Большая прогулка
Ныне ученых заинтересовал и Титан — крупнейший из 17 спутников Сатурна, превосходящий по своему диаметру Меркурий. До сих пор было известно, что его атмосфера состоит из азота с примесью метана и других углеводородов. Теперь там обнаружена еще и вода. А это значит, что Титан весьма похож на нашу планету, какой она была примерно 4,5 млрд лет тому назад, как раз перед зарождением жизни.
Европейские ученые не нахвалятся на свою предусмотрительность. В октябре прошлого года, когда стартовал зонд «Кассини», они поместили на его борт спускаемый аппарат «Гюйгенс». Если «Кассини» направляется к другому спутнику Сатурна — Япету, то вот «Гюйгенс» как раз будет сброшен в атмосферу Титана.
Началось же все так.
Что сказал судья? Всякое уже бывало в 30-летней истории исследования планет Солнечной системы космическими аппаратами. Но чтобы федеральный судья решал, отправится ли в полет автоматическая межпланетная станция, — такого еще не было! Чем же провинился перед законом аппарат, названный в честь знаменитого французского астронома XVII века, итальянца по национальности, Дж. Кассини, который открыл четыре спутника Сатурна и «щель» в его кольце?
А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что на борту межпланетной станции находится 36 кг двуокиси плутония — радиоактивного вещества, предназначенного для питания бортового ядерного реактора. «Если ракета при запуске вдруг потерпит аварию, — предупреждали участники „зеленого“ движения, — то в результате радиация может распространиться на сотни миль, приведет к гибели десятков тысяч людей…»
Представители НАСА, надо отдать им должное, не стали отрицать принципиальной опасности. Однако они привели расчеты, согласно которым авария вряд ли ухудшит радиационный климат на Земле, поскольку двуокись находится в сверхпрочной капсуле, которая ни при каком раскладе не может взорваться. К тому же эта смесь запечена в керамику и ее концентрация в ней такова, что ни взорваться, ни распылиться в атмосфере она не может.
Так что прав был судья, вынесший вердикт: научная ценность эксперимента определенно перевешивает мало на чем основанные опасения защитников окружающей среды.
Путь к Сатурну. И вот 15 октября 1997 года после недельной задержки, вызванной неблагоприятными метеоусловиями на мысе Канаверал и шумом, поднятым «зелеными», — ракета-носитель «Титан IV» благополучно стартовала, вывела межпланетную станцию в космос, и она отправилась к… Венере. Дада, тут нет никакой ошибки — законы космической баллистики таковы, что энергетически выгоднее растянуть путь в 2,5 раза, но использовать для последующего разгона станции не топливо, а гравитационные поля других планет. В частности, в 1998-1999 годах она дважды обернется вокруг Венеры, промчится со скоростью 69 тыс. км/ч мимо Земли и, наконец, обогнув Юпитер, устремится к конечному пункту назначения.
Лишь 1 июля 2004 года «Кассини» окажется в окрестностях планеты-гиганта, в 764 раза превышающей диаметр Земли, и начнет разведку его окрестностей. Затем межпланетная станция должна выйти на орбиту вокруг Сатурна и передавать на Землю в течение 4 лет цветные снимки и другую научную информацию, которая поведает нам как о самом Сатурне, так и о его 18 спутниках и, разумеется, о его знаменитых кольцах.
Сделав 75 витков, «Кассини» затем приблизится к спутнику Титану, поверхность которого невозможно рассмотреть с Земли, поскольку он прикрыт густой облачностью. 6 ноября 2004 года станция сбросит на Титан зонд «Гюйгенс» — платформу с приборами, которая спустится на парашюте. Исследователи Европейского космического агентства, создавшие этот зонд, полагают, что он продержится около 3 ч, передавая через оставшийся в космосе базовый блок снимки поверхности спутника, данные о составе атмосферы, поверхности и другую ценнейшую информацию. Если, конечно, не разобьется о ледяную поверхность при посадке со скоростью около 25 км/ч.
Есть ли жизнь на Титане? Запуск «Кассини» — самая дорогостоящая и сложная межпланетная экспедиция, предпринимавшаяся человечеством. В космос отправилась станция размерами с двухэтажный дом, весом 6 т, которая включает в себя 18 сложнейших научных комплексов, в том числе и 300-килограммовый «Гюйгенс». Если посылка автоматической танкетки на Марс стоила всего 250 млн долларов, то эта экспедиция обойдется около 3,5 млрд долларов. И большая часть этих денег уже потрачена на изготовление, испытания уникальной аппаратуры, созданной как американскими, так и европейскими учеными.
Все они полагают, что им удастся получить ценные данные хотя бы уже потому, что Сатурн с его спутниками представляет собой как бы уменьшенную копию нашей Солнечной системы. И вполне возможно, что изучение ее, копии, поможет пролить свет на загадку происхождения жизни. Дело в том, что атмосфера Титана, по мнению некоторых исследователей, представляет собой и поныне такой же «суп» из органических соединений, который некогда существовал на нашей планете. Из него, как считается, и произошли потом все организмы на Земле. «Гюйгенс» поможет проверить теорию экспериментально.
