Анализ упражнения

То, что последует дальше, отнюдь не является развернутым и полным исследованием каждого вопроса. Без сомнения, вы сможете придумать другие точные формулировки.

Буду ли я иметь достаточно денег?

Достаточно – это коварное слово. Достаточно – это сколько? Чтобы оплатить ваши счета? Чтобы поразить ваших соседей? Как вы узнаете, что наконец имеете достаточно денег?

Более точные варианты вопроса могут быть такими: «Когда (или как) я буду настолько финансово обеспечен, чтобы иметь возможность отойти от дел?» или «Когда я смогу обеспечить себе тот уровень жизни, к которому стремлюсь?».

Даже эти вопросы могут развернуться неожиданным образом. Например, может случиться, что вы будете иметь достаточно денег, чтобы отойти от дел, но интерес к работе окажется настолько велик, что вы не захотите тратить время на что‑либо другое и уж тем более выйти в отставку. Благодарите небо за то, что вопрос не был сформулирован так: «Когда я перестану работать?» или «Когда я отойду от дел?», если вы на самом деле хотели спросить: «Когда я буду настолько финансово обеспечен, чтобы иметь возможность отойти от дел?»

Буду ли я счастлив?

Вы можете сойти с ума – постучите по дереву, – это ограничит вашу способность волноваться и, таким образом, сделает «счастливым». Или вы можете стать морально ущербным – постучите по дереву, – ничто на свете не будет вас больше волновать, и вы придете к «счастью» таким путем.

Как можно заметить, даже определение счастья, как конечного состояния, таит в себе подводные камни. Вы можете попытаться уточнить свой вопрос: «Когда все составляющие моей жизни соединятся вместе подобающим образом?», или «Как мне добиться счастья в жизни?», или «Что препятствует мне быть счастливым?»

Если ответ показывает, что вы никогда не будете счастливы, то вопрос все равно оставляет простор для ответов, подобных такому: «Я не вижу, как вы можете быть удовлетворены, потому что для этого вам потребовалось бы перестать беспокоиться о своей безопасности. Поскольку вы чувствуете себя незащищенным, вам надо поработать над этим, чтобы стать счастливым».

Как видите, точность формулировки вопроса зависит не только от его грамматической, семантической или философской правильности. Подготавливая и формулируя вопрос, вы вкладываете в него много чувств и эмоций, равно как и логики.

Хороший вопрос – это вопрос, который вы хотели бы задать. Как при работе на компьютере, вы должны с осторожностью направлять свое интуитивное осознание. Ответы на хорошие вопросы дадут нам возможность получить полезную информацию. Хорошие вопросы удовлетворяют трем требованиям.

Во‑первых, каждый вопрос должен быть определенным и недвусмысленным, чтобы на него можно было дать точный ответ. Чтобы уточнить наш предыдущий вопрос о дожде, нам следует добавить пояснение: «Будет ли завтра дождь в Астрахани?»

Во‑вторых, простым, а не составным. Представим себе, что женщина беременна и не знает об этом. На вопрос: «Забеременею ли я в ближайшем будущем и будет ли у меня ребенок?» – ее интуиция может ответить отрицательно, поскольку она уже беременна. Интуицию легко сбить с толку составным вопросом, если первая половина ложна, а вторая – истинна. (Обычно, если ваша интуиция сталкивается с составным вопросом, для нее типично обращение к его первой половине.)

В‑третьих, каждый вопрос должен прямо относиться к проблеме, которую вы хотите решить. Другими словами, знайте то, о чем спрашиваете.

Упражнение «Пересматриваем наши три вопроса»

В свете приведенного выше анализа взгляните на каждый из своих трех вопросов и проверьте, удовлетворяют ли они перечисленным требованиям: определенности, простоте и прямому отношению к делу.

Прочтите каждый исправленный вопрос вслух. Хотя ваша интуиция не нуждается в этом, прослушивание вопросов подскажет вам их точную формулировку.

Не забывайте задавать разные вопросы. Пусть это будут вопросы, ответы на которые станут известны в следующем году, самое большее – через год. Обратная связь, которую вы получите от успешного ответа на них (а я уверена, что так и будет!), придаст вам больше уверенности в том, что ваша интуиция совершенствуется.

Перепишите свой список в блокнот. Продолжайте работать. Вы не заметите, как совершите свое первое интуитивное открытие!

Делая дальнейшие упражнения, мы будем отвечать на три вопроса, которые перечислили в данном упражнении. Будьте внимательны к предыдущему тексту и убедитесь, что вы выполнили все инструкции.

Будет обидно, если вы в течение нескольких последующих недель потратите много времени на упражнения только затем, чтобы понять, что вы отвечали не на те вопросы, которые хотели задать.

Простой рассказ о своих ощущениях может быть более трудным, чем это кажется. Поскольку ваша конечная цель – научиться собирать и выделять интуитивную информацию, вам нужно рассказывать о своих ощущениях так, как только вы их чувствуете. Это означает, что вы должны развить способность непрерывно говорить и писать одновременно с получением впечатлений. Следующее упражнение позволит вам почувствовать это.

Упражнение «Становимся зеркалом»

Это простое упражнение заключается в том, чтобы рассказать обо всем, что вы ощущаете, чувствуете и думаете, рассказать вслух.

Если у вас нет под рукой магнитофона, то попросите друга записывать ваши слова. Если вы все‑таки вынуждены записывать самостоятельно, используйте что‑нибудь вроде стенографии, чтобы вы могли не отставать от потока своих впечатлений.

Поскольку вы хотите научиться осознавать проявления интуиции в повседневной жизни, будьте естественны. Вы можете делать это упражнение сидя или лежа. Когда вы будете готовы, сделайте несколько глубоких вдохов.

Для начала просто рассказывайте, что вы ощущаете в данный момент. Если вы слышите машину, гудящую за окном, – скажите об этом. Если у вас чешется нос – скажите об этом (не стесняйтесь почесать его). Если вы голодны – скажите об этом.

