Отображение открытия анестезии в изобразительном искусстве и литературе
Следует отметить роль художников, запечатлевших это величайшее событие в истории медицины. Несмотря на разногласия историков медицины в отдании пальмы первенства тому или иному претенденту на приоритет в первооткрытии, их участие в событиях 1840-х годов стало вкладом в победу человечества над болью с помощью анестезии (Vandam L.D., 1980; Wolfe R.J., 1993; Desai S.P., Desai R.M., Battit G.E., 2007). В 1882 году начинающий художник Роберт Кутлер Хинкли (Robert Cutler Hinckley, 1853-1941), следуя совету французского портретиста Каролюса-Дюрана (Carolus-Duran, 1838-1917) и выполняя требования программы обучения для парижских студентов-живописцев, решил написать картину о первой успешной публичной демонстрации эфирной анестезии. В последствии эта зачётная и учебная картина Хинкли «The First Operation with Ether (Первая операция под эфиром)» (рис. 61, 62) стала одной из наиболее популярных картин в истории медицины.
Рис. 61. Картина Robert Cutler Hinckley «Первая операция под эфиром», 1882 г. Холст, масло, 8' х 10'. Бостонская Медицинская Библиотека при БиблиотекеМедицины Francis A. Countway, Бостон, Массачусетс. На переднем плане изображены слева направо: Уильям Томас Грин Мортон с ингалятором эфира в руках, Джон Коллинз Уоррен, оперирующий художника Эдварда Джильберта Эббота, Эбен Фрост, которому 30 сентября 1846 г. Мортон под эфирным наркозом безболезненно удалил зуб, Чарльз Ф. Хейвуд (хирург-интерн), Генри Джекоб Бигелоу (хирург, автор первой статьи об ингаляционном наркозе), Огастес Э. Гулд (врач Массачусетской больницы общей практики, ставший медицинским консультантом Мортона; предложил в эфирном аппарате дыхательные клапаны, дал название препарату "летеон" (от греч. Лета – река забвения), был пропагандистом нового метода и свидетелем Мортона при регистрации открытия в бюро патентов
Рис. 62. Персонажи на картинеРоберта Кутлера Хинкли (Ил. по S.P. Desai., R.M. Desai., G.E. Battit, 2007.):
1. Неизвестный репортёр газеты;
2. Джон Кэлл Дэлтон (John Call Dalton, 1825-1889), студент Гарвардской школы медицины;
3. Уильям Уильямсон Веллингтон (William Williamson Wellington, 1814-1896), двоюродный брат больного Эдварда Джильберта Эббота;
4. Абель Лоуренс Пирсон (Abel Lawrence Peirson, 1794-1853), хирург-консультант, Массачусетская больница общей практики;
5. Чарльз Осеа Хелдрет (Charles Hosea Hildreth, 1825-1884), студент Гарвардской школы медицины;
6. Уильям Томас Грин Мортон (William Thomas Green Morton, 1819-1868), анестезиолог;
7. Джонатан Мэйсон Уоррен (Jonathan Mason Warren, 1811-1867), хирург Массачусетской больницы общей практики;
8. Эдвард Джильберт Эббот (Edward Gilbert Abbott, 1825-1855), пациент;
9. Джон Коллинз Уоррен (John Collins Warren, 1778-1856), профессор анатомии и хирургии Гарвардской медицинской школы, руководитель хирургии и основатель Массачусетской больницы общей практики, оперирующий хирург;
10. Эбен Фрост (Ebenezer Hopkins Frost, 1824-1866), учитель музыки, получавший общую анестезию при экстракции зуба несколько ранее, 30 сентября 1846 года;
11. Чарльз Фредерик Хейвуд (Charles Frederick Heywood, 1823-1893), штатный хирург Массачусетской больницы общей практики;
12. Генри Джекоб Бигелоу (Henry Jacob Bigelow, 1818-1890), профессор хирургии Гарвардской медицинской школы;
13. Огастес Эддисон Гулд (Augustus Addison Gould, 1805-1866), врач и конхиолог, секретарь, Массачусетского Общества Медицины;
14. Соломон Дэвис Таунсенд (Solomon Davis Townsend, Массачусетской больницы общей практики.