Электроника требует стабильности. Так что через несколько лет нас ожидают немалые открытия. Если, конечно, экспедиция пойдет по плану, приборы не подведут и все системы сработают как надо.
Учитывая ее сложность и длительность, создатели «Кассини» постарались по возможности отказаться от конструкций, имеющих подвижные механические части: именно на них, как показала практика, приходится большая часть отказов. Практически все системы на «Кассини» электронные.
Однако почему все-таки нельзя было обойтись без радиоактивных элементов для их питания? Ведь летают же орбитальные спутники, используя энергию солнечных батарей. Ответ специалистов НАСА весьма прост: «Солнце из района Сатурна, удаленного на 1,5 млрд км от центра нашей планетной системы (то есть в 10 раз дальше Земли), выглядит лишь как маленькое пятнышко, — говорят они. — И для получения от него энергии пришлось бы строить фотоэлементы такой величины, что их никакая ракета не подняла бы. Ведь интенсивность солнечного освещения там в 100 раз меньше, чем в околоземном пространстве».
Что же касается другого опасения «зеленых» — мол, даже при удачном старте, когда межпланетная станция, разогнавшись в поле тяготения Венеры, в 1999 году приблизится к Земле, она опять-таки может занести радиоактивное заражение в атмосферу, то эксперты НАСА просчитали и этот вариант. «Вероятность входа в земную атмосферу составляет меньше одного шанса на миллион, — говорят они. — Но даже если это вдруг и произойдет, добавление имеющейся на борту двуокиси плутония-238 практически не изменит радиационной обстановки на Земле. Не забывайте, что на ней сейчас находится куда большее количество радиоактивных отходов, а также вполне еще работоспособных ядерных боеголовок…»
Кстати, при полетах «Вояджеров» на Марс и в некоторых других программах тоже использовались изотопные источники питания. И тогда полеты прошли без сучка без задоринки, никто не протестовал против их запусков. Так что дело, видимо, все же в тривиальных амбициях некоторых политиков, решивших сделать себе на космической акции некий капитал, нежели действительно в серьезном опасении за судьбу нашей планеты.
Контакт? Есть контакт!.. Первый контакт с внеземной цивилизацией может состояться в 2004 году! С таким сенсационным заявлением выступил на пресс-конференции, состоявшейся 7 апреля 1998 года в Лондоне, руководитель одного из подразделений Европейского космического агентства (ЕКА) Рейнхард Генцель.
Начал он с упоминания, что всего месяц назад вести об открытии запасов воды на спутнике Юпитера — Европе, а потом и на Луне были восприняты исследователями как удивительные природные исключения. Однако только что — благодаря новым уникальным данным, полученным с помощью инфракрасной космической обсерватории (ISO), запущенной на околоземную орбиту два с половиной года тому назад, — выяснилось, что вода во Вселенной явление довольно распространенное. «Огромное количество созвездий, звезд и планет вокруг них буквально утопают в воде, — сообщил Рейнхард Генцель. — По крайней мере, инфракрасные спектрограммы с большой определенностью свидетельствуют об этом».
Из этого открытия, в свою очередь, следуют многие далеко идущие выводы. «Астрономы получили возможность дать ответ на многие вопросы, которые озадачивали их на протяжении столетий, — продолжал исследователь. — И главный из них — как зародилась жизнь на Земле».
Вполне вероятно, что моря и океаны нашей планеты образовались из миллиардов и миллиардов тонн льда, доставленных в Солнечную систему из других миров кометами. Заодно, быть может, к нам были «импортированы» и примитивные, но живые микроорганизмы.
«Кометная» теория жизни вовсе не нова, но только сейчас появились вполне весомые факты для ее научного обоснования. Если она подтвердится, то наиболее вероятной прародиной человека может быть одна из планет в созвездии Ориона. Именно там специалисты ЕКА обнаружили «невероятно высокую концентрацию воды, играющую важнейшую роль в формировании планет и, возможно, жизни».
Впрочем, никакие экспедиции на историческую родину человечества пока не планируются — слишком далеко. И тем не менее первая встреча с внеземной жизнью может произойти относительно скоро, через каких-нибудь шесть лет. Именно к этому времени, как уже говорилось, исследовательский аппарат «Кассини», пройдя более 3 млрд км, достигнет окрестностей Сатурна и запустит на поверхность Титана — одного из спутников планеты-гиганта — небольшой исследовательский аппарат «Гюйгенс». Эта малютка и должна будет передать на Землю первую весть о том, существуют ли на Титане простейшие одноклеточные организмы.
Дело в том, что данный спутник, по мнению многих ученых, имеет сегодня те условия, которые некогда привели к возникновению жизни на Земле. «Сегодня на Титане может „вариться“ такой же „бульон“, из которого 4,5 млрд лет назад вышли первые органические соединения, — полагает директор ЕКА по научным программам Рожер Морис Бонне. — А стало быть, у нас есть шансы заглянуть на „кухню“ природы и понять на практике, как это „блюдо“ готовится…»
Иначе говоря, ученые в очередной раз дают нам надежду, что мы не одиноки во Вселенной.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 840;