Смысл в том, чтобы говорить обо всем, что вы замечаете, – говорить вслух. Не забудьте рассказать о мыслях, чувствах и воспоминаниях, пришедших вам в голову.

• Если вы вспомнили, что забыли оплатить счет, – скажите об этом.

• Если рекламный текст раздражающе вертится у вас в голове, – скажите об этом.

• Если вы чувствуете, что вы «ничего не ощущаете», – скажите об этом.

• Если вы думаете, что это глупое упражнение, – скажите об этом.

Когда вы это сделаете, вы почувствуете искушение отредактировать ощущения, которые покажутся вам тривиальными или смутят. И, в первую очередь, вы попытаетесь проигнорировать ощущения, которые «не имеют смысла».

Сопротивляйтесь этому искушению. Делайте любые усилия, чтобы говорить или писать непрерывно. Это заставит вас рассказывать аккуратно, без помех и цензуры со стороны сознания.

Помните, что вы не «предполагаете» получить какие‑нибудь определенные впечатления, образы или ощущения, а помехи, беспокоящие вас, могут оказаться ценными данными.

Остановитесь по прошествии нескольких минут или в любой момент, когда вам покажется, что течение ваших впечатлений естественным образом завершилось.

Наконец, если вы чувствуете, что «застряли», сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь на любом из своих ощущений. Позвольте ему вести вас к другому ощущению или мысли, и так далее. Не забудьте использовать ваш блокнот.

Говорите как можно скорее и говорите не переставая. Если вы станете медлить или делать паузы, ваше сознание будет врываться в поток интуитивных образов и мешать их появлению. Не беспокойтесь о правильности построения фраз и даже об их смысле. Продолжайте говорить, даже если вы «потеряли нить» ваших впечатлений. Поверьте, ваша интуиция быстро «поднимет мяч».

Рассказывать о своих впечатлениях, не редактируя их, – это столь важный навык, что вам, может быть, стоит попрактиковаться в нем в течение нескольких дней, прежде чем перейти к следующему этапу. Вам не нужно отводить для этого особые часы, используйте любое свободное время в течение дня.

Каждое мгновение – в прошлом, настоящем или будущем – имеет значение. Каждый знак, каждое действие, каждый факт, каждая вещь – все, на что мы обращаем внимание, может быть отслежено в прошлом и отмечено в настоящем посредством фильтра, который мы используем в данный момент. Все, на что мы обращаем внимание, также имеет свое приложение и значение в будущем. Следующее упражнение поможет вам продуктивно применять этот принцип в вашей вседневной жизни.

Упражнение «На что вы обращаете внимание?»

Часть 1 Я попрошу вас на мгновение оторваться от этой страницы и осмотреть комнату. Но не сейчас, а по моей команде. Я хочу, чтобы вы детально описали первое, на что упадет ваш взгляд. Притворитесь, что увиденное вами вызывает образы, чувства и даже может составить сюжет для рассказа, – и опишите полученные вами впечатления и информацию.

Нет никакого особенного, «правильного» способа выполнения упражнения. Но учтите, что эта информация имеет отношение к ответу на вопрос, приведенный в конце упражнения.

Ну а теперь – поднимите глаза и смотрите. Опишите первую вещь, на которую вы обратили внимание, и пусть это будет ответом на вопрос, записанный на следующей странице. Рассказывайте о своих впечатлениях подробно.

Часть 2 Просмотрите свой ответ. Ваши впечатления положительны или отрицательны? Возникло ли у вас ощущение, что следует ответить «да» или «нет»? Меняется ли ваше ощущение (запах, вид, вкус, чувство, воображение) в сторону более (или менее) позитивной оценки? Какие другие знаки подала вам интуиция?

Запишите все ваши впечатления в блокнот.

 

 

...

Во время выполнения этого упражнения вы отвечали на свой первый вопрос.

 

Еще раз: самое важное заключается в том, чтобы фиксировать значимые для вас элементы вашего окружения посредством совершения выбора. Например, вы можете сказать себе: «На этой неделе моими символами будут все цветы, которые я увижу» – и позднее прочитать в своем блокноте: «На улице я видел розовый цветок, а затем в офисе – желтый».

Один и тот же объект, замеченный двумя людьми, может означать совершенно разные вещи. Кошка, например, не будет означать одно и то же для всех. Для того, кто любит кошек, она может быть знаком дружбы или привязанности. Для того, кто не любит, – знаком неудачи, невезенья.

Вы должны позволить смыслу символов прийти к вам, и это может потребовать времени, а также открытого сознания, даже если сначала вам приходится только делать вид, что символы являются значимыми. Позвольте вещам стать значимыми, и они станут таковыми.

Упражнение «Рубашка, которую вы носите»

Сделайте вид, что цвет рубашки или блузки, которую вы носите, является ответом на вопрос, приведенный в конце данного упражнения.

Опишите этот цвет, любые воспоминания, которые с ним связаны, что он значит для вас в данный момент, как ваше восприятие этого цвета менялось в течение данного упражнения. Не забудьте воспользоваться блокнотом.

Прочитайте вопрос, ответ на который вы получали, выполняя данное упражнение: «Как я изменюсь от чтения этой книги?».

Проверьте ваш ответ.

А теперь прочитайте приведенные ниже рекомендации раз или два, затем забудьте их. Поверьте, ваше подсознание сохранит то, что вам следует знать для выполнения упражнений.

• Осуществлять интуитивное восприятие – не значит проводить тест, так что не беспокойтесь о том, будут ли ваши впечатления «правильными» или «неправильными». Большинство людей хотят использовать интуицию для немедленного получения «правильного ответа». Помните, что интуиция – это процесс сбора информации, с помощью которой вы приобретаете средства для формулировки некой версии или приближения к «истине».