Несколько лет после празднования 150-й годовщины первого эфирного наркоза совет попечителей Массачусетской больницы общей практики (Бостон, Массачусетс), вдохновлённый доктором Джоном Херманом (John B. Herman), поручил Уоррену и Люции Проспери (Warren, Lucia Prosperi) воссоздать более точную и достоверную по возможности картину о первой демонстрации эфирного наркоза. Картина «День эфира, 1846 год» (рис. 63, 64), была представлена 16 октября 2001 года, ровно через 155 лет после исторической демонстрации анестезии эфиром. Картина была преподнесена в качестве подарка Массачусетской больнице общей практики.
Рис. 63. Картина Warren и Lucia Prosperi «День Эфира, 1846 год», 2001 г. Холст, масло, 6' x 8'. Массачусетская больница общей практики,
архивы и специальные коллекции, Бостон, Массачусетс
Рис. 64. Персонажи на картине Уоррена и Люции Проспери [имена людей, позировавших для картины] (Ил. по S.P. Desai., R.M. Desai., G.E. Battit, 2007.):
Все академические названия относятся к Гарвардской медицинской школе, отделенческие – к Массачусетской больнице общей практики, Бостон, Массачусетс.
1. Студент-медик [позировал Edward A. Stern, адъюнкт-профессор неврологии, отделение неврологии];
2. Уильям Уильямсон Веллингтон (William Williamson Wellington, 1814-1896) [позировал Michael Long, доцент анестезии, отделение анестезии и интенсивной терапии];
3. Студент-медик [позировал John Donohoe, приглашенный гость];
4. Генри Джекоб Бигелоу (Henry Jacob Bigelow, 1818-1890), [позировал W. Gerald Austen, профессор хирургии];
5. Студент-медик [позировал James W. May, профессор хирургии, руководитель отделения пластической и реконструктивной хирургии];
6. Студент- медик [позировал Andrew L. Warshaw, профессор хирургии, отделение хирургического лечения];
7. Студент-медик [позировали W. Scott McDougal, Walter S. Kerr, профессор урологии, отделение урологии];
8. Чарльз Фредерик Хейвуд (Charles Frederick Heywood) [позировал Glen M. La Muraglia, адъюнкт-профессор хирургии, отделение хирургии];
9. Соломон Дэвис Таунсенд (Solomon Davis Townsend) [позировал John D. Stoeckle, профессор медицины, заслуженный деятель, отделение медицины];
10. Джон Коллинз Уоррен (John Collins Warren, 1778-1856) [позировал J. Philip Kistler, профессор неврологии, отделение неврологии];
11. Генри Джекоб Бигелоу (Henry Jacob Bigelow, 1818-1890) [позировал Robert L. Martuza, Higgins профессор нейрохирургии, руководитель, отделение нейрохирургии];
12. Эбен Фрост (Ebenezer Hopkins Frost, 1824-1866) [позировал John B. Herman, адъюнкт-профессор психиатрии, отделение психиатрии];
13. Уильям Томас Грин Мортон (William Thomas Green Morton, 1819-1868) [позировали Warren M. Zapol, Reginald Jenney, профессор анестезии, руководитель, отделение анестезии и интенсивной терапии];
14. Огастес Эддисон Гулд (Augustus Addison Gould, 1805-1866) [позировал William E. Minichiello, адъюнкт-профессор психологии в отделении психиатрии, отделение психиатрии];
15. Эдвард Джильберт Эббот (Edward Gilbert Abbott, 1825-1855) [позировал David Silverman, студент, друг художников];
16. Джон Кэлл Дэлтон (John Call Dalton, 1825-1889) [позировал William G. Austen, доцент хирургии, отделение пластической и реконструктивной хирургии].
Теперь информация о самих художниках. Роберт Кутлер Хинкли (Robert Cutler Hinckley, 1853-1941) родился в штате Массачусетс 3 апреля 1853 года. Место рождения художника по разным источникам отмечено как Бостон (Wolfe R. J., 1993) и Нортгемптон (Vandam L. D., 1980). Роберт был ещё подростком, когда родители отправили его в Париж для обучения искусству. Хинкли провёл там почти 20 лет и проходил обучение живописи под руководством замечательного портретиста Каролюса-Дюрана (Charles Auguste Emile Durand, 1838-1917). В 1882 году по совету учителя Хинкли начал работать над картиной «Первая операция под эфиром». Интересен тот факт, что первая публичная демонстрация анестезии эфиром была проведена задолго до того, как родился сам Хинкли, и маловероятно, что он когда-либо был лично знаком с кем-нибудь из участников этого события. Поэтому он потратил много времени, выясняя, кто присутствовал на этом наркозе, консультируясь с разными людьми в Бостоне и просматривая записи и газетные статьи. Эта работа продолжалась 11 лет до 1893 года, когда картина была почти завершена (Vandam L.D., 1980; Wolfe R.J., 1993).
