Реорганизация высших и центральных органов власти в 1 пол. XIX в
Последующие внутриполитические мероприятия Александра I были направлены на упорядочение системы центрального управления, углубление централизации административного аппарата, на создание образованных, профессионально грамотных чиновников. С этой целью с 1802 по 1811 гг. проводилась реформа высших органов управления. В 1802 г. царским указом учреждены 8 первых министерств вместо петровских коллегий: военно-сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Министерства были построены на началах коллегиальности, но при единоличной власти и ответственности министра. Для совместного обсуждения министрами дел государственного управления был учрежден Комитет министров. Первоначально в нем председательствовал император, передоверивший позже эту роль А.А. Аракчееву.
В 1802 г. был реформирован Сенат. Он стал высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Но вся его деятельность находилась в полной зависимости от государя. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он до 1803 г. мог высказывать замечания о соответствии царских указов существовавшим законам. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью. Расширены были права светского обер-прокурора Святейшего Синода. Высшее духовенство уже не собиралось на заседания, а вызывалось на них по усмотрению обер-прокурора.
Определенный вклад в реформирование системы государственного управления внес товарищ (заместитель) министра юстиции М.М. Сперанский, который в 1809 г. представил свое «Введение к уложению государственных законов». В проекте намечался принцип разделения властей: законодательная власть должна принадлежать Государственной думе (планировалось ее избрание в ходе многоступенчатых выборов); исполнительная — министерствам; судебная — Сенату, во главе государства должен был стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. Предлагалось также создать Государственный совет для предварительного рассмотрения законопроектов. Предусматривалось предоставление прав наряду с дворянами купцам, мещанам и государственным крестьянам. Не говоря об освобождении крестьян, он намеревался посредством бюрократических указов ограничить их повинности в пользу помещиков. В рамках сословных прав никто не мог быть наказан без суда, привлечен к произвольным отработкам и лишен собственности. Проект Сперанского встретил решительную оппозицию консерваторов. Из предложений М.М. Сперанского 1 января 1810 г. начал действовать только Государственный совет. Он состоял из министров и других высших сановников (всего 35 человек), назначаемых царем. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов.
Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с проводимыми реформами, указывали, какие кадры необходимы для новых правительственных учреждений. Указ от 3 апреля 1809 г. определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Другой указ, от 6 августа 1809 г., устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Например, чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу (до 1810 г. более 31% чиновников имели домашнее образование). Оба указа вызвали резко отрицательную реакцию в среде чиновников.
В 1809 г. Александр I учредил сейм и конституцию в Финляндии, а в 1815 г. даровал конституцию присоединенному к России Царству Польскому, считая это шагом к введению Российской конституции. В 1818 г. последовал конституционный «Устав образования Бессарабской области». В 1818-1820 гг. Н.Н. Новосильцев по поручению царя подготовил «Уставную грамоту Российской империи». Она предусматривала устройство России на федеративных началах с представительными органами власти при разделении властей и равенстве всех перед законом. Однако все эти предложения так к остались проектом. Александр был уверен, что конституция уместна там, где есть гражданственность, порядок, грамотность, добрые нравы. В России он этого не находил, считая, что русский народ не достиг еще «надлежащей зрелости» для учреждения конституционных порядков. С другой стороны, он хорошо знал настроение господствующего класса.
Таким образом, реформы государственного управления, проведенные Александром I, не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 3322;