• Доверяйте своей интуиции. Не пытайтесь «угадать» ответ. Просто позвольте себе обращать внимание на образы, символы или другие впечатления, которые подсказывает интуиция по поводу вопроса.

• Впечатления, которые вы получаете, не обязательно должны иметь для вас смысл. Они даже могут выглядеть противоречиво. Это нормально – особенно если вы отвечаете на вопрос, о котором знаете мало или вообще ничего. Имейте в виду, что когда кто‑то другой спрашивает вас о чем‑нибудь, вы можете на сознательном уровне ничего не знать об этом. Более того, многие вещи проникают в ваше сознание в виде символов и образов, так что будьте осторожны и просто записывайте вашу информацию, не оценивая ее.

• Интуиция – это естественное чувство, так что вы не должны понуждать себя получить впечатления. Вы не можете перестать быть интуитом, как не можете перестать слышать звуки вокруг вас. Просто позвольте себе отмечать, что пришло к вам в ответ на вопрос.

• Идея состоит в том, чтобы совершать ошибки! Если вы не хотите совершать ошибки, то вы не научитесь использовать свою интуицию. По мере накопления опыта вы поймете, что интуиция не совершает ошибок. Но это не значит, что вы не совершаете ошибок в интерпретации интуитивной информации.

• Короче говоря, записывайте все – даже впечатления, которые кажутся вам помехой.

• Если вы чувствуете, что не получаете интуитивного ответа, придумайте что‑нибудь! Я говорю серьезно. Вы будете удивлены, насколько точными могут быть ваши «догадки».

Упражнение «На скорую руку»

Оторвавшись от этой книги, запишите свои впечатления, возникающие при ответах на каждый из следующих вопросов:

• Что вы видите?

• Что вы слышите?

• Какой вкус вы ощущаете?

• Какой запах вы ощущаете?

• Что вы чувствуете?

• Что проходит через ваше сознание?

• Зафиксируйте свои впечатления – они составляют ответ на вопрос, сформулированный на следующей странице. Как всегда, не забудьте воспользоваться своим блокнотом.

 

 

...

Выполняя это упражнение, вы отвечали на свой второй вопрос.

 

Сознательное использование интуиции требует мужества.

Иногда приходится слышать многословные рассуждения о том, что следует «учиться доверять» интуиции. Мы часто слышим, как одни люди советуют другим «доверять своему внутреннему чувству» или «доверять своим предчувствиям». Однако использование интуиции требует больше чем доверия, потому что иногда вы не получаете обратной связи месяцами или даже годами, пока кто‑либо не позвонит вам и не скажет: «Эй, да ты был прав!»

 

Интуиция должна бороться с нашими предрассудками по поводу того, как устроен мир, с нашей чрезмерной любовью к «логике», с чрезмерным стремлением к «здравому смыслу».

Вот список наиболее распространенных способов, с помощью которых люди отделываются от справедливых подсказок интуиции:

• Это не имеет смысла.

• Это нелогично.

• Я просто придумал это.

• Совершенно невозможно достоверно знать то, что случится в будущем.

• Это не может быть правильным.

• Это нереально.

• Это глупо.

Сколько подобных выражений вы должны исключить из своего мышления?!

Учитесь не спешить с решением. Некоторое время вы готовились к признанию важности стать открытым для своих интуитивных впечатлений. Вы можете ощущать дискомфорт и даже чувствовать себя глупцом, получая и высказывая вслух интуитивные впечатления, когда ваш подчиненный логике разум «кричит», что вы не можете ничего знать о том, о чем у вас нет никакой информации.

Вы можете слышать шепот внутреннего голоса: «Это не имеет смысла». Не игнорируйте этот голос, зафиксируйте его, а затем двигайтесь дальше. Принимайте все свои впечатления.

Важно, чтобы вы стали осознавать – ваш подчиненный логике разум склонен к цензуре интуитивных впечатлений. Обычно это происходит путем навешивания на них ярлыков «помех», «проекций» или просто «воображения». Такие ярлыки – приговор. Они являются результатом попыток вашего разума утвердить себя, когда он вынужден работать, не имея информации.

Упражнение «Учитесь доверять»

В конце упражнения приведен вопрос, сформулированный для этого упражнения. Не смотрите туда до тех пор, пока не закончите его выполнять. Вместо этого притворились, что уже знаете ответ, в то время как будете использовать все свои чувства для его подтверждения. Читая, притворитесь, что ваши чувства уже исследуют ответ на вопрос, заданный в конце упражнения.

Вы не должны делать никаких сознательных усилий. Вы даже не должны думать об этом. Просто притворитесь, что, когда вы читаете эти строки, ваши чувства получают информацию, которая вам нужна для ответа на вопрос.

Идея состоит не в том, чтобы догадаться, каким будет вопрос или ответ. Вам нужны фрагменты информации, которые, будучи соединенными, станут для вас осмысленными и помогут описать ответ в общих чертах. Эти фрагменты не обязательно должны иметь смысл, так же, как не должны укладываться в какую‑либо логическую схему. В конце концов, вы даже не знаете, о чем идет речь.

Не так ли?

А теперь, когда вы притворились, что можете воспринять вопрос всеми своими чувствами, притворитесь также, что все, о чем вы думаете, что воспринимаете, видите, чувствуете, слышите (запахи и вкусовые ощущения, любые другие образы) – все это является фрагментами информации, полезной для ответа на вопрос. Начинайте фиксировать все свои впечатления – или на бумаге, или записывая их на магнитофон.

Сделайте глубокий вдох и обратите внимание на то, какой запах вы чувствуете. Что вы слышите. Что воображаете.

Проследите, какие эмоции сейчас испытываете и какие воспоминания они вызывают.

Запишите все эти впечатления.

Притворитесь, что вы находитесь в другом месте. Где вы? Что вы делаете? Кого видите вокруг себя? Что происходит поблизости?