Несмотря на то, что творчество Роберта Хинкли насчитывает более чем 300 картин, главным образом, портретов, широкой известности эти работы не получили. Исключение составляют лишь две его работы: портрет капитана Джона Бэрри (John Barry, 1745-1803), являющийся частью коллекции морского ведомства США, и портрет члена Конгресса от штата Джорджия Чарльза Фредерика Криспа (Charles Frederick Crisp, 1845-1896) из коллекции Палаты представителей США.
Современные художники Уоррен и Люция Проспери выросли во Флориде и Новой Англии, соответственно, и в настоящее время проживают в Саутбороу, штат Массачусетс. Их работы – это портреты, пейзажи и мемориальные картины. Некоторые их картины представлены на выставках в больницах, в клиниках и торговых зданиях в Новой Англии; предпочитаемая техника – холст, масло (Desai S.P., Desai R.M., Battit G.E., 2007).
Хотя эти две картины показывают одну и ту же сцену, традиционный подход Хинкли резко контрастирует с «фотожурналистским» толкованием Проспери. Зрителям трудно сравнивать достоинства двух картин, написанных в различные периоды, с помощью различных стилей, и имеющих различные цели. S.P. Desai, R.M. Desai, G.E. Battit (2007)в статье«История двух картин, изображающих первую публичную демонстрацию эфирной анестезии» очень верно отметили дополнительный вклад, внесённый работой четы Проспери и изучили эмоциональную реакцию, вызываемую этими работами, когда и где они были созданы, цель их создания и различие в стилях. «Современная картина Проспери отражает больше видимых деталей, она более точна в историческом плане и передаёт больше ощущения действия, чем картина Хинкли. Эти эффекты достигаются отчасти с помощью использования четой Проспери света с различной насыщенностью, путём изображения пространства, а не полного обзора участников, и путём использования более общей композиции. Картина Хинкли была создана в Париже, во Франции, а картина Проспери в современном Вашингтоне. Хинкли в своей работе в течение периода свыше 10 лет придерживается традиций, превалирующих во второй половине 19-го столетия. Он поставил участников действие перед пациентом, а не вокруг пациента. Кроме того, он рассредоточил участников, расположив их на расстоянии друг от друга, создал тем самым драматическую сцену.
Подобно работам Эйкинса и Рембрандта … семья Проспери старается соблюдать медицинскую точность, обеспечивая наблюдателям наиболее выгодное положение ближе к месту действия и расставляет участников вокруг места этого действия. Картина Проспери показывает пациента, спокойного во время операции. Уильям Мортон изображён как наблюдатель, стоящий перед пациентом. Эта картина более точная, однако, следует принять во внимание трудности, с которыми столкнулся Хинкли при выяснении списка присутствующих, их роли и используемого оборудования. Зато Хинкли более преуспел в изображении сцены, которая предвещала открытие анестезии. Сцена кажется театральной, а более скромного размера на самом деле «Купол Эфира» кажется вполне большим, с множеством участников на переднем и на заднем плане. Хинкли обращает наше внимание на пациента, используя более светлые краски, изображая передний план с более чёткими контурами, и изображая предполагаемые эмоции на лицах наблюдателей. Зритель не может видеть разрез и кровь, так что у каждого зрителя картины возникают сомнения – действительно ли хирург сделал разрез.
Внешний вид обоих хирургов, Генри Джекоба Бигелоу и Джона Коллинза Уоррена заметно отличается от облика хирургов, изображаемых на фотографиях и портретах того времени. Кроме того, Хинкли изобразил на картине людей, которые вероятнее всего отсутствовали во время этого события (студент-медик Charles Hosea Hildreth (1825-1884), хирург Abel Lawrence Peirson (1794-1853), хирург Jonathan Mason Warren (1811-1867) и врач William Williamson Wellington (1814-1896) [Vandam L.D., 1980; Wofle R.J., 1993]. Также он не изобразил двух врачей, которые вероятно присутствовали на демонстрации – хирурги Samuel Parkman (1816-1854) и George Hayward (1791-1863) [Vandam L.D., 1980; Wofle R.J., 1993].
