25 фунтов перца, 810 аршин крашена (крашеного холста), 900 аршин сукна сермяжного, 25 фунтов сахара, 130 топоров, 4 пуда уклада (стальных изделий).
Заключение с Китаем в 1689 г. Нерчинского договора способствовало развитию торговых отношений, перемещению товаров в составах караванов. В последующем торговля с Китаем регламентировалась и другими договорами и односторонними правилами. А в 1683 и 1698 гг. в свет вышли новые новоторговые таможенные статьи для Сибири, регламентирующие внутреннюю торговлю Западной Сибири и торговлю с Китаем.
2. Таможенное дело и таможенная служба России в XVI – первой половине XVII вв.
По мере становления Русского централизованного государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлин и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку.
В конце XVI – начале XVII в. в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин. Первый, так называемый «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, «на веру», в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу.
Таможенные головы избирались на один год. На крупных таможнях назначались и «товарищи», то есть заместители головы. Самые крупные таможни возглавлялись представителями купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским указом. Исходя из результатов работы таможен по итогам года, если суммы пошлин превышали ранее намеченную величину, таможенные головы поощрялись. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вручались в присутствии царя.
Второй способ управления таможнями и сбора пошлин – сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.
В начале XVII в. многие таможни находились на откупе: в Курске, Белгороде, Путивле, Орле, Рязани, Пронске, Верее, Лебедяни, Данкове и др. На «вере» были таможни, расположенные в Мезене, Каргополе, Перми Великой, Вятке, Соли Камской, Твери. В Калуге и Торжке до 1614 г. таможни были на откупе, а в последующем на «вере», в Михайлове и Зарайске до 1613 г. таможни были на «вере», а с 1614 г. перешли на откуп.
В XVII веке право взимания сбора таможенных пошлин было предоставлено некоторым монастырям. Но эти привилегии духовным лицам часто отменялись. Откупы сохраняются не только в XVII, но и в XVIII в. и отменены Высочайшим указом лишь в 1807 году.
Организационная структура таможен отличалась простотой и единообразием. В штатах таможен имелись целовальники. Их численность, в зависимости от важности таможни, колебалась от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносошные крестьяне. Целовальников так же, как и таможенных голов, избирали посадские люди и уездные крестьяне. При этом практиковалось избрание в таможни другой губернии.
После выборов составлялся «Выбор» – документ об избрании, который подписывали все участвующие в этом мероприятии. Это повышало ответственность избранных и наделяло их правами действовать от имени той части населения, которая выдвинула их на должность таможенника. Целовальники так же, как и головы, принимали присягу, но в присутствии воеводы, который, получив соответствующую грамоту из Москвы, отдавал приказ об очередных выборах в таможню. В Грамоте, посланной из Устюжской четверти в Великий Устюг воеводе П.Волынскому в 1626 году, его предупреждали, чтобы он не оставлял выбранных целовальников. В свою очередь, он должен был предупредить посадских людей, чтобы те выбирали на таможню людей «добрых и прожиточных», «а не воров и бражников».
В обязанности целовальников входили оценка товаров и сбор пошлин. На таможне один из целовальников назначался старшим, он же по совместительству являлся ларечным. Ларечный целовальник фактически выполнял роль казначея. Имелись «ходячие» и караульные целовальники. Они, как правило, направлялись для сбора пошлин в торговые места и охраняли таможенную избу. Целовальники сменялись ежегодно.
Кроме целовальников, на таможне были подьячие. Они вели таможенные книги, оформляли различные другие документы и получали жалование за счет сбора с «писчей деньги». В штате таможни имелись также истопники, сторожа, рассыльные и другие.
В России в XVII веке еще не было централизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столетия. Управление таможнями распределялось между Четвертями, Разрядным Приказом, Приказом Большого прихода, Сибирским Приказом и Приказом Казанского дворца. Важная роль в управлении принадлежала Большой казне. Эти органы в соответствии с существующим законодательством издавали для подчиненных им городов приказы и распоряжения. В соответствующие Приказы поступали таможенные сборы и отчеты о работе таможен.
В управлении участвовали и воеводы. На них возлагалась обязанность не только выбирать и назначать таможенников, но и, главное, осуществлять общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин. До середины XVII в. таможенные головы отчитывались перед воеводой о своей финансовой деятельности. В связи с тем, что воевода обладал реальной полицейской и военной властью, от него зависело положение таможенников. Это порождало злоупотребления со стороны воевод, которые подчас брали на себя сбор пошлин, а иногда запускали руку в таможенный ларь. Управляя таможнями, воеводы создавали свою «воеводскую приказную избу».
Важной особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и торговых центров. По сути, в Московском государстве существовал обычный налоговый сбор с едва просматриваемыми элементами таможенного механизма.
Тема 7. ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА
ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
во второй половине XVII в.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 709;