Сперма.
Внешний вид и свойства следов спермы.Семенные пятна, образовавшиеся на светлых текстильных тканях, имеют сероватый или желтоватый цвет, наиболее интенсивный в периферической области пятен. На материях, окрашенных в темные тона, следы спермы представляются беловатыми; сквозь них нередко просвечивает фон предмета-носителя. Двумя характерными свойствами семенных пятен являются их извилистые, так называемые ландкартообразные очертания и жестковатость, как бы накрахмаленность того места ткани, где они образовались. Если сперма попала на материал, имеющий ворс, то она подсыхает на ворсинках в виде беловато-сероватых чешуек. На предметах с невсасывающей или маловсасывающей жидкость поверхностью сперма образует беловато-сероватые, иногда желтоватые корочки.
Вопросы, разрешаемые экспертизой.Судебно-меди-цинской экспертизой спермы обычно разрешают следующие вопросы:
1) образованы ли обнаруженные на вещественных доказательствах следы спермой;
2) могла ли произойти сперма от подозреваемого или принадлежность ему спермы исключается.
Вопрос о том, от кого произошла сперма — от человека или животного, специально не выделяется, так как по действующему уголовному законодательству это не требуется. Кроме того, о принадлежности спермы человеку можно судить по данным морфологического исследования при установлении ее наличия на предметах, подлежащих экспертизе.
Срок, прошедший с момента попадания спермы на вещественные доказательства, несомненно, представляет для следствия интерес, но установление давности следов спермы (например, хлоридный метод) малоэффективно по тем же причинам, что и определение давности следов крови.
Установление наличия спермы. Ввиду того, что следы спермы на вещественных доказательствах визуально могут быть очень плохо различимы, судебно-медицинский эксперт вынужден прибегать к некоторым ориентировочным методам исследования: макролюминесценции, химическим и микрокристаллическим реакциям, например реакции Флоранса, при которой в случае наличия спермы выпадают кристаллы коричневого цвета в форме косых параллелограммов, иногда с раздвоенными концами.
Поскольку эти методы не являются доказательными для спермы, положительный результат их только помогает эксперту выявить следы для дальнейшего исследования; отрицательный же исход не исключает семенного происхождения следов.
Рис. 41. Сперматозоиды человека
Особенно большие затруднения возникают в случаях когда сперма содержится в пятнах крови.
Для обнаружения следов, подозрительных на сперму, очень эффективна новая реакция с соком из клубней картофеля. Картофельный сок агглютинирует человеческие эритроциты независимо от их групповой принадлежности. В присутствии спермы агглютинация эритроцитов не наступает. Степень задержки агглютинации проверяют микроскопически. При этом в препарате нередко обнаруживают и сперматозоиды, что избавляет эксперта от дальнейших исследований. Задержка агглютинации происходит также при наличии женского молока, но пятна спермы и молока легко дифференцировать при помощи реакции на жир.
Наличие спермы считается доказанным лишь при обнаружении ее морфологических элементов — сперматозоидов (рис. 41). Они состоят из головки, шейки и хвоста, имеющих, как выяснено методом электронной микроскопии, очень сложную структуру. Головка человеческого сперматозоида отличается по форме от головок сперматозоидов животных; она овальная и несколько сдавлена в верхней половине, вследствие чего в боковом положении представляется грушевидной. В нижней части головки содержится ядро, более интенсивно окрашивающееся, чем остальная ее часть. Достоверным основанием для вывода о семенном характере пятна служит выявление целого сперматозоида или сохранившегося не полностью, но состоящего из головки, шейки и хотя бы начального участка хвоста. Для обнаружения сперматозоидов предложено много методов: избирательная окраска в предмете-носителе, извлечение из пятен различными способами, непосредственная микроскопия, микролюминесцентный анализ, способ отпечатков. Однако все они трудоемки, требуют немалой затраты времени и не всегда ведут к цели, особенно если насильник страдал азооспермией. Поэтому изыскивают методы, результаты которых не зависели бы от наличия в сперме сперматозоидов. Многообещающими в этом смысле являются хроматография и упомянутая ранее реакция с соком из клубней картофеля.
Разрешение вопроса о возможности происхождения спермы от определенного лица. Разрешение вопроса о возможности происхождения спермы от подозреваемого в изнасиловании основано, во-первых, на определении групп изосерологической системы АВО и, во-вторых, на исследовании феномена «выделительства» антигенов этой системы.