Несмотря на эти недостатки, картина Хинкли является выдающимся достижением для художника, только завершающего своё обучение. Картина Хинкли «Первая операция под эфиром» донесла до нас волнение этого замечательного события и позволила нам участвовать в его праздновании.
В отличие от Хинкли чета Проспери передвинула пациента на передний план картины от центра вправо. Центральной фигурой действия является хирург Джон Коллинз Уоррен, показанный за работой. Кровь явно видна не только на руках у хирурга, но также на шее пациента и в тазу. Сцена действия и его участники по существу одни и те же, как на картине Хинкли, но наблюдатели переносятся ближе и смотрят сверху вниз на происходящее. Первая реакция, которая возникает у зрителя, особенно если смотреть на картину «День Эфира, 1846 год» издали, – может это действительно фотография? Но всё становится понятным, когда узнаёшь, что для достижения точности художники взяли более чем 200 фотографий сцены, созданной натурщиками, одетыми в костюмы того периода.
Работа выглядит крайне реалистичной, тщательный её осмотр и вид крови усиливают ощущение этого важного события. Реалистичное, фотожурналистское качество, которое доминирует в работе Проспери, является следствием не соединения мельчайших деталей, а следствием чёткого акцента на определённые моменты. Картина не оказалась настолько тёплой как работа Хинкли вследствие её единообразного света, отсутствия теней, небольшой глубины обзора и возможно её реалистических качеств. «Купол Эфира» оказывается близким к его действительному размеру, а участники более однородно распределены как на переднем, так и на заднем плане.
Если Хинкли празднует первую демонстрацию анестезии эфиром на расстоянии, то Проспери приглашают нас стать свидетелями очень близко к месту действия. Более тёмные тона, которые доминируют, более раннее изображение замещается ярко освещённой операционной комнатой. Хинкли использует расходящееся освещение и постепенно растворяет чёткие линии субъектов путём смешивания одного тона с другим. Его большее драматическое изображение отодвигает наблюдателя назад в атмосферу зрителей за происходящим.
Проспери умело использовали этапность события, при котором участники были сфотографированы в костюмах того периода, и замечательно следовали своей цели – создать точный, реалистичный, близкий обзор действительной операции. Так как они перенесли наблюдателей в ряды вокруг демонстрации, сцена является настолько правдоподобной, что легко представить себе, как двигался бы пациент, если бы имел неадекватную анестезию. Хотя Мортон и наблюдает, и работает на картине Хинкли, Проспери показывают его тревогу и готовность к немедленным действиям. В сравнении с подавленной атмосферой, которая наполняет сцену Хинкли, степень предчувствия здесь более значительная.
Художникам во время работы необходимо организовать сцену, а также одеть участников в костюмы соответствующим образом. Проспери использовали фотографию, чтобы совместить этот двухступенчатый процесс в один. Точность к реальности и достоверность являются признаками их картины. Они выбрали Д. Ф. Кистлера для позирования в качестве хирурга из-за его замечательного сходства с Уорреном. Проспери более точны с исторической точки зрения, так как они исключили большинство врачей, которые, как известно, отсутствовали во время демонстрации. Они правильно исключили Чарльз Хилдрета, Абеля Пирсона и Джонатана Мэйсона Уоррена; однако при этом они включили Уильяма Велингтона, который, вероятнее всего, не присутствовал на этой демонстрации.
Данные о погоде на утро 16 октября 1846 года и расположение окон в «Куполе Эфира» свидетельствуют о том, что участники были хорошо освещены естественным светом. Проспери даже использовали освещение, чтобы сохранить всех участников в чётком фокусе и создать условия более скромного размера «Купола Эфира». Эти детали, наряду с выражениями лиц участников, предполагают, что это было истинно грандиозное событие.