Теперь позвольте себе обратить внимание на что‑нибудь еще. Пусть ваши чувства живут собственной жизнью, просто замечайте их. Вы можете чувствовать вкус того, что видите, и улавливать запах чего‑либо. Дайте всем своим чувствам свободу взаимодействовать и творить и обратите внимание, какие эмоции переживаете прямо сейчас.

А теперь прочитайте вопрос, для ответа на который вы собирали информацию. Не забудьте использовать свой блокнот.

 

 

...

Выполняя это упражнение, вы отвечали на свой третий вопрос.

 

Упражнение «Позволим своим впечатлениям создать сюжет»

Вопрос, на который вы будете отвечать, приведен в конце этого упражнения. Сделайте долгий глубокий вдох и позвольте себе получить зрительный образ. Если вы не сможете ничего увидеть, притворитесь, будто вы что‑то видите, и сообщите, что именно.

Теперь позвольте этому образу выстроить рассказ о нем самом. Запишите рассказ в той последовательности, которую подсказывает вам интуиция.

Не делайте усилий. Просто позвольте образу вести вас за собой. Продолжайте в течение нескольких минут, пока рассказ естественным образом не прекратится.

Сделав это, задайте себе следующие вопросы о своем рассказе:

• О чем напомнил вам первоначальный образ?

• Как окончательный образ или рассказ соотносится с первоначальным?

• Много ли было «движений» или изменений между первоначальным и окончательным образом?

• Какими качествами характеризуется это движение?

Не смущайтесь, если ваши образы меняются в соответствии с переживаниями конкретного дня или состоянием сознания.

Ваше подсознание использует для отражения правильной информации то, что ему легче всего доступно.

 

 

...

Выполненяя это упражнение, вы отвечали на свой третий вопрос.

 

Один из первых этапов на пути развития интуиции – изучение своего собственного языка символов. По мере обретения опыта вы узнаете, что некоторые символы или впечатления являются для вас в высшей степени надежными знаками определенных вещей. Вы, возможно, обнаружили, что образ солнца неизменно означает для вас утвердительный ответ. В то время как появление образа вашей тети Лены означает, что имеется в виду злобная сплетница.

Развивая свою интуицию, вы скоро увидите, что имеете уникальный интуитивный словарь, в высшей степени последовательный и буквальный в своих значениях. В повседневной жизни такая интуитивная осведомленность может снабдить вас полезными сведениями. Вас могут представить женщине, которая чем‑то напомнит вам тетю Лену. Значит, ваша интуиция только что дала вам ценную подсказку о надежности этого человека.

Обратите внимание на образы, возникающие у вас во время определенных событий, в конкретной обстановке, или когда вы испытываете некие чувства. Отметьте их в своем блокноте. Сделайте это своей постоянной привычкой.

Упражнение «Открываем свой интуитивный словарь»

Вы можете попробовать определить некоторые сенсорные символы, характерные для вас. Зафиксируйте свои ответы на следующие вопросы:

• Что вы чувствуете, когда кто‑то говорит вам «нет»?

• Что вы чувствуете, когда вы счастливы?

• Какой зрительный образ является для вас положительным? Отрицательным?

• Какой запах вы находите неприятным? Приятным?

Прежде чем вы овладеете своим интуитивным процессом, следовало бы создать некоторую «структуру», в которую вы сможете помещать свои интуитивные впечатления. Следующее упражнение даст вам рамки и ощущение последовательности течения времени при поступлении ваших интуитивных впечатлений в ответ на вопрос. Формой выбран квадрат. В этой фигуре нет ничего особенного, она выбран просто потому, что ее легко себе представить. Если вам трудно это сделать, нарисуйте квадрат на листе бумаги.

В каждом углу квадрата что‑то происходит. Начинайте с нижнего правого угла, который мы будем обозначать как «угол 1» (вам не нужно запоминать – это сделает ваше подсознание). В этом углу изображено нечто, имеющее отношение к вопросу и происходящее в настоящий момент. Переходя по часовой стрелке в «угол 2», вы найдете то, что произойдет в будущем. Продолжая перемещаться, в верхнем левом «углу 3» вы увидите то, во что собирается превратиться предыдущее изображение. Наконец, в «углу 4» вы найдете, как все это отразится на вас или на предмете вашего вопроса.

Вот памятка о том, что происходит в углах квадрата. Опять же поверьте, что ваше подсознание запомнит эту схему:

Угол 1. Что происходит в настоящий момент.

Угол 2. Что случится в ближайшем будущем.

Угол 3. Во что трансформируется предыдущее изображение. (Более долговременный прогноз.)

Угол 4. Как все это повлияет на вас или на предмет ваших вопросов.

Вопросы, которые надо иметь в виду.

Обязательно отметьте: сколько «реального времени» занимает у вас перемещение из одного угла в другой и попытка получить имена людей и названия мест в каждом углу (независимо от того, считаете ли вы, что они имеют отношение к вашему вопросу). Не забывайте и впредь отмечать временны?е рамки всех перемещений. Сколько времени вы двигались из «угла 1» в «угол 2»? Сколько времени вы оставались в каждом углу? Запомните, что и когда происходит в прошлом, настоящем или будущем, а затем обратите внимание на то, как вы это определяете.

Когда вы перемещаетесь из угла в угол, возникают новые вопросы. Запишите их. Они могут изменяться в зависимости от интуитивного вопроса, с которого вы начали, или оставаться теми же. Например, вы можете обнаружить, что спрашиваете: «Какой здесь человек (или люди)?», когда входите в «угол 1» (настоящее). Это просто широкий ориентировочный вопрос; есть несчетное множество других.

Если вы предпочитаете более систематический процесс, можете задавать себе контрольные вопросы в каждом углу.

Вот некоторые примеры таких вопросов:

• Где я нахожусь?

• Кто рядом со мной?

• Что происходит вокруг меня?

• Что я чувствую?

• И так далее.