Известно, что группа всех выделений, в частности спермы, каждого человека соответствует группе его крови. Однако у небольшого числа лиц (примерно 20%) в выделениях, в том числе и в сперме, групповые антигены либо не обнаруживаются обычными методами исследования («слабые выделители»), либо вовсе не выявляются («невыделители»). Категория «выделительства», присущая каждому человеку, качественно постоянна в течение всей его жизни. Это имеет большое значение, так как может быть использовано для весьма тонкого дифференцирования выделений, в частности спермы. Так, если сперма на одежде потерпевшей относится к группе В(III) и произошла от «выделителя» этого антигена, а подозреваемый тоже имеет группу В(III), но принадлежит к категории «слабых выделителей» или «невыделителей», то из этого следует, что, несмотря на совпадение группы, сперма на вещественных доказательствах не принадлежит подозреваемому.
Одновременно с вещественными доказательствами в судебно-медицинскую лабораторию направляют:
1) образцы крови потерпевшей и подозреваемого (в жидком состоянии, а при необходимости длительной транспортировки — еще и в виде пятен на марле);
2) образец слюны или лучше всего спермы подозреваемого, а если потерпевшая жива, то образец и ее слюны.
В связи с тем, что категорию «выделительства» можно установить как по слюне, так и по сперме, обычно прибегают к тому образцу, который легче получить (в данном случае допустимо брать слюну вместо спермы). Слюну берет эксперт в судебно-медицинской лаборатории или врач больницы (поликлиники), а сперму — эксперт в судебно-медицинской амбулатории. Слюну и сперму выливают на марлю, помещенную в какой-либо чистый плоский сосуд (например, чашка Петри), и высушивают при комнатной температуре. Необходимо иметь в виду, что в жидкой слюне групповые вещества быстро разрушаются и потому слюну высушивают немедленно после взятия. Оставление ее в жидком состоянии даже в течение небольшого промежутка времени (несколько часов) может повлечь за собой ошибку в определении степени «выделительства» антигенов и неправильное экспертное заключение. С образцами слюны и спермы следователь поступает так же, как и с образцами крови (стр. 306).
В случаях, когда по образцу слюны выясняется, что подозреваемый является «слабым выделителем» или «невыделнтелем», вопрос уточняют по дополнительно затребованному образцу спермы, так как в слюне «слабых выделителей» групповые антигены могут быть выражены слабее, чем в сперме.
Если потерпевшая погибла, категорию ее «выделительства» можно установить по образцу крови из трупа путем определения группы изосерологической системы Льюис. Известно, что все люди с кровью группы Le(a — b-f) являются «выделителями» антигенов системы АВО, а лица с кровью группы Le(a+ b — ) — «слабыми выделителями» или «невыделителями». Только при крови группы Le(a — b — ) вопрос о «выдели-тельстве» остается неразрешенным, поскольку кровь этой группы может быть как у «выделителей», так и у «слабых выделителей» или «невыделителей».
Образцы исследуют перед исследованием следов спермы на вещественных доказательствах.
В период, когда подозреваемый в совершении преступления еще не установлен, судебно-медицинский эксперт обязан проводить экспертизу без образцов крови, слюны и спермы подозреваемого, так как это важно для розыска преступника.
Группы спермы и слюны определяют методом абсорбции (стр. 316).
Установление групповой принадлежности спермы в следах на вещественных доказательствах, в образцах крови потерпевшей и подозреваемого, определение категории «выделительства» подозреваемого, а иногда и потерпевшей дают возможность:
1) исключить принадлежность спермы в следах на предметах, подлежащих экспертизе, подозреваемому;
2) предположить, что сперма на вещественном доказательстве могла произойти от подозреваемого или какого-либо другого мужчины — «выделителя» той же группы.
Суждение о групповой принадлежности спермы в следах на вещественных-доказательствах может быть затруднено возможностью примеси выделений из влагалища потерпевшей, которые у «выделителей» тоже содержат групповые антигены; неблагоприятным для экспертизы сочетанием групп у потерпевшей и насильника; отсутствием подозреваемого.
Пример. Преступник не найден. Потерпевшая имела кровь группы А(II) с сопутствующим агглютиногеном О (агглютиногеном Н) и принадлежала к категории «выделителей». Отсюда следует, что в выделениях ее влагалища присутствовали антигены А и 0. В содержимом влагалища, взятом тампоном после изнасилования, обнаружена сперма и выявлены два антигена — А и 0. Они могли произойти как из выделений влагалища потерпевшей, так и из спермы. Поэтому в отношении группы последней возможны лишь предположительные выводы сперма относится либо к группе А(II), либо к группе 0(1) либо принадлежит «слабому выделителю» или «невыделителю» любой из четырех групп — 0(I), А(П) В(III) и AB(IV). Категорически здесь можно только утверждать, что преступник не был «выделителем» группы В(III) или AB(IV).
Еще более сложно судить о группе спермы в случаях группового изнасилования.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 2621;