Обе картины, которые мы сравниваем, изображают одно и то же незабываемое, историческое событие, но художники преследовали при этом различные цели. Для Хинкли написание картины – необходимое условие для завершения обучения искусству в Париже, тогда как чета Проспери получила поручение от Массачусетской больницы общей практики на создание более точного изображения данного события. Как Хинкли, так и Проспери использовали дагерротипы и фотографические источники для своей работы. С помощью живописных мазков кистью и используя все преимущества освещения, Хинкли обратил наше внимание на пациента, который является центральной фигурой. Пациент, расположенный лицом к наблюдателю, весь в белом – для усиления эффекта освещения. Общая сцена является достаточно широкой, и её стадийность оказывает драматический эффект. Наблюдатель отчасти исключен из сцены, ему отведено место в аудитории. Насыщенный естественный свет, который падает вниз из окон купола, может даже предполагать, что более высокая сила руководит руками хирурга и Мортоном.
Проспери широко использовали краски, а яркий свет равномерно освещает всю сцену. Центральная фигура здесь – хирург, а не пациент, лицо которого наблюдатель не видит.
Хинкли использует тёплый традиционный стиль, характерный для конца 19-го столетия. Он также имел успех, изобразив на хирургической сцене большинство выдающихся людей Бостона; однако, работа Проспери технически более точна по некоторым аспектам, нераспознанным Хинкли. Внешний вид участников, наличие крови добавляют реалистичности. Их изображение было бы даже более убедительным, если бы один из участников прощупывал пульс у больного – деталь, точная или нет, но включенная у Хинкли. Деталь, которую следовало бы изменить – это испаритель эфира, наклонённый не вниз и горизонтально, а вертикально с наконечником, расположенным у рта.
Немногие картины, если таковые и имеются, изображающие важные сцены из истории медицины имеют оригинальные продолжения. Возможно, нет ни одной картины, где сцена была восстановлена современниками, позирующими как исторические фигуры. Эти шедевры могут рассматриваться как дополняющие друг друга, а не конкурирующие друг с другом. Различия в картинах возникают не только благодаря стилю написания картины, освещению, точкам обзора и деталям, но что более важно, благодаря периоду времени, в котором эти картины написаны.
Работа Хинкли написана в традициях 19-го столетия, в то время как работа Проспери является современной. Интересующиеся люди приезжают в Бостон со всего мира посмотреть на картину Хинкли. Люди, которым посчастливилось посетить «Дом Эфира» в Массачусетской больнице общей практики в Бостоне, где происходило описанное событие, также будут иметь возможность изучить и современную картину Проспери.»
На рисунках 65, 66 мы видим прототипы героев этого историического события и работу Уоррена Проспери над фрагментом картины.
Рис. 65. Прототипы героев события для картины «День Эфира, 1846 год».
Ил. Массачусетской больницы общей практики
Рис. 66. Уоррен Проспери, художник из штата Массачусетс.
После почти года работы...
Ил. Массачусетской больницы общей практики
До публичной демонстрации анестезии Мортон в своём офисе удалил зуб молодому музыканту Эбену Фросту (Iben H. Frost) 30 сентября 1846 г., давая вдыхать эфир через носовой платок (рис. 67). Это событие стало причиной дальнейшего успеха Мортона.
Рис. 67. Первое использование эфира в зубной хирургии, 1846 год.
Картина английского художника Эрнеста Боарда (Ernest Board,
1877-1934), написана маслом. Библиотека Wellcome, Лондон
Вот что писал об этом сам Мортон: «К вечеру мужчина, живущий в Бостоне, пришёл, испытывая сильные боли и желая удалить зуб. Он боялся операции и просил его месмеризировать. Я сказал ему, что имею кое-что более подходящее и, смочив мой носовой платок эфиром, дал ему для ингаляции. Он сделался бессознательным почти немедленно. Было темно, а доктор Хайден держал лампу, пока я удалял крепко сидевший в челюсти малый коренной зуб. Больших изменений пульса и релаксации мускулов не было. Он очнулся через минуту и не знал ничего, что было ему сделано. Он остался на некоторое время, разговаривая по поводу эксперимента. Это было 30 сентября 1846 г.».
А вот и текст расписки самого Фроста, заверенной подписью Хайдена: «Настоящим удостоверяю, что я обратился к доктору Мортону в шесть часов нынче вечером (30 сентября 1846 г.), страдая невыносимой зубной болью. Доктор Мортон вынул из кармана носовой платок,намочил его своим составом, которым я дышал около полуминуты, а затем я заснул. Через мгновенье я очнулся и увидел мой зуб лежащим на полу. Я не испытал ни малейшей боли и, оставшись на двадцать минут в его приёмной после того, не почувствовал никакого неприятногоэффекта от операции».