В приведенных вопросах «Я» – это просто метафора для обозначения объекта вопроса. Например, при вопросе «Где я нахожусь?» возникает ощущение, что моя левая нога находится в воде. Если объект вопроса – здание, которое предстоит построить, то можно заключить: «Нужно следить, чтобы левая сторона здания не оказалась рядом с водой или в воде».

Имейте в виду, что способ перемещения по квадрату – это просто один из вариантов структурирования вашего восприятия при вступлении в контакт с интуицией. Вы можете принять эту или изобрести другую форму. Данное упражнение можно использовать, пока вам не станет удобнее получать более «слитные» подсказки.

Тем не менее имейте в виду: чем в большей степени вы структурируете процесс получения интуитивной подсказки, тем более ограниченной становится ваша информация. В дальнейшем старайтесь все меньше и меньше пользоваться жестким методом.

Упражнение «Обходим квадрат»

В конце упражнения вы найдете номер одного из ваших трех вопросов. Не смотрите туда, пока не дадите интуитивный ответ для каждого из четырех углов квадрата:

Угол 1. Текущая ситуация.

Угол 2. Что случится в ближайшем будущем.

Угол 3. Что произойдет в течение долгого времени.

Угол 4. Как все это повлияет на вас или на предмет вашего вопроса.

Теперь вы можете забыть про углы (ваше подсознание будет о них помнить). Зафиксируйте свои впечатления, затем перепишите их в свой блокнот.

 

 

...

Выполняя это упражнение, вы отвечали на свой второй вопрос.

 

Очевидно, немаловажное значение имеет то, относятся ваши интуитивные впечатления к прошлому, настоящему или будущему. Во сне мы переживаем все события, как будто они происходят в настоящее время, даже если они имеют отношение к чему‑то, что случилось в прошлом, или к чему‑то, что еще только должно произойти.

Интуиции также присуще такое «параллельное» видение времени. Поэтому вы должны обзавестись маркерами, чтобы с их помощью помещать события в соответствующие периоды времени. Иногда временны?е рамки очевидны благодаря тому, что вы воспринимаете в ответе. Например, вы видите человека, о котором спрашиваете, и он выглядит старше, чем в настоящее время, или воспринятое вами связано с событиями, о которых известно, что они еще не произошли, или даже вы замечаете нечто совсем простое, наподобие смены времен года. Если вы не получаете таких подсказок, нужно постараться понять, какие знаки использует интуиция, чтобы дать вам знать, к какому времени относятся ваши впечатления (к прошлому, настоящему или будущему).

Следующее упражнение поможет вам выяснить собственные способы интуитивного определения времени и даст вам метод фокусировки интуиции на других периодах времени, благодаря использованию физических ориентиров.

Упражнение «Устанавливаем собственные временные ориентиры»

В конце упражнения записан номер одного из заданных вами трех вопросов.

Почувствуйте вопрос так, словно он относится к настоящему. Отмечайте любые впечатления. Для того чтобы дать себе сенсорный ключ к определению настоящего времени, скрестите щиколотки – ваше подсознание запомнит, что, когда вы так поступаете, вы хотите сфокусироваться на настоящем.

Запишите свои впечатления. Когда закончите, поставьте ноги ровно.

Сфокусируйтесь на левой половине тела: левой руке, левом плече, левой стороне головы и так далее. Подожмите пальцы левой ноги. Отмечайте любые впечатления о своем вопросе, считая, что он относится к прошлому.

Запишите свои впечатления. Когда закончите, выпрямите пальцы левой ноги.

Теперь сосредоточьтесь на правой стороне своего тела. Подожмите пальцы правой ноги. Отметьте, что ждете ответа на свой вопрос, считая, что он относится к будущему.

Запишите свои впечатления. Когда закончите, выпрямите пальцы правой ноги.

Наконец, вернитесь в настоящее, чтобы дать самому себе совет. Снова скрестите щиколотки, чтобы показать своему подсознанию, что вы вернулись в настоящее.

Запишите свои впечатления. Не забывайте использовать свой блокнот.

 

 

...

Выполняя это упражнение, вы отвечали на свой третий вопрос.

 

Упражнение «Следуя своим мечтам»

Начнем работу над вопросом, приведенным в конце упражнения (вы не забыли, что не надо смотреть туда, пока не завершите упражнение?). Обратите внимание, какое направление примут ваше внимание и восприятие, когда вы станете думать о каждой из следующих вещей или представлять ее себе:

• момент из вашего детства,

• то, что случилось недавно,

• что вы будете делать завтра,

• несколько лет спустя,

• десять лет спустя,

• так далеко в будущем, как только может представить себе ваше воображение.

Зафиксируйте свои впечатления. Позвольте себе остановиться на деталях. Например, если вы вспомнили о мальчике по имени Миша, запишите это имя. Затем отметьте, что он делает, где он, с кем, и так далее.

Продолжайте в том же духе, пока поток образов естественным образом не иссякнет. Завершив выполнение упражнения, можете перевернуть страницу и посмотреть, на какой вопрос вы интуитивно отвечали. Не забывайте пользоваться своим блокнотом.

 

 

...

Выполняя это упражнение, вы отвечали на свой первый вопрос.

 

Основное для большинства вопросов – является ли ответ в целом положительным или в целом отрицательным, однако и для них, как в случае с привязкой ко времени, необходимо искать свои «привязки».

При этом под «ответом в целом» имеется в виду, что ни на какой вопрос не следует отвечать просто «да» или «нет». Такие ответы сами по себе являются чересчур упрощенными в силу многих причин:

• «Да» или «нет» может меняться со временем.

• «Да» или «нет» может быть субъективно.

• Нежелательный результат в будущем часто может быть изменен посредством изменения настоящего.

