Революционные организации и кружки середины 60-х-начала 70-х годов
Революционно-демократическое направление в русском освободитель ном движении середины 60-х - начала 70-х годов XIX в. было представлено деятельностью различных кружков интеллигенции в Москве, Петербурге и в ряде провинциальных, в основном университетских, городов.
Наиболее значительным из них был кружок "ишутинцев", действовавший в 1863 - 1866 гг. в Москве и Петербурге. Основателем его стал вольнослушатель Московского университета Николай Ишутин. Кружок первоначально составили Дмитрий Каракозов (двоюродный брат Ишутина), Петр Ермолов, Петр Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Московском университете. В кружок был вовлечен принадлежавший к пензенскому землячеству будущий знаменитый историк В.О. Ключевский. В Петербурге действовало отделение кружка под руководством талантливого литератора и фольклориста И.А. Худякова.
Ишутинцы считали себя учениками Н.Г. Чернышевского и по примеру героев его романа "Что делать?" пытались организовать разного рода производственно-бытовые артели. В Москве ими были открыты переплетная и швейная мастерские, воскресная школа и Общество взаимного вспомоществования для бедных студентов. На артельных началах участники кружка намеревались организовать труд на одной из фабрик Можайского уезда, но приобрести фабрику им не удалось, хотя они и вели переговоры о ее покупке. Они также строили планы освобождения Чернышевского из сибирской ссылки.
В 1865 г. ишутинцы пришли к мысли о необходимости более актив ной деятельности и в феврале 1866 г. создали тайное общество под названием "Организация". Они намереваясь создать в провинции ее филиалы. Член кружка Дмитрий Каракозов по своей инициативе совершил покушение на Александра II: 4 апреля 1866 г. он стрелял в императора у Летнего сада в Петербурге, но промахнулся и был схвачен. Суд приговорил его к повешению, остальных членов кружка - к разным срокам каторги и ссылки.
Покушение на царя послужило предлогом заметного поворота к политической реакции. Указом 13 мая 1866 г. была усилена власть губернаторов. Реакция обрушилась на демократическую печать: были закрыты "Современник" и "Русское слово". Усилились гонения на высшую школу и студенчество. Последовали отступления от проведенных реформ, в частности, подверглись ограничению права земств и задержана подготовка реформы городского самоуправления.
Однако реакция не могла приостановить развитие революционно
демократического движения. Осенью 1868- весной 1869 г. прокатилась волна студенческих "беспорядков" в высших учебных заведениях Петербурга - в университете, в Технологическом институте и Медико-хирургической академии. Студенческие волнения захватили и Московский университет. Возникали новые конспиративные студенческие кружки.
Активный участник студенческих волнений 1868 - 1869 гг. в Петербурге приходский учитель, вольнослушатель университета, Сергей Нечаев совместно с молодым журналистом Петром Ткачевым создали зимой 1868/69 года нелегальную группу петербургских студентов. Ими была разработана "Программа революционных действий", которая предусматривала "радикальную перестройку нелепых и несправедливых общественных отношений" посредством "политической революции". Ближайшей практической задачей члены кружка поставили "образование возможно большего количества революционных типов" путем распространения прокламаций, устройства сходок, проведения "частных протестов" и организации кружков и касс взаимопомощи. Предполагалось, что до мая 1869 г. эта деятельность должна сосредоточиться в Петербурге и Москве, затем перенесена в учащуюся среду губернских и уездных городов, а к осени 1869 г. - и "в саму массу народа". Нечаев был уверен в близости крестьянского восстания, которое, как он рассчитывал, должно был начаться весной 1870 г.
В марте 1869 г. нечаевская группа была разгромлена полицией. Нечаеву удалось бежать за границу. В Женеве он встречался с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, сблизился с М.А.Бакуниным, выдавая себя за эмиссара якобы существавшего в России революционного центра. Бакунин решил использовать Нечаева как своего агента в России. Вместе они задумали создать в России под руководством Нечаева тайное общество. С этой целью ими был написан ряд прокламаций и зашифрованный "Катехизис революционера" - своеобразная "этика" революционного экстремизма. "Революционер, - говорится в "Катехизисе", - человек обреченный. У него нет своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанности, ни собственности, ни даже имени. Всё в нем поглощено единым исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью - революцией... Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку - науку разрушения... Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно всё то, что помешает ему".
