Манипуляторы

Первые персональные компьютеры располагали для ввода информации и управ­ления работой компьютера единственным устройством — клавиатурой. Для реа­лизации более простого управления нужно было создать дополнительную, парал­лельную клавиатуре, систему. Эту задачу решил Дуглас Энджелбарт из Стенфордского исследовательского института (США). В 1970 году им был получен патент на манипулятор. Вначале такой манипулятор назывался «индикатор пози­ции X-Y». Он явился прообразом современной мыши. Позже были созданы и дру­гие типы манипуляторов — трекболы и джойстики.

Мышь

Мышь является важнейшим средством ввода графической информации в компьютер. В современных программных продуктах, имеющих сложную графическую оболочку, мышь (см. рис. 9.4) является основным инструментом управления программой.

В наиболее распространенных конструкциях мыши в качестве элемента, следяще­го за ее движением, используется шарик, сделанный из плотного резинопластика. В процессе перемещения мыши по поверхности шарик вращается и передает вра­щение двум металлическим валикам, которые также вращаются: один вдоль на­правления движения мыши, а другой — поперек. Вращение валиков регистриру­ется специальными устройствами, позволяющими выделять направления вдоль оси X и вдоль оси Y. Таким образом, в каждый момент времени положение мыши фиксируется с помощью координат X и Y в условной координатной плоскости. Эти координаты передаются в компьютер, после чего электроника компьютера устанавливает курсор на экране в соответствии с этими координатами. Для обеспечения оптимального функционирования мышь необходимо перемещать по ровной поверхности — специальному коврику (mouse pad). При этом указатель мыши передвигается по экрану синхронно с движением мыши по коврику. Уст­ройством ввода мыши являются кнопки (клавиши). Большинство манипуляторов этого типа имеют две кнопки (рис. 9.4). Существуют также 3-кнопочные мыши и мыши, имеющие большее количество кнопок (Бывают также и мыши, имеющие всего одну кнопку, и при этом неплохо справляющиеся со своими функциональными обязанностями. — Примеч. Ред.).

Одной из важных характеристик мыши является ее разрешение, измеряемое в dpi (dpi — dots per inch — количество точек на дюйм. — Примеч. Ред.). Эта характеристика определяет минимальное перемещение, которое способен по­чувствовать контроллер мыши. Чем больше разрешение, тем точнее позиционирует­ся мышь, тем с более мелкими объектами можно работать. Нормальное разрешение мыши лежит в диапазоне от 300 до 900 dpi. В усовершенствованных мышах исполь­зуют переменный баллистический эффект скорости, заключающийся в том, что при небольших перемещениях скорость смещения курсора небольшая, а при значи­тельных перемещениях существенно увеличивается. Это позволяет эффективнее работать в графических пакетах, когда приходится обрабатывать мелкие детали.

 

 

Рис. 9.4. Манипулятор мышь

В настоящее время разработано несколько разновидностей бесхвостых мышей, то есть не связанных кабелем с компьютером. Бесконтактные мыши используют инфракрасную связь, аналогично пультам дистанционного управления (требует ви­зуального контакта с приемником), либо радиосвязь.

Художнику-дизайнеру удобнее работать с профессиональным вариантом мыши, называемой 4D-MOUSE (например, А4ТЕСН 4-Way Scroll). Ее вертикальное и горизонтальное колесики удобны для перемещений по осям X-Y, боковая кнопка воспроизводит режим экранной лупы, верхняя третья кнопка позволяет задавать режим выхода из приложения, закреплять за кнопкой комбинацию альтернатив­ных клавиш любой команды и т. д. Более подробную информацию об А4ТЕСН можно получить по адресу www.a4tech.com.tw.

Трекболы

Трекбол — это устройство ввода информации, которое можно представить в виде перевернутой мыши с шариком большого размера (рис. 9.5). Принцип действия и способ передачи данных трекбола такой же, как и мыши. Наибольшее распростра­нение получил оптико-механический принцип регистрации положения шарика. Трекбол чаще всего используют в компактных компьютерах типа Laptop или Notebook. Подключение трекбола, как правило, осуществляется через последова­тельный порт.

Рис. 9.5. Манипулятор трекбол

Джойстики

Джойстик является координатным устройством ввода информации и наиболее часто применяется в области компьютерных игр и компьютерных тренажеров. В последнем случае обычно используются аналоговые джойстики, тогда как в иг­ровых компьютерах — цифровые. Аналоговые джойстики обеспечивают более точ­ное управление, что очень важно для программных приложений, в которых объекты должны точно позиционироваться. Для удобства работы конструкция джой­стика должна быть достаточно прочной и устойчивой. Джойстик подключают к внешнему разъему карты расширения, имеющей соответствующий порт.

 

Рис. 9.6. Манипулятор джойстик

 








Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1284;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.