Дополнительно к получению общего да/нет ответа вы должны попытаться сосредоточиться на полярности вопроса. Полярность – это пара противоположных возможностей. Вот некоторые из них:

• горячий/холодный,

• верх/низ,

• больше/меньше,

• тяжелый/легкий,

• светлый/темный.

Полярности важны в интуитивной работе. Почти на каждый вопрос можно ответить (частично или полностью) с помощью полярности, такой, как хорошо/плохо, лучше/хуже, скорее/позже.

Вот два примера ассоциаций, связанных с противоположностями.

Горячий: активный, растущий, хороший, положительный.

Холодный: жесткий, мертвый, болезненный, отрицательный.

День: насыщенный, активный, утомительный, изматывающий, иногда позитивный, иногда нет.

Ночь: спокойная, безопасная, заполненная звездами, позитивная.

Конечно, эти ассоциации, связанные с полярными качествами, отличаются от ваших. Кроме того, вы можете обнаружить, что образы, которые вы соотносите с противоположными явлениями, меняются со временем.

Следующее упражнение даст вам возможность ощутить свои интуитивные ассоциации полярных качеств.

Упражнение «Определяем ваше восприятие полярностей»

Сосредоточьтесь. Ощутите каждую из следующих полярностей. Запишите свои интуитивные впечатления от них:

• горячий/холодный,

• день/ночь,

• высокий/низкий,

• тяжелый/легкий,

• добро/зло,

• полезный/вредный,

• питание/истощение,

• увеличение/уменьшение,

• мягкий/жесткий,

• ясный/запутанный,

• созидание/разрушение,

• рождение/смерть,

• вперед/назад,

• начало/конец,

• высокий/низкий.

Это поможет вам установить, какие символы использует ваша интуиция, чтобы предупредить вас о положительных или отрицательных аспектах вопроса.

Теперь, когда вы начали по‑своему распознавать полярности, следующее упражнение даст вам возможность увидеть их в контексте практического применения интуиции.

Упражнение «Определяем полярности в получаемых вами впечатлениях»

Теперь вы ответите «да» или «нет» на пять вопросов (они перечислены в конце упражнения).

Отмечайте свой первый ответ при обработке каждого вопроса.

• Что вы чувствуете, «да» или «нет»?

• Насколько сильно это чувство?

• Если вы задерживаетесь на вопросе, то изменяется ли ваше ощущение?

• Если да, то почему?

• Перенесите каждый вопрос в будущее; отметьте, насколько далеко вы оказались в будущем, найдите другую полярность и опишите ее.

Когда вы закончили фиксировать свои впечатления, – помните, вам надо ощутить полярности для всех пяти вопросов.

А теперь прочитайте, на какие вопросы вы отвечали. Первый вопрос – это ваш второй вопрос.

Второй – это ваш первый вопрос.

Третий – это ваш третий вопрос.

Четвертый – это ваш третий вопрос.

Пятый – это ваш первый вопрос.

Если вы получили противоречивые ответы, то, возможно, ваша интуиция обращается к противоречивым частям одного и того же вопроса. Иногда первоначальный ответ «нет» имеет образ «да». Если вы в сомнении, то поверьте своей интуиции, а не прямым ответам «да» или «нет». Чтобы использовать полярность как средство, вы должны сначала обратить внимание на то, какую систему символов вы уже используете для определения полярности. Вы должны также создать новые символы, чтобы пользоваться ими для выявления нюансов и для проведения проверок.

Слово «тяжелый», например, может означать «конкретный», а также «трудный». Чтобы принять решение, вы должны определить свойства «тяжелого» в каждом отдельном случае:

• На какой другой символ полярности указывает вам «тяжелый»?

• Это положительный или отрицательный символ?

• Каковы его свойства?

• Меняются ли полярности со временем?

• Как именно?

Эти вопросы будут приобретать все больший и больший смысл по мере того, как вы будете все лучше и лучше овладевать своим интуитивным процессом.

Нюансы есть даже в такой простой дихотомии, как да/нет. Особенно важно дважды проверять ответ да/нет, поскольку такие ответы не приходят в виде символических подсказок, которые помогают мозгу анализировать и собирать существенные детали.

При более сложных процессах интуитивного восприятия мы выводим утвердительный или отрицательный ответ из всего комплекса собранной нами информации, которая помогает нам понять, почему получается именно такой результат. С ответами да/нет мы переворачиваем этот процесс: сначала получаем ответ, а затем обосновываем его. Поступая так, вы обнаружите, что иногда ответ меняется.

Упражнение «Получаем ощущение своего интуитивного стиля»

Сейчас вы, вероятно, уже определили для себя, через какие органы чувств получаете большинство интуитивных данных. Используете ли преимущественно визуальные или звуковые образы? «Чувствуете» ли свою информацию, или получаете ее, представляя себе изменения в окружающей вас среде?

Ответьте для себя на следующие вопросы:

• Какие символы или образы, возникающие передо мной, всегда означают одно и то же?

• Каким из органов для меня предпочтительнее пользоваться?

• С каким «стилем помех» я сталкиваюсь чаще всего?

• Как я устраняю помехи?

• Какому органу чувств я доверяю меньше всего?

• Изменяется ли наиболее предпочтительный для меня стиль в соответствии с рассматриваемым временем: прошлым, настоящим или будущим?

Поскольку ответы на данные вопросы не являются интерпретацией интуитивных данных, вы можете записать свои ответы непосредственно в блокнот.

Сосредоточение внимания на собственном стиле поможет вам лучше понимать и соотносить с ситуацией информацию, которую вы получаете при интуитивной подсказке. Это важные вопросы, задавайте их себе почаще. Ваш стиль будет изменяться в процессе интуитивной практики в соответствии с теми изменениями, которые будут происходить в вас или в вашей жизни. Соприкосновение со своей интуицией – это процесс раскрытия собственной личности.

