Поведение растений-хищников
Растения насекомо-рыбо-ядные, в последнее время, обратили на себя внимание натуралистов, как явление, само по себе, интересное и приводящее к философским выводам[6].
Недавно открытое Дунстаном в окрестностях озера Никарагуа растение ландоктопус настолько удивительно, что сведения о нём можно было бы принять за сказку, если бы их не сообщило специальное натуралистическое издание (жаль, что Овсинский их не приводит).
На этих именно растениях отлично можно наблюдать одновременно их чувствительность и способность воспринимать впечатления собственной растительной жизни.
Впечатлительность обнаруживается сейчас же, после соприкосновения насекомого или рыбки с частью растения, предназначенной для хватания их.
Хищные растения действительно переваривают пойманные жертвы и лучше растут, как бы, тучнея от тел своих жертв.
Это подтвердили опыты Дарвина, Бюзгена и других натуралистов, которые констатировали, что вес экземпляров, питающихся насекомыми, был в два с лишком раза больше, чем тех же растений, не питающихся ими, а извлекающих пищу исключительно из земли, при помощи корней.
Наконец, водяные хищные растения, например, болотный лён, совершенно не имеют корней и питаются исключительно мелкой рыбкой, рачками и пр.
Болотный лён произвёл такие опустошения среди рыб в Америке, что американцы должны были обратиться к проф. Колину в Бреславле, с просьбой, чтобы он открыл им тайного грабителя.
Проф. Колин обнаружил, что этим хищником есть растение — болотный лён, от которого начали очищать пруды, чтобы предупредить истребление мелкой рыбы.
Но, присмотримся к перечисленным растениям несколько ближе. Мухоловка (Dionea) родом из северной Америки.
Она принадлежит к растениям сухопутным и встречается в наших садовых заведениях. Листья её на концах могут закрываться, укладываясь, наподобие двух половинок устрицы.
Движение это происходит тогда, когда на одну из двух подвижных половинок сядет насекомое.
Тогда быстрым движением листья смыкаются, излавливая насекомых, после чего, наступает процесс переваривания, происходящий таким образом, что половинки листа выделяют из себя кислый сок и фермент, похожий, по составу, на желудочный сок человека, растворяют пойманную жертву в этом соке и после того, как она начнёт перевариваться, раскрываются, чтобы снова начать охоту.
Листья не закрываются, если мы положим на них кусочек дерева или камешек, но они закроются, если растению дать кусочек яичного белка или мяса. И, следовательно, мухоловка умеет отличать вещи удобоваримые от неудобоваримых.
В процессе этом, мухолов проявляет одинаково, как впечатлительность, так и самопознание, ибо он знает, когда оканчивается процесс переваривания и когда наступает пора открывать ловушку.
Интересным также представляется строение железистых волосков росянки, предназначенных для хватания насекомых.
Каждый волосок складывается из нежных продолговатых клеточек, число которых увеличивается в головке, на которой выступает слизь, выделяемая переваривающими железами.
Когда к этой слизи прилипнет насекомое, то волосок с насекомым соответственно наклоняется и укладывает жертву на середину листа, после чего, другие волоски тоже наклоняются к жертве, выделяют кислоту и фермент, подобный пепсину (желудочный фермент, ускоряющий расщепление белков).
Росянка также умеет вовремя выделить слизь, кислоту и ферменты, и волоски её знают, когда нужно нагнуться к жертве и когда снова выпрямиться.
Болотный лён, вместо корней, наделён пузырьками, запирающимися клапаном, которые ловят рачков, мелкую рыбёшку и проч.
После захвата жертвы, клапан не открывается до тех пор, пока не окончится процесс переваривания.
Но, растение это даёт ещё более ощутимые доказательства самопознания. Оно превосходно чувствует приближающийся период размножения, и тогда его пузырьки, вместо липкой тяжёлой жидкости, наполняются воздухом.
Целое растение, которое до сих пор отдыхало на дне, поднимается вверх, распускает цветы на поверхности воды и, после оплодотворения цветов, пузырьки опять наполняются тяжёлой жидкостью и втягивают растение на дно, где уже дозревают его семена.
* * *
Удивительный пример самопознания также дают нам валиснерии (известные аквариумные растения).
Прикреплённая ко дну, валиснерия всё время растёт под водой. Когда подходит время цветения, происходит весьма интересное явление.
Мужские цветы отрываются от короткого стебля и всплывают на поверхность воды, рассеивая там свою плодотворную пыль.
Стебель же женского цветка развёртывает свои завитки и, выпрямляясь, выносит тоже и женский цветок на поверхность.
Здесь происходит свадебный пир — опыление, после чего скручивающийся спиральный стебель опять втягивает оплодотворённый женский цветок в воду, где и поспевает семя.
Некоторые растения сами рассевают и выбрасывают семена (например, «бешеный огурец»).
Некоторые цветы умеют задерживать насекомых[7], засматривающих им внутрь.
Итак, в жизни растений мы замечаем явления, заслуживающие более серьёзного внимания.
Они доказывают, что мы не имеем права говорить о растениях, как о бездушных минералах.
Проф. Шокальский, обнаруживая привычку растений, говорит:
«Привычка высшего организма суть… основа деятельной самобытности растения, управляющего целым своим внутренним хозяйством.
Одни только философы признают её открыто, как растительную душу. Но, к несчастью, они, в своих рассуждениях, настолько злоупотребили ею, что, в глазах материалистов, потеряли всякое доверие.
А отсюда происходит наше теперешнее исключительно материалистическое в естествоведении направление».
Но, как говорит Альман: «На самом деле, все последние наблюдения всё больше и больше подтверждают тот факт, что жизнь животного и жизнь растения, по своему существу, одинаковы[8] — подобно тому, как одинакова протоплазма».
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 899;