ЖИТЕЛИ ТРОБРИАНДСКИХ ОСТРОВОВ
Социологи часто обнаруживают, что поведение, вызывающее презрение в одном обществе, может считаться общепринятым среди носителей другой культуры. Ирландские фермеры, о которых шла речь, были бы потрясены, узнав, что среди жителей Тробриандских островов Новой Гвинеи супруги обычно рассчитывают на поддержку именно со стороны родственников жены. В тробриандском обществе мужчина обычно женился на дочери сестры своего отца. Молодожены жили в поселке мужа, но поддерживали родственные связи главным образом с членами семьи жены. Каждая семья получала половину или больше половины материальной помощи от брата жены. Отец, отдававший семье своей сестры основную часть своего имущества, знал, что оно достанется ее дочери, которая выйдет замуж за его сына. Таким образом, как объясняет Малиновский (1929), имущество отца в конце концов переходило к его собственному сыну. Этот обычай гарантировал также, что в пожилом возрасте отец мог рассчитывать на помощь сына и его жены.
В отличие от ирландского фермера, всю жизнь полновластно руководившего своими сыновьями, муж в тробриандской семье не контролировал детей. Их воспитанием занимался главным образом дядя со стороны матери, он имел также право требовать их помощи во многих делах. Тем не менее, отцы принимали участие в жизни своих детей. Они заботились о младенцах - кормили, купали, выходили с ними гулять. Дети часто привязывались к отцам, хотя не ощущали с ними кровной связи, а скорее понимали, что те состоят в браке с их матерью.
Жители островов глубоко верили, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению, беременность происходит лишь по одной причине: дух-родственник замужней женщины вселяет в ее тело духа-ребенка. Кенкель (1971) объясняет это следующим образом: "Жители Тробриандских островов вступали в контакт с иностранцами, и им известна "болтовня миссионеров", утверждавших, что зачатие происходит в результате полового сношения и мужчина играет важную роль в продолжении рода. Они считают эту "теорию" совершенно бессмысленной и приводят вполне убедительные, но не всегда логически обоснованные доводы, доказывающие ее полную нелепость. Например, упоминалось несколько случаев, когда мужа не было дома более года, и, вернувшись, он находил в доме новорожденного младенца. Вместо того чтобы обвинить жен в измене, считавшейся среди жителей островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия. Один муж, оказавшийся в такой ситуации, считал это веским доказательством того, что половые сношения абсолютно не связаны с рождением детей!" (с.85).
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 684;