Четвертым конструктивным элементом всех зависимостей от ПАВ
является формирование стойкой психической и физической зависимости от них. Она проявляется тем, что желание, потребность привести себя в состояние одурения и пребывать в нем, ощущаются постоянно.
Это тоже не входит в планы начинающих потребителей. Человек живет среди людей. Ему нужно соблюдать социальные и культурные нормы, адекватно себя вести, сохранять целенаправленность и конструктивность в высказываниях и поступках, учиться, трудиться, контролировать свое состояние и поведение. Для выполнения всех видов трудовой деятельности нужны внимание, мышление, память, воля, ум, координация движений и другие компоненты психической и мышечной деятельности. Для этого нужно быть трезвым, способным формулировать цель, составлять план каждого действия и контролировать процесс его выполнения.
Психическая зависимость проявляется тем, что желание принять дозу, почувствовать кайф, оторваться от реальности, присутствует всегда, даже тогда, когда оно не уместно и не допустимо. Несмотря на ситуацию, образ и ощущение счастья, наступающего в процессе и после принятия дозы, возникает в пространстве психической деятельности и вытесняет все, что с ним конкурирует. Состояние одурения оценивается как самое приятное, ни с чем не сравнимое. Нормальные способы получения удовольствий от добрых, полезных поступков, успехов в труде, учебе, спорте, творчестве теряют свою актуальность и привлекательность. Основные жизненные конструкции начинают деформироваться. Семья, учеба, работа уже не считаются самыми главными занятиями. Мысли, представления, мечты, чувства притягиваются к кайфу. Воздерживаться удается, но для этого нужно достаточно сильно напрягаться. Из-за этого возникает повышенная утомляемость, невнимательность, раздражительность, обидчивость, плохое настроение и самочувствие, и другие «невротические» расстройства.
Психическая зависимость появляется раньше физической. При употреблении кокаина, эфедрона и других психостимуляторов может возникнуть после первой пробы наркотика. Эта зависимость остается на всю жизнь. Радости здоровой, трезвой жизни обесцениваются, становятся менее привлекательными. В памяти сохраняется более яркая и интересная «картинка», с которой все сравнивается. Искушение «оторваться» временами настолько усиливается, что люди срываются.
Физическая зависимость развивается через несколько недель регулярного потребления ПАВ (алкоголя – через более длительный период). Ее формирование осуществляется на биологическом уровне. Психоактивное вещество «влезает» в механизмы нейрохимической, эндокринной, метаболической регуляции, включается в них как постоянный компонент. В организме, вынужденно формируются новые функциональные стереотипы с поправкой на постоянное присутствие психоактивного вещества. Существенно перестраиваются все виды обмена веществ – белков, углеводов, жиров, воды, солей, энергии и регуляция работы всех органов – мозга, сердца, сосудов, легких, кишечника и т.д. Непрошенное, вредоносное психоактивное вещество становится «нужным» организму как «нормальное». При его отсутствии сложившиеся функциональные стереотипы разрушаются. Это проявляется состоянием абстиненции, которая устраняется приемом привычного ПАВ.
Физическая зависимость полностью проходит благодаря способности организма к саморегуляции. После устранения ПАВ из организма все виды обмена и регуляция всех органов снова перестраиваются на нормальные режимы. Это происходит по мере разрешения абстиненции в течение 2-3 недель. Потом наступает состояние неустойчивого равновесия на несколько месяцев, которое может завершиться практическим выздоровлением. Что касается «культурпитейщиков», то прекращение употребления алкоголя для них не приводит ни к каким отрицательным ощущениям и переходный период не требуется.
Пятым конструктивным элементом всех зависимостей от ПАВ считается формирование абстинентного синдрома или синдрома отмены, который появляется при зависимостях от наркотиков через 4-8 часов, от алкоголя – через 1-3 дня после прекращения длительной непрерывной алкоголизации. Алкогольная абстиненция называется похмельем.
