История развития социологической мысли в России
1. Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца 19 – начала 20 вв.
Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:
· капиталистическом рынке,
· конкуренции,
· реорганизации производства (технической),
· реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.
«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путём социальных преобразований.
Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).
Классы в представлении Туган-Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.
В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:
Ø основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надысторические» духовные ценности (прежде всего моральные);
Ø прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.
2. Воззрения М. М. Ковалевскоговосходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.
Эволюционистская концепция Ковалевского:
Ø закономерный характер развития общества;
Ø поступательность исторического процесса;
Ø социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).
Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.
Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского:фактом общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придётся постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.
Проявление плюрализма Ковалевского – положительное положение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.
Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):
Ø основной закон социологии – закон прогресса;
Ø задача социологии – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;
Ø «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведёт их к объединению в «мировое солидарное общество».
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 793;