Городская реформа 1785 г.
Местное самоуправление появилось благодаря «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года, подписанной Екатериной II. Документ провозгласил единый порядок самоуправления в России и основу русского городского законодательства. «Жалованная грамота» утверждала широкое представительство в городском общественном управлении - «всесословность» выборных органов власти и право участия в выборах всего городского населения.
Екатерина II ставила перед собой цель - объединить горожан в единое «градское общество» и представить этому органу право управления муниципальным хозяйством. Была введена определенную систему органов городского самоуправления: Общая городская дума, шестигласная дума и градское общество.
К участию в городском самоуправлении привлекались все горожане, или «городовые обыватели», записанные в один из шести разрядов Городовой обывательской книги. Первый разряд составляли все, кто владел недвижимостью независимо от происхождения, звания и занятий; второй - гильдийские купцы; третий - цеховые ремесленники; четвертый - иногородние и иностранные гости, которые «приписались к городу»; пятый - именитые граждане (ученые, имевшие университетские и академические аттестаты, художники, композиторы, а также банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы), шестой разряд составляли посадские горожане, которые кормились «промыслом или черной работой».
Общая городская дума состояла из выборных представителей - гласных и городского головы. Гласные избирались на три года отдельно по шести избирательным разрядам - куриям и получали, таким образом, свои представительские полномочия от горожан всех шести разрядов. Независимо от числа гласных каждая курия имела в думе только один голос. Гласные общей городской думы избирали из своей среды по одному представителю от каждого из шести разрядов в шестигласную думу, которая являлась исполнительным органом городского самоуправления.
Наряду с общей городской думой был создан еще один орган общественного самоуправления - градское общество. Участвовать в собраниях Градского общества могли все горожане, но право голоса получали лишь достигшие 25 лет и владевшие капиталом, приносящим не менее 50 рублей дохода в год. Выборы городского головы относились почти исключительно к прерогативе крупного купечества.
Анализ законодательства свидетельствует о неразработанности правовых институтов, ограниченности компетенции самоуправленческой администрации, изменений зависимости от самодержавной власти. Очевидной является и тенденция снижения сферы действия общественного самоуправления, приспособление ее к нуждам абсолютизма. Это происходило по причине недостаточно быстрого развития торгово-промышленного капитала, а значит неумением зарождающейся буржуазии сформировать свои корпоративные интересы. В то же время организованное дворянство умело отстаивало свои корпоративные интересы, выраженные в политике крепостничества, чей социальный заказ выполняло самодержавие.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 5616;