Следуя иезуитскому правилу "цель оправдывает средства", Нечаев не гнушался метод одами мистификации, шантажа, запугивания, террора.
Сам Бакунин выступал против применения подобных методов.
В Россию Нечаев вернулся с выданным Бакуниным мандатом "доверенного представителя" русского отдела Всемирного революционного сою за и приступил к созданию тайного общества "Народная расправа". В короткое время он привлек в свою организацию несколько десятков человек. Ее члены были разбиты на пятерки, каждая из них действовала самостоятельно, не зная о существовании другой и подчиняясь "Центру", т.е. на деле Нечаеву. Он же действовал как диктатор, требуя к себе слепого и беспрекословного повиновения.
Нечаев намеревался к лету 1870 г. приступить к "разрушительной деятельности": создать боевые отряды, привлекая в них и "разбойные" элементы, уничтожать путем террора представителей власти, конфисковывать "частные капиталы". По приказу Нечаева в ноябре 1869 г. в Москве был убит активный участник "Народной расправы" студент И.И. Иванов, не пожелавший беспрекословно подчиняться его требованиям. Дело было раскрыто и привело к разгрому организации. Арестам подверглись 80 человек. Нечаеву удалось вторично скрыться за границу.
С целью дискредитации революционного движения правительство в 1871 г. устроило над "нечаевцами" показательный процесс. Материалы его широко публиковались в правительственной прессе. Нечаевское "дело" послужило сюжетом для романа Ф.М. Достоевского "Бесы". В 1872 г. Нечаев был выдан швейцарскими властями русскому правительству как уголовный преступник, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и умер в 1882 г.
Представители революционного подполья в большинстве своем осудили методы "нечаевщины" (хотя находились и ее сторонники). Созданный в 1869 г. в Петербурге студентом Медико-хирургической академии Марком Натансоном кружок поставил целью "противодействовать нечаевским способам деятельности". В Москве, Киеве и Одессе образовались отделения этого кружка, носившего пропагандистско -просветительский характер, в основном в виде распространения среди интеллигенции и рабочих научной и публицистической литературы. В перспективе участники кружка предполагали создать "единую рабочую организацию". П.А. Кропоткин разработал и программу кружка.
Летом 1871 г. при объединении кружка Натансона с кружком Софьи Перовской возникла организация под названием "Большое общество пропаганды". В нее входило до 60 человек. Представлял эту организацию в сношениях с легальным миром студент Петербургского университета Николай Чайковский, поэтому за ней утвердилось название "кружка чайковцев". В 1874 г. она была раскрыта полицией и прекратила свое существование. Позднее многие ее члены стали активными участниками "хождения в народ", а затем вошли в народнические организации "Земля и воля" и "Народная воля".
Задачу революционной организации среди народа поставил и действовавший в 1872 - 1873 гг. кружок студента-технолога Александра Долгушина, в котором состояло до 20 человек. Кружок был основан в Петербурге, но затем перенес свою деятельность в Москву. В Подмосковье его участники оборудовали подпольную типографию, в которой им удалось напечатать воззвания: "Как должно жить по закону природы и правды", "Русскому народу", "К интеллигентным людям". При попытке перейти к непосредственной пропаганде среди рабочих и крестьян Подмосковья кружок был выявлен полицией и разгромлен.
В конце 60-х годов русские народнические кружки стали создаваться и за границей. В 1868 г. в Женеве образовался кружок русских эмигрантов - в основном из бывших участников "Земли и воли" 60-х годов. Они издавали свой журнал "Народное дело", в 1870 г. вошли в состав созданного в 1864 г. К. Марксом I Интернационала в качестве его "Русской секции", принимали участие в Парижской коммуне 1871 г.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1212;