Миорелаксанты
Первые сведения о кураре проникли в Европу более 400 лет назад после возвращения экспедиции Колумба из Америки, где южноамериканские индейцы использовали его для смазывания наконечников стрел при стрельбе из лука или бамбуковых трубок (рис. 202).
Как гласит предание, смертоносный яд готовили старейшие женщины племени. На костре в большом котле варились корни ядовитых растений вместе со смолянистыми соками, змеиным ядом, головами муравьев, хвостами скорпионов и др. Яд признавали годным для применения только тогда, когда одна из варивших этот состав старух теряла сознание и погибала (рис. 203). Такого рода пагубное действие, по мнению ряда исследователей, вряд ли можно отнести за счёт кураре. По всей вероятности, усиленное вдыхание угара от примешанных к кураре неизвестных веществ оказывалось смертельным. К таким примесям, возможно, относились растения, подобные сумах – ядовитому дереву (Григорьев М.С., Аничков М.Н., 1957).
Рис. 202. Индейцы на охоте на птиц выдувают отравленные кураре стрелы
из бамбуковых трубок
В 1857 г. Джон Сноу (John Snow) наблюдал, как во время наркоза хлороформом дыхание «... иногда выполнялось только диафрагмой, в то время как межрёберные мышцы были парализованы». (Цит. по Д. Ворнеру, 1998.)
Кураре и искусственная вентиляция впервые были применены при лечении животных и в эксперименте сэром Benjamin Brodie в Англии в 1811 году.
К 1935 г. Кинг (King) выделил из кураре его основной естественный алкалоид – тубокурарин. Впервые мышечный релаксант тубокурарин (интокострин) был использован в клинике 23 января 1942 г. в Монреальском Гомеопатическом госпитале доктором Гарольдом Гриффитом (Harold Griffith) (рис. 204) и его помощницей Энид Джонсон (Enid Jonson MacLeod – рис. 205) при операции аппендэктомия под циклопропановым наркозом 20-летнему водопроводчику. Это стало вехой в развитии анестезиологии. Использование мышечных релаксантов значительно облегчало интубацию трахеи и позволяло проводить наркоз на поверхностном и более безопасном уровне.
Рис. 203. Приготовление "стрельного яда",
в состав которого включалось кураре
Рис. 204. Гарольд Гриффит (1894-1985). Президент канадской ассоциации анестезиологов (с 1943). Ввёл в анестезиологическую практику мышечные релаксанты (кураре)
Рис. 205. В центре Enid Johnson MacLeod (род. в 1909 г.), слева Harold Griffith Ил. из лекции К.М. Лебединского (СПб МАПО)
Сукцинилхолин (дитилин) был синтезирован Бове (Bovet) в 1949 г. и разрешён к применению в клинике с 1951 г. Он стал препаратом выбора для обеспечения интубации и поддержания наркоза в челюстно-лицевой хирургии.
В нашей стране современный эндотрахеальный наркоз начали применять с 1946 г. В 1948 г. вышла первая отечественная монография, посвящённая этому методу, – «Интратрахеальный наркоз в грудной хирургии» (Григорьев М.С., Аничков М.Н.). Пионерами применения миорелаксантов на фоне эндотрахеального наркоза в нашей стране были М.С. Григорьев и М.Н. Аничков. Ими написана первая отечественная монография о миорелаксантах «Кураре и курареподобные препараты в хирургии», изданная в 1957 г.
В 1961 г. Американское общество анестезиологов (ASA) приняло классификацию объективного статуса больного, используемую при предоперационном обследовании.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1479;