Упражнение «Меняемся местами»

Притворитесь, что вы – это кто‑то другой: некто очень значимый для ответа на вопрос (вопрос записан в конце упражнения). Вам вовсе не обязательно знать все о человеке, в которого вы собираетесь перевоплотиться, еще до того, как вы начнете это делать. Этот человек может даже меняться в процессе выполнения упражнения.

Сделайте глубокий вдох. По мере того как будете выдыхать, позвольте человеку, в которого перевоплощаетесь, назвать свое имя. Далее вы найдете вопросы, на которые будете отвечать как человек, в которого вы превратились для этого упражнения. Вам не нужно запоминать этот список; он приводится для того, чтобы у вас было представление о типе вопросов, на которые предстоит ответить. Итак:

• Детально опишите себя.

• Что важнее всего сейчас в вашей жизни?

• Как это изменится в течение следующих нескольких месяцев?

• Что ваши чувства говорят вам об окружающем мире?

• В чем вы нуждаетесь?

• На правильном ли вы пути?

• По мере того как вы «погружаетесь» в образ, меняются ли ваши впечатления об этом человеке по сравнению с первоначальными, и если да, то как?

Запишите свои впечатления в блокнот.

 

 

...

Выполняя это упражнение, вы отвечали на свой третий вопрос.

 

Эту технику «замещения» легко выполнять в различных вариантах. Замените приведенные вопросы своими, ответы на которые вы хотели бы получить для лучшей работы с тем, кто пришел получить от вас интуитивные рекомендации. Если вы применяете эту технику для ответа на вопрос и чувствуете, что ответ не относится к интересующему вас человеку, используйте его как метафору.

Ранее вы познакомились с техникой «перемещения по квадрату». В ней используется квадрат как рамка, с помощью которой можно видеть последовательность событий для достижения определенного результата. Пользуясь «техникой круга», вы рассматриваете вопрос, выявляя детали, касающиеся различных внутренних и внешних воздействий, влияющих на ситуацию.

Если вам для работы нужен осязаемый образ, нарисуйте круг.

• Вы – центр круга.

• За пределами окружности находится окружающая среда, а также все то, что оказывает на вас влияние извне.

• Сама окружность – это граница между вами и внешними воздействиями.

• Встряхните круг, чтобы перемешать перспективы возможных результатов и свое восприятие ситуации. Как теперь выглядит внутренняя часть круга? Как выглядит то, что лежит вне его? Граница между ними?

Упражнение «Техника круга»

Вопрос, на который вы будете отвечать, прочитаете в конце упражнения.

Теперь представьте себе, что вы находитесь в центре круга. Найдите образ для описания себя. Каков этот образ?

Позвольте воображению обрисовать то, что вас окружает. Опишите, что вы ощущаете, находясь в центре круга. Затем осмотритесь и опишите, что находится вокруг вас.

Представьте, что вы – окружность круга. Опишите себя.

Представьте, что вы можете воспринимать то, что находится вне круга. Опишите все это. Кого или что вы там находите?

Представьте, что вы стоите вне круга и смотрите внутрь его. Каким выглядит круг с этой позиции?

Запишите свои ответы в блокнот.

Когда вы все сделаете, посмотрите, на какой вопрос вы отвечали.

 

 

...

Вы отвечали на свой второй вопрос.

 

Вы можете выполнять это упражнение в обратном порядке: сначала заглянув в будущее («встряхнув круг»), а затем спросив, что требуют для положительного результата различные элементы круга.

 

Заключение

 

Итак, как всегда в заключение, возникает вопрос: а что же я хотела сказать вам в этой книге, удалось ли мне это. Удалось или нет, судить вам. А хотела сказать, очень коротко, следующее.

Важно понимать, что наши болезни не возникают ни с того ни с сего, а рождаются с нашего «разрешения». Мы позволяем дурное к себе отношение, боимся и не уважаем себя, не интересуемся собой, воюем с собой, вечно что‑то в себе «искореняем». И при этом хотим быть здоровыми. Это невозможно.

Итак, там, где есть болезнь, – там есть то или иное непринятие себя. Своих качеств, чувств, мыслей, эмоций. Есть отторжение себя и нежелание реализовывать то, что должно быть реализовано. И это истина.

Скажите, вы любите оставаться наедине с собой? А позволяете себе иногда проводить время в размышлениях? Любите ли вы спокойные раздумья, когда совсем некуда торопиться, да и заняться особенно нечем? Нет? Вы не любите этого? Вы стараетесь все время занимать себя чем‑нибудь и быть на людях, лишь бы не осталось времени побыть наедине с собой?

Действительно, почему мы так боимся заглянуть внутрь себя? Что такое страшное мы ожидаем там обнаружить? Знаете, это очень просто. Все мы боимся только одного, что окажемся не такими хорошими, как привыкли о себе думать. Точнее, мы боимся, что увидим в себе действительно существующее, самое что ни на есть настоящее «плохое». Только и всего. И что мы тогда делаем? Мы решаем вообще не иметь дела с собой, не заглядывать в себя вовсе. Так, на всякий случай, «как бы чего не вышло».

Когда мы не хотим знать правды о себе, то при shy;казываем своей душе, чтобы этого не было, чтобы это никак не проявлялось, чтобы я об этом не знал! Я так хочу! Хотите? Пожалуйста! И какая‑то часть нашей души, повинуясь приказу, умирает. Мозг тоже очень хорошо слышит наши «приказы» («не быть!», «не существовать!») и передает их дальше – соответствующим органам и участкам тела. Тем, которые отвечают за реализацию «запрещенного» нами качества души. Получив соответствующую команду «умереть!», эти органы или части тела начинают болеть. Вот так, ни больше ни меньше, начинается медленное саморазрушение.

