Тема № 4 Феномен философии в средневековой культуре. 2. Цель лекции – раскрыть сущность средневековой философии по 2 этапам: патристика и схоластика
2. Цель лекции – раскрыть сущность средневековой философии по 2 этапам: патристика и схоластика.. Показать, как на данном этапе понималась проблема человек –мир. Превращение философии в служанку богословия. Проблемы позднего Средневековья, общее и единичное, номинализм и реализм. Место этой философии в рамках мировой культуры.
3. Тезисы лекции – Основная черта средневековой философии –теоцентризм, средневековая философия просуществовала более 1000 лет с IV по века. Господствующей философией становится христианской, следовательно, проблема человек – мир рассматривается через Бога, который понимается как творец, демиург вселенной.
Основные представители: Августин – создатель патристики, Фома Аквинский – создатель – схоластики. Если Августин принимал идею Бога без доказательства (“верить чтобы знать”), то Аквинат дает 5 доказательств бытия Бога. Именно Аквинат поставил проблемы двух истин, подчеркивал, что истины веры выше истин разума, что в познании имеются 3 этапа: чувственный, рациональный, вера. Номинализм и реализм рассматривают проблему и единичного, которая нашла свое развитие в последующем.
4. Иллюстративный материал: используются схемы по этапам средневековой философии по соотношению знания и веры, трем ступеням познания, доказательствам бытия Бога у Аквината.
5. Литература:
1. Философский энциклопедический словарь. М. 1998 г. Слова: теология, патристика, схоластика, номинализм, реализм.
2. Введение в философию. М. 1990 г. ч.1.
3. Августин. О городе божьем / Мир философии. т.1/.
4. Фома Аквинский. Сумма Теологии /Мир философии. т.2 стр 375-377/
6.. Контрольные вопросы.
1. Что такое теоценризм, чем он отличается от космоцентризма?
2. Что такое патристика и схоластика?
3. В чем состоит доказательства бытия Бога в схоластике Аквината?
4. Как решают проблему общего и единичного номинализм и реализм?
5. Кому принадлежит афоризм – верить, чтобы знать?
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 821;