В тот же вечер, 30 сентября, Мортон уже был в редакции большой бостонской газеты, а наутро, чуть свет, явился к дверям Бюро патентов. В качестве свидетелей в редакцию газеты Мортон привёл с собой Хайдена и самого Фроста, и на следующий день, 1 октября, в утреннем выпуске бостонской Daily Journal была напечатана следующая заметка: «Вчера вечером, как о том мы были информированы джентльменом, который присутствовал при операции, у некоего субъекта былудалён коренной зуб без малейшей боли. Он был погружён в сон путём ингаляции особого состава, эффект которого продолжался около трёх четвертей минуты – ровно столько, чтобы произвести экстракцию зуба».
Таково было первое в мире печатное извещение об удачном наркозе в хирургии. Хотя в нём не было фамилии Мортона и адреса, весть об авторе и месте происшествия, конечно, быстро распространилась по Бостону, и это стало привлекать много любопытных и больных. Благодаря этому Мортон провёл ещё несколько наркозов при удалении зуба у своих пациентов.
К сожалению, не всё сразу пошло гладко, и уже следующий пациент, мальчик, не заснул, а почувствовал себя весьма плохо: у него появилась неукротимая рвота. Родители увезли ребёнка к врачу, который заявил, что мальчик отравлен. Через час разъярённый отец вернулся к Мортону и угрожал судом за попытку убийства ребёнка.
Вскоре ещё одна дама легко сделалась сонливой, но совсем не засыпала. При дальнейшей ингаляции она впала в возбуждение и с упрямой настойчивостью монотонно выкрикивала слова. Мортон не мог наложить щипцы, он много раз почтительно просил её успокоиться, но та кричала ещё громче. Как это ни курьёзно, но она успокоилась только после того, как Мортон предложил ей в награду несколько долларов. Зуб был удалён без боли.
Ещё одна больная, 25-летняя особа, мгновенно переменила свой облик и характер под действием эфира, «она взлетела в воздух, взвизгивая, как краснокожий индеец», и оторопевший дантист с трудом боролся с ней, пытаясь водрузить её обратно в зубоврачебное кресло. Очнувшись, она снова стала исключительно корректной и спокойной, не помня ничего о своём возбуждении. Мортон предложил ей ещё несколько глубоких вдохов эфира, от которых она сразу заснула, и два моляра были удалены без всяких затруднений и помех. Но подобные случаи были всё же исключениями. Как правило, наркозы протекали отлично.
В связи с тем, что не всегда удавалось вызвать у больных сон при вдыхании эфира с платка, Мортон приступил к созданию аппарата. Этот аппарат был очень прост: в первоначальном виде стеклянный шар имел одно отверстие, соединённое с трубкой, которая вставлялась в рот для вдыхания, позже было добавлено второе отверстие для наливания эфира.
Рис. 68. Henry Jacob Bigelow (1818-1871)
И вот, наконец, на квартиру Мортона для ознакомления с безболезненными экстракциями зубов явился Генри Бигелоу (рис. 68), один из известных хирургов знаменитой Массачусетской больницы общей практики в Бостоне. Создавалось довольно щекотливое положение. Ведь для того, чтобы рассчитывать на апробацию и поддержку Бигелоу, Мортон должен был сообщить ему состав своего наркотического средства, без чего нельзя было рассчитывать на то, чтобы больничные врачи стали применять такой наркоз своим больным. Но Мортон, не являясь врачом и следуя общепринятым для дантистов правилам, стремился засекретить и запатентовать своё открытие. Поэтому трудно понять, как мог согласиться на применение такого «секретного средства» на своём больном главный хирург Массачусетской больницы общей практики Джон Коллинз Уоррен.
По-видимому, Бигелоу либо сам понял, что «состав» Мортона представляет собой серный эфир, либо по полученным впечатлениям он смог уверить Уоррена в достаточной безопасности этого средства. Нельзя не удивиться той смелости, с которой Уоррен и Бигелоу позволили неизвестному молодому дантисту применить своё секретное средство для усыпления больного
при большой, тяжёлой операции. И хотя победителей не судят, тем не менее, в поднявшейся шумихе, неизбежной вокруг всякого важного события, конкуренты и всевозможные присяжные критики и моралисты не раз и в довольно резкой форме осуждали хирургов Массачусетской больницы общей практики за проявленную излишнюю доверчивость и либерализм.
