ВАЛЕОЛОГИЯ
51. Мировоззрение и философия.
52. Социально-истори ческие детерминанты возникновения философии.
53. Смысл и назначение философии в мире культуры.
54. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики.
55.Философия и мифологий Философия и религия
56. Образ человека в Ведах.
57. Буддискии взляд на человека и человеческую жизнь.
58. Важная роль конфуцианской философии в китайской культуре и обществе.
59. Место человека в дао систской картине мироздания.
60. Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина.
61. Философия Платона - как форма поиска установления приоритета.
62. Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры.
63. Ангажированность и значимость проблемы знания для достижения разумной жизни.
64. Рационализация путей достижения гедоизма.
65. Социокультурный контекст формирования западноевропейское средневековой философии.
66. Основные источники. Феномен христианской религии в средневековой культуре.
67. Горизонты хрис- тианского мировоззрения.
68. Основные духовные ценности христианской религии.
69. Христианство и античная философии
70. Энциклопедизм, универсализм арабоязычного перипатетизма: Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, Ибн Рушд.
71. Концепция знания в "Коране". "Коран" и рациональное богословие.
72. Учение о мире, Боге и человеке в суфизме.
73. Философия Юсуфа Баласугуни. Благодатное знание.
74. Философские искания А.Йугинаки. Философские искания Махмуда Кашгари.
75. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссау
76. Социокультурные трансформации средневековой культуры и мышления.
77. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения.
78. Пессимистическая антропология Лютера.
79. Политическая философия Н.Макиавелли и ее значение для становления модели "сильного государства".
80. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием мировоззренческих открытий философии Ренессанса и Реформации.
81. Социокультурные трансформации средневековой культуры и мышления.
82. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения.
83. Пессимистическая антропология Лютера.
84. Политическая философия Н.Макиавелли и ее значение для становления модели "сильного государства".
85. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием мировоззренческих открытий философии Ренессанса и Реформации.
86. Возникновение эксперимент ального естествознания.
87. Наука как "предмет" философских рефлексий.
88. Влияние мировоз-зренческой установки философии Нового времени на формирование принципиально новых возможностей демонстрации субъективности западного человека в культурной деятельности.
89. Кантовская этика моральной воли как этика долга.
90. Учение Гегеля о диалектике. Основные категории диалектического Принципы диалектики.
91. Антропологическое учение Л.Фейербаха.
92. Влияние философии немецкого идеализма на формирование стратегии национальной безопасности и национальной сплоченности немецкого народа, на создание мощного централизованного государства, на формирование национального самосознания.
93. Идеологема "Москва - третий мир" и её влияние на российское общественное сознание.
94. Идеи славянофил и их влияние на формирование модели своеобразия русской истории, культуры, национального самосознания, на пропаганду самобытности русской жизни.
95. Концепция культурно-исторических типов П.Я.Данилевского.
96. Религиозно-философские искания русских философов (Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Н.Бердяев).
97. Синкретизм номадической культуры.
98. Образ Коркыт ата и миф о борьбе жизни и смерти.
99. Суфийская традиция, влияние на становление казахской философии.
100. Нравственная филос-офия Абая.
101. Философское творчество Шакарима Кудайбердиева.
102. Становление и достижения казахстанской школы диалектической логики.
103. Поиски путей казахстанской модели цивилизационного развития (Гарифолла Есим., А.П.Нысанбаев и др.). философский анализ феномена отчуждения (А.К.Абишев, З.Мукашев, А.А.Хамидов).
104. Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры XX в.
105. М.Хайдегтер и анализ европейского нигилизма.
106. Философские поиски экзистенциалистов XX в. А.Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения.
107. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека.
108. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Ж.-П.Сартра.
109. Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (К.Ясперс).
110. Экзистенциальния дихотомия человеческого существования.
111. Отношение к смерти в культурев философии.
112. Религиозная трактовка смерти: христианство и ислам о смерти. Почему мусульманин не боится смерти? Буддистский тантризм и стадии принятия смерти. Отношение к смерти в восточной философии. Феномен бессмертия.
