Классика жанра
Документ инвентаризационной комиссии одного из северных предприятий, члены которой сумели посчитать в декабре при четырехметровом снеге 2 400 тонн труб. В апреле, когда снег растаял, выяснилось - труб нет, а подписи членов комиссии есть. В результате фирма списала их за счет чистой прибыли, а кто-то неплохо «заработал».
Начнем с самого популярного и любимого мошенниками продукта.
МЕТАЛЛОЛОМ привлекает махинаторов самого разного калибра. Рядовые сотрудники просто уносят его (особенно лом цветных металлов). Более крупные мошенники получают свою долю на пересортице и недовесе реализуемого металлолома или же имеют откат от покупателей за «правильную» цену.
Если же на фирме существует преступная группа менеджеров из разных отделов (департаментов), то нередко под видом металлолома реализуется еще пригодное оборудование. Затем смазанное и подкрашенное оборудование будет снова закуплено компанией (разница между металлоломом и б/у - существенная).
НЕФТЕПРОДУКТЫ тоже весьма популярны среди мошенников. Объясняется это тем, что, во-первых, любой работник, имеющий отношение к автотранспорту или к гаражу, относительно легко получает доступ к ГСМ. Кроме того, ГСМ легко размещаются в любой таре - от стеклянной банки до цистерны. Во-вторых, как правило, завышенные лимиты расхода ГСМ, к которым добавляется отвратительное состояние учета как расходов ГСМ, так и точной нагрузки на технику. В-третьих, реальная возможность вывоза и практически свободной реализации похищенного в связи с большим количеством частных владельцев автотранспортных средств. В-четвертых, не следует забывать и о примитивности способов контроля, которые сегодня применяются: фиксация в путевом листе показаний спидометра, который достаточно легко подкручивается, пломбирование баков и т.д. В-пятых, комфортной жизнь бензиновых жуликов делает способность бензина и дизельного топлива изменять плотность в зависимости от температуры (один килограмм топлива может иметь объем от 1,16 до почти 1,19 литра).
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫВОЗА ГСМ. Прежде всего это огромное количество самодельных баков увеличенной емкости, канистры, которые водители прячут в самых неожиданных местах. Бывают и достаточно оригинальные схемы хищений, которые используют рядовые мошенники. Так, У.Сулейманов был свидетелем такой необычной практики: в качестве контейнера использовался полый навесной нож дорожной машины с приваренным незаметным горлышком, которое закрывалось крышкой на резьбе. Полый нож вмещал более сотни литров ГСМ. Дорожная машина, оснащенная этим ножом, несколько раз в день выезжала для того, чтобы почистить подъездные пути, и охрана машину пропускала.
Особое место занимает хищение ГСМ с тех машин, которые вообще не покидают территорию фирмы. Здесь уже орудуют мошенники рангом повыше, которые пользуются тем, что контроль за этой техникой ослаблен, и просто завышают расход топлива. «Сэкономленные» ГСМ вывозят другие машины. Другой вариант, когда заправщик либо не полностью заливает в баки этих машин топливо, либо вообще его не заливает, просто собирая с водителей подписи о якобы полученных ГСМ. Машины продолжают работать на «сэкономленных» резервах, а топливо автозаправщик реализует на стороне. Следует отметить, что по документам бухгалтерии все в полном порядке, по нормативам - тоже. В подобных схемах обязательно участвуют, кроме рядовых водителей, бригадиры, мастера и их начальники.
Руководители транспортного департамента занимаются хищениями ГСМ, вообще не завозя закупленное и оплаченное топливо на территорию фирмы. Их задача - следить за его липовым списанием. Рядовые водители и машинисты, которые расписываются якобы за залитое топливо, получают свою мизерную долю. Для рядовых работников транспортного департамента данная схема хороша тем, что они практически ничем не рискуют, поскольку сами ничего не воруют. Если компания имеет свои заправки, то минимальные цифры по Санкт-Петербургу - это два рубля с каждого литра полученного бензина. Залив тонну, мошенник имеет 2 тыс. рублей. Как правило, в день через него проходит не менее пяти тонн.
СКЛАД - РАИ ДЛЯ МОШЕННИКОВ. Исследования показали, что 60% складских злоупотреблений связаны с внутрикорпоративным мошенничеством. Существует два типа складского мошенничества: банальное воровство и фиктивные отгрузки.
Наибольший интерес у мошенников-сбытовиков вызывает неучтенная продукция, поскольку вероятность обращения собственника в правоохранительные органы по факту пропажи неучтенки весьма незначительна. Поэтому чем меньше сбытовики, обслуживающий персонал и сотрудники охраны склада знают об общей структуре финансовых и товарно-сырьевых потоках фирмы, тем лучше.
Прежде чем брать на работу сотрудника отдела сбыта и завскладом, необходимо собрать о них максимум информации. Эмпирическим путем определено, что наиболее содержательные и полные комментарии насчет особенностей характера и профессиональных качеств претендента, как правило, дают три источника: непосредственный начальник, подчиненный и офис-менеджер компании. Склонности человека ко лжи и воровству можно выявить при помощи детектора лжи, графологической экспертизы и психологических тестов.
Руководителям подразделений безопасности тех компаний, в которых отделы сбыта и снабжения уже укомплектованы, можно посоветовать хотя бы раз в год внедрять в складские службы «кротов» (желательно общительных и проверенных людей на должности грузчиков). Практика показывает, что нередко складское воровство зиждется на круговой поруке, и уже через две-три недели лжегрузчик сможет предоставить достаточно информации для того, чтобы сделать выводы о чистоплотности службы сбыта компании.
Снизить уровень внутрифирменного мошенничества на складе и существенно упростить процедуру складского учета позволяет грамотно оформленная материальная ответственность сотрудников. По словам эксперта, достаточно зафиксировать в трудовых соглашениях с завскладом, сбытовиками и грузчиками размеры финансовых санкций за пропажу товара, и работать останутся только честные сотрудники. Такой подход стимулирует работников к самостоятельному и дотошному учету складских остатков при пересменах. Отличными профилактическими мерами являются ежедневное снятие складских остатков, еженедельная плановая инвентаризация и внеплановые проверки.
Кроме того, руководитель компании может неожиданно для сотрудников завезти на склад, к примеру, собственный бракованный товар, представив его как продукцию условного контрагента, и предложить откат, чтобы брак взяли. В результате таких мер проверяются сами сотрудники склада, а также создается прецедент, после которого в случае возникновения аналогичной ситуации сотрудники усомнятся, действительно ли им предлагают откат или это очередная проверка.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1221;