Основные закономерность нормального и аномального развития ребёнка: понятия гетерохронии развития, асинхронии, сензитивного периода.

Проблема детского развития — одна из самых слож­ных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты мно­гочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.

Рассмотрение механизмов системогенеза психических функций в раннем возрасте начнем с выделения трех базовых понятий: кри­тический,или сензитивный,период, гетерохронияи асинхрония.

Критический,или сензитивный(чувствительный), период,под­готовленный структурно-функциональным созреванием отдельных мозговых систем, характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т, п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.

Скоттом (Scott, 1979) было предложено несколько вариантов развития.Первый из них

А, предполагающий, что развитие на всех этапах совершалось с одинаковой скоростью, представля­ется маловероятным. Скорее, можно говорить о по­степенном, накоплении новых признаков.

При варианте В ста­новление функции происходит очень быстро. Примером может служить формирование сосательной реакции.

Часто встречает­ся вариант С, при котором на начальном этапе происходят бы­стрые изменения, а затем скорость их замедляется.

Наконец, ва­риант Д характеризуется скачкообразным течением, критичес­кие периоды повторяются через определенные временные отрезки. К этому варианту относится формирование большин­ства сложных психических функций.

Значение критических периодов заключается не только в том, что они являются периодами ускоренного развития функций, но также и в том, что смена одних критических периодов другими задает определенную последовательность, ритм всему процес­су психофизиологического развития в раннем возрасте.

Второе базовое понятие — гетерохрония развития.Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от про­стого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внут­ренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестро­ек. Как уже говорилось, формирование отдельных психофизио­логических функций происходит с различной скоростью, при этом одни функции на определенном возрастном этапе опере­жают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их формирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отстававшие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому развитию. Таким образом, в результате гетерохро­нии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, фа­культативный характер, другие становятся постоянными. В ре­зультате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства. Лучшим примером та­ких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции.

Асинхронии развития.В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возни­кают различные диспропорции в развитии. Рассмотрим некото­рые из этих вариантов.

Явления временной независимости —явления изоляции. Вы­готский (1983) писал, что в норме для двухлетнего ребенка линии развития мышления и речи идут раздельно. Позднее, перекрещи­ваясь, они дают начало новой форме развития. В то же время функции, на раннем этапе развивающиеся независимо друг от друга, могут вступать в различные факультативные взаимосвязи с другими функциями (например, речь + восприятие + аффект).

В норме состояние независимости имеет временный харак­тер. В патологии же эта независимость превращается в изоля­цию. Изолированная функция, лишенная воздействий со сторо­ны других функций, останавливается в своем развитии, теряет адаптивный характер. При этом изолированной может оказать­ся не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимы координирующие воздей­ствия со стороны нарушенной функции. Так, например, при тя­желых формах умственной отсталости весь моторный реперту­ар больного ребенка может представлять ритмическое раскачи­вание, стереотипные повторения одних и тех же элементарных движений. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько грубым нарушением мотива-ционной сферы. При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко наблюдается хорошая механическая память. Однако ее использование ограничено из-за низкого интеллекта. Внешняя богатая речь со сложными «взрослыми» оборотами остается на уровне подражания. В дошкольном возрасте богатая речь таких детей может маскировать интеллектуальную несостоятельность.

Жесткие связи и их нарушения (по Н. А. Бернштейну, прин­цип цепочки). Этот тип организации наблюдается на ранних эта­пах развития ребенка и свидетельствует о возникновении ус­тойчивых связей между отдельными звеньями психического про­цесса. Однако устойчивость такой системы возможна в строго ограниченных условиях. Жесткая система не способна адекват­но реагировать на многообразие окружающих условий, не обла­дает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдель­ных звеньев ведет к нарушению всей цепочки в целом.

Как показали исследования А. Р. Лурия с сотрудниками, при олигофрении в результате нарастания инертности внутри таких цепочек нарушается переключение с одного звена на другое. При этом степень инертности отдельных звеньев может быть различной. Так, при олигофрении она более выражена в сенсо-моторной сфере и меньше в речевой. В результате речь оказы­вается изолированной и не связанной с сенсомоторными реак­циями. Таким образом нарушается сама возможность возникно­вения более сложных, иерархических структур. В более легких случаях могут наблюдаться временные трудности при переходе от жестких связей к иерархическим. В этом случае старые свя­зи полностью не оттормаживаются (фиксируются) и при каж­дом затруднении вновь актуализируются.

При такой организации, когда одновременно сохраняются старый и новый способы реагирования, процесс приобретает неустойчивый характер.

Иерархические связи и их нарушение. Как показал Н. А. Берн-штейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пла­стичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов, вы­делением ведущих (смысловых) и технических уровней, а также оп­ределенной автономностью отдельных систем, каждая из которых решает свою «личную задачу» (Бернштейн, 1947). При различных дисфункциях в первую очередь страдает развитие сложных межфун­кциональных связей, какими являются иерархические координации. Эти нарушения могут возникать как на смысловом, так и на техни­ческих уровнях. В последнем случае ведущий (смысловой) уровень вынужден «помогать» испытывающим трудности техническим уров­ням. В результате происходит перераспределение контроля в их пользу и, как следствие, страдает смысловая организация действия. Приме­ры можно найти не только в патологии, но и в норме при формиро­вании нового действия. Так, ребенок, овладевая навыком письма, все внимание обращает на графическую сторону (написание букв), од­новременно теряя смысловую сторону действия. Аналогичные труд­ности дети испытывают при овладении техникой чтения.

В патологии развитие сложных межфункциональных связей страдает в первую очередь. Большей частью речь идет о недо­развитии иерархических координации. Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возникновения новых координа­ции является гетерохрония. В патологии же наблюдаются дис­пропорции, возникают различные типы асинхронии развития. Среди основных можно выделить следующие:
А) явления ретардации— незавершенность отдельных пери­одов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и задержки психическо­го развития. Р.Е.Левиной (1936) описаны дети с общим рече­вым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически дли­тельное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое раз­витие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет на­копления словаря автономных слов. В этом случае патологичес­ки фиксируется один из низших речевых этапов, в норме зани­мающий очень короткий период;

Б) явления патологической акселерацииотдельных функций, например чрезвычайно раннее (до 1 года) изолированное разви­тие речи при раннем детском аутизме, сочетающееся с грубым отставанием, ретардацией в сенсомоторной сфере. При этом ва­рианте асинхронии развития могут длительно сосуществовать раз­витая (взрослая) речь и речь автономная: наглядные, комплекс­ные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических об­разований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Таким образом, при асинхрониях развития наблюдаются- раз­личные варианты нарушений: явления стойкой изоляции, фик­сации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии.

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и от­крывает новые перспективы в области коррекции.

Если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений! но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.

 








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 5074;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.