Через 10 дней после визита Генри Бигелоу Мортон получил от Чарльза Ф. Хейвуда (Charles F. Heywood), дежурного интерна больницы, письмо, которому было суждено стать историческим документом в мировой медицине. Вот текст этого письма:
«14 октября 1846 г. доктору Мортону.
Дорогой сэр!
Я пишу по поручению доктора Уоррена, приглашая Вас прибыть в пятницу в десять часов в больницу, чтобы применить на пациенте, который будет оперирован, состав, изобретённый Вами для ослабления боли.
С почтением к Вам
Ч.Ф. Хейвуд, хирург общей больницы».
Диорама – лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств (рис. 69).
Дагерротипия изобретена французским художником Дагéром в 1839 году и считается первым практическим способом фотографирования. Это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллоидного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагерротипию.
Рис. 69. Диорама, основанная на оригинальном дагерротипе сцены, показывающая выполнение первой хирургической операции Джоном Коллинсом Уорреном (1778-1856) под общим обезболиванием в Массачусетской больнице общей практики 16 октября 1846 года. Доктор Томас Мортон (1819-1868), пионер в области анестезиологии – в дальнем конце стола, держит ингалятор около лица пациента. Уоррен успешно удалил опухоль на шее пациенту Джильберту Эбботу. Ил. Музея Науки, Лондон
В качестве фотоматериала использовали посеребрённую медную пластинку. Пластинку тщательно полировали, затем непосредственно перед съёмкой обрабатывали парами йода, в результате чего образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Под действием света в этом слое возникало скрытое изображение, проявляемое парами ртути. Полученное изображение закрепляли раствором тиосульфата натрия.
Ниже приводим ряд иллюстраций, посвящённых открытию наркоза эфиром (рис. 70-83).
В 1946 году, в год 100-летия открытия анестезии, американский писатель Рэйчел Бэйкер написала биографический роман «Д-р Мортон – пионер в использовании эфира».
Рис. 70. Дом эфира и сегодня открыт для публики.
Это один из самых старых существующих операционных театров
Рис. 71. Орден Св. Владимира – знак признания великого
открытия У.Т.Г. Мортона русским царём Николаем I
Рис. 72. Уоррен, Джон Коллинз (Warren, John Collins, 1778-1856)
Рис. 73. Обложка книги Рэйчел Бэйкер
«Д-р Мортон – пионер в использовании эфира»
Рис. 74. Титул книги «Д-р Мортон – пионер в использовании эфира»
Рис. 75. Иллюстрация Lawrence Dresser книги
«Д-р Мортон – пионер в использовании эфира»
Рис. 76. Первое фотографическое изображение демонстрации Мортоном наркоза эфиром (1846). Зарегистрировано в дагерротипе приблизительно через шесть месяцев после события в 1847 году Альбертом Сандсом Сутуортом (Albert Sands Southworth) и Джозей Джонсоном Хоесом (Josiah Johnson Hawes)
Памятник эфиру установлен в 1868 году в парке Public Garden, находящемся в самом центре Бостона. Выполнен из гранита и мрамора, этот памятник называется «Монумент эфиру» и является старейшим скульптурным произведением, установленном в этом парке, и единственным в мире памятником … лекарству. Монумент находится слева от входа в сад с улицы Arlington St.(напротив Marlborough St.). На памятнике не указано имя первооткрывателя анестезирующих свойств эфира, так как на это звание претендовало несколько человек, и спор так и не был разрешён. Вот почему скульптура, завершающая монумент, изображает не одного из тех, кто оспаривал звание первооткрывателя наркоза, а абстрактного «Доброго Самаритянина», держащего на руках больного юношу. Этим произведением скульптор – Джон Квинси Адамс Ворд (John Quincy Adams Ward) – положил начало своей успешной карьере художника.
Три надписи на памятнике гласят:
«В благодарность за избавление от людских страданий жители Бостона воздвигли этот монумент»;
«Отмечается открытие того, что вдыхание эфира вызывает нечувствительность к боли. Впервые в мире испытано в Mass General Hospital»;
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 2290;