Когда мы совершаем неадекватные поступки, то есть ведем себя вопреки своему истинному «Я», тратим силы не на то, что предназначено нам природой, мы создаем у себя в организме хронический источник стресса и напряжения, что ослабляет наши иные силы и в итоге приводит к болезням. Такая неадекватность поведения может иметь несколько причин:

• негативные саморазрушительные мысли и чувства запускают в организме деструктивные программы поведения и заставляют человека совершать саморазрушительные поступки: без причины рисковать жизнью, злоупотреблять алкоголем и пищей, втягиваться в различные авантюры и бесперспективные дела, требующие большой отдачи сил и времени;

• низкая самооценка, заставляющая игнорировать собственные истинные желания и потребности и делать то, что на самом деле делать не хочется, в угоду другим людям, общественному мнению, пресловутому чувству долга;

• непонимание своего предназначения, когда человек в погоне за ложными ценностями предает себя, свои способности и делает не то, чего просит душа и что на самом деле близко и необходимо ему.

Когда мы больны – мы живем в разлуке с собой, отрицая себя, не желая быть собой. Так, не зная и отторгая себя, мы можем прожить свою жизнь в болезнях и несчастьях.

Итак, любая болезнь – это борьба с самим собой. Если болезнь серьезна, то вы «победили» себя окон shy;ча shy;тельно и бесповоротно. Однако в войне с самим собой не бывает победителей. Да и кому нужна такая победа?

Никто не может улыбаться и дышать за вас, поэтому никто другой не сможет и вылечить вас. Способность к исцелению заложена внутри вас для вашей же пользы, вы не можете получить ее извне. Она проявляется в регенерации клеток после пореза, в уничтожении иммунной системой проникающих в организм антигенов или в восстановлении работы сердца после сильного горя. Хирургические операции, лекарства, массаж, иглоукалывание, травы, минералы и прочее не лечат, а создают среду, благоприятную для установления контакта с нашей исцеляющей энергией. Различные методы лечения помогают устранить барьеры, мешающие нам исцелить самих себя, они могут стимулировать наше желание исцелиться. Исцеление приходит изнутри.

 

 

...

Быть здоровым – это не то же самое, что не быть больным. «Быть здоровым» можно определить как состояние баланса, включающего тело, разум и дух, такое естественное состояние, которое мы называем «быть самим собой». Каждый из нас уникален, и столь же уникальным является наше состояние равновесия.

 

 

Литература

 

Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. – М.: Изд‑во ЭКСМО‑Пресс, 2002.

Александер Ф., Селесник Ш . Психосоматический подход в медицине. В кн. «Психосоматика»: взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999.

Богданова М.И. Особенности психологических защит при психосоматических расстройствах (на примере часто и длительно болеющих). Автореферат канд. псих. н. – Томск, ТГУ, 2005.

Богданова М.И. Психологические защитные механизмы (к пониманию взаимозависимости защитных систем: психологической и иммунной) http://medinfa.ru

Браун Дж. Психосоматический подход. В кн. «Психосоматика»: взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.

Васютин А.М. Психохирургия, или Психотехники нового поколения. – Ростов‑на‑Дону: Феникс, 2004.

Вершинина И. М. Интуитивный путь здоровья. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2004. (Серия «Жизнь по интуиции»).

Воробьев К.В. Грипп: лечение и профилактика. – СПб., 2000.

Генетика и эволюция вирусов гриппа. Под ред. М.И.Соколова. – М.: Медицина, 1981.

Дальке Р. Болезнь как язык души. Послание и смысл ваших заболеваний / Пер. с нем. Л. Д. Старцевой; Под ред. Т. В. Гариной. – СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2004. (Серия: «Исцеление души и тела»).

Дерягин Ю.П. Грипп и другие острые респираторные заболевания. Учебное пособие / Ю.П. Дерягин. – Ростов‑на‑Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2006. – (Медицина для вас).

Дэй Л. Самоучитель по развитию интуиции. – М.: АСТ‑Астрель, 2005.

Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс‑тренинг. – СПб.: Питер, 2004.

Каунт Д. Подними свою самооценку / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.

Кернер Ф. Стресс и ваше сердце / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Изд‑во Центрполиграф, 2003.

Кнастер М. Мудрость тела. – М.: Эксмо, 2002.

Либина А., Либин А . Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? // Стиль человека: психологический анализ. А. Либин (ред.). – М.: Смысл, 1998.

Лиманов В.Е. Этиология психосоматических расстройств // Психология, психоанализ и психосоматическая медицина – N 1, 2004.

Ляшенко Ю.И. Ангина. – Л., 1985.

Мак‑Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: НФ «Класс», 1998.

Малкина‑Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2003.

Малкина‑Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2007.

Малкина‑Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2007.

Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Медицина, 1996.

Плужников М.С., Лавренова Г.В., Левин М.Я., Назаров П.Г., Никитин К.А. Хронический тонзиллит: клиника и иммунологические аспекты. – СПб.: Диалог, 2005.

Преображенский Б.С., Попова Г.Н. Ангина, хронический тонзиллит и сопряженные с ним заболевания. – М., 1970.

Радченко А.В . Психотерапия психосоматических заболеваний и расстройств // Методы современной психотерапии. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова (сост.). – М.: НФ «Класс», 2001.

Селье Г. Психофизиология стресса. – М., 1991.

Сорокина О. А., Смирнихина Е. Л. Грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции. – СПб.: ИД «Весь», 2004. – (Серия: «Наш здравпункт»).

Супотницкий М.В. Грипп: эпидемиология заблуждений // Медицинский вестник. – 2005. – N 28 (335). – С. 20.

Таланова Н. «Бегство в болезнь»: у истоков вредной привычки. 2004. http://www.ekvilibrium.ru

Теппервайн К. От тебя заболеешь! Как научиться понимать язык симптомов. – М.: АО «Интерэксперт», 1999.

Шапиро Д. Телоразум: рабочая книга. Как тело и разум работают вместе / Д. Шапиро; Пер. с англ. О.А. Долговой. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2004.

Эпштейн Ф.Г. Грипп и гриппоподобные заболевания. – М: Медицина, 1972.

 








Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1548;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.205 сек.