113. Экзистенциализм о страхе. Страх и трепет. Страх как страсть.
114. Смысл жизни. Счастье в наслаждении как смысл жизни человека.
115. Нравственный смысл жизни: опыт религии и философии. Феномен счастья.
116. Открытое общество. Закрытое общество. Массовое общество. Индстриальное и постиндустриального общества.
117. Основные сферы культуры. проблемы типологии культуры.
118. Культура и цивилизация.
119. Любовь как глубинное экзистенциальное переживание.
120. Любовь романтическая и плотская.
121. Философия религии и теология.
122. Религиозно-политический терроризм.
123. Проблема исторического процесса.
124. Партикуляризм и универсализм. Возможен ли прогресс в истории!?
125. Универсально-человеческие ценности: действительное и иллюзорное.
126. Власть и мораль.
127. Восстание масс. Наваждение масс. Образы злодеев, героев в истории. Стереотипное мышление масс.
128. Феномен демократии. Либеральная демократия. Парадоксы демократии.
129. Феномен войны. Этатизм и анархизм.
130.Взаимосвязь образования и воспитания. Институализация образования.
131. Исторические типы диалектики.
132. Диалектика в классической немецкой философии и в марксизме. Модель гармонической диалектики (Г.Батищев).
133. Диалектика и диалогика (В.С.Библер).
134. Сущность категории диалектики.
135. Специфика познавательного отношения человека к миру.
136. Доопытное знание. Знание и познание. Знание и вера.
137. Истина и заблуждение. Теория истины.
138. Методы научного познания. Философские методы.
ВАЛЕОЛОГИЯ
В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов. Несомненно одно, что в центре всех отмеченных проблем стоит фигура учителя. Вот почему в последние образовательные стандарты педагогического образования включен целый ряд положений, которые должны помочь будущему учителю подготовиться к такому осуществлению своих профессиональных обязанностей, которое бы не оказывало отрицательного влияния на здоровье учащихся (или свело бы его к минимуму). Так, в части требований к уровню подготовленности выпускника педагогического вуза определены следующие условия:
- владение системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- обладание организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;
- осознание здоровья как ценности, владение знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
- представление о взаимодействии организма и среды, месте человека в эволюции Земли;
- владение системой знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;
- владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуально-типологических особенностях;
- владение знаниями о биологической природе и целостности организма человека;
- владение знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих признаках;
- владение знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью.
Как явствует из приведенного перечня, будущий учитель в ходе своей профессиональной подготовки в вузе должен овладеть значительным объемом знаний, умений и навыков, которые бы помогли ему в осуществлении образовательного процесса и обучения учащихся. Все это делает крайне актуальной проблему овладения студентами педагогических вузов системой знаний о здоровье и здоровом образе жизни, то есть получения ими валеологического образования. Во многих регионах России такая работа уже проводится, разработаны программные материалы и методическое обеспечение валеологического образования. По-прежнему, однако, актуальным вопросом остается обеспечение учебного процесса по валеологии учебниками и учебными пособиями, ориентированными именно на контингент студентов – будущих учителей. Существующие пока авторские издания либо не увязаны с требованиями государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования, либо вообще не имеют научного и методологического обоснования.
Представленный учебник является результатом многолетнего (с 1988 года) опыта преподавания валеологии в Липецком государственном педагогическом университете сотрудниками кафедры медико-педагогических дисциплин и Межвузовского центра по проблемам валеологического образования Министерства образования Российской Федерации.
В написании учебника принимали участие сотрудники ЛГПУ доц. B.C. Сычев (глава 5) и доц. А.И.Петкевич (глава 7). Кроме того, автор выражает благодарность всем сотрудникам Межвузовского центра по проблемам валеологического образования за помощь в подготовке и издании учебника.
Автор будет признателен за конструктивные предложения и критику по его структуре и содержанию.
В настоящее время готовится к изданию учебно-методическое пособие по организации семинаров и практикумов с целью.обучения студентов практическому применению основных положений валеологии, изложенных в учебнике.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1064;