Появление абстинентных или похмельных расстройств не входит в жизненные планы потребителей ПАВ. Они очень неприятны и создают много страданий для души и тела, много проблем в личной жизни и в работе. Скрыть абстиненцию невозможно. Она выдает потребителя «с головой». Все родственники, друзья, соседи, сотрудники, руководители, милиционеры, медики-эксперты узнают потребителя по внешнему виду, по поведению, высказываниям и другим специфическим признакам и меняют к нему отношение – не доверяют, опасаются неадекватного поведения, стремятся исключить риски крупных неприятностей, которые обычно создают зависимые от психоактивных веществ.
Причиной абстинентных расстройств является предыдущий конструктивный элемент беды – физическая зависимость от ПАВ, формирование механизмов регуляции обмена веществ и работы внутренних органов, с включением в них психоактивного вещества. С прекращением приема, которого этот механизм регуляции ломается и возникает полная рассогласованность в работе всех органов и организма в целом. Это является общим, распространяющимся на все варианты зависимостей механизмом, результатом и проявлением болезни. Избежать этого невозможно, поэтому разумнее самим добровольно отказаться от употребления психоактивных веществ и убедить в этом их любителей и пропагандистов.
Поскольку при абстиненции происходит перестройка всех механизмов регуляции с патологических на здоровые, она длится несколько недель. Ее проявления динамичны, то есть меняются в зависимости от времени, прошедшего после отмены ПАВ.
Началом ремиссии, то есть моментом, когда все симптомы зависимости от ПАВ исчезают, считается нормализация психического и соматического состояния и дезактуализация влечения к ПАВ. Ремиссии могут быть длительными – на всю жизнь и полноценными, позволяющими бывшим пациентам вести здоровый образ жизни, учиться, работать, создавать семьи, преуспевать в бизнесе и т.д. Таких примеров тысячи. Но мечты бывших пациентов вернуть возможность снова начать употреблять ПАВ понемногу, не сбываются. С первой же пробы зависимость возвращается на тот этап, на котором она была приостановлена.
Шестой конструктивный элемент всех зависимостей от ПАВ определен известным профессором-наркологом И.Н. Пятницкой как «синдром последствий хронической наркотизации».Его появления в своей жизни никто не хотел и не ждал, но он у всех зависимых от ПАВ возникал, и будет возникать, причиняя большой ущерб качеству жизни бывших потребителей и людям их окружающим.
В проявлениях последствий имеются как специфические для каждого ПАВ элементы, зависящие от его фармакологических эффектов, так и общие, которые являются следствием органического повреждения основных регуляторных механизмов и органов. В формате этой книги мы ознакомимся с общими последствиями. Их принято подразделять по основному патогенетическому механизму на энергетические и трофические нарушения.
Общность энергетических нарушений последствий длительной наркотизации и алкоголизации состоит в том, что у бывших потребителей снижается энергетический потенциал. Энергия нужна для выполнения всех видов деятельности – для труда, учебы, быта, увлечений, общения, даже для секса и отдыха. Все органы и системы, участвующие в энергообеспечении организма, после длительного потребления психоактивных веществ, вызывавших угнетение дыхания, кровообращения, питания, энергообразования снижают уровень функциональной активности. Поэтому у бывших потребителей снижается работоспособность, выносливость и продуктивность во всех сферах деятельности. Приходится снижать уровень запросов, ограничиваться средними результатами. Высоких достижений в спорте, науке, искусстве, общественной, политической, хозяйственной деятельности бывшие потребители не показывают. Они не выдерживают конкуренции со здоровыми людьми. Многие в первые месяцы ремиссии вообще не могут работать из-за быстрой утомляемости, не справляются с обычным объемом и темпом работы. Устраиваются на неполную ставку или на легкую работу.
Личность теряет свои былые достоинства и богатства и деградирует. В этом прослеживается конкретная этапность.
Трофические расстройства, развивающиеся вследствие хронической интоксикации, проявляются в том, что бывшие потребители выглядят старше своего возраста. Кожа обычно бледная, с сероватым или желтушным оттенком, с пониженным тонусом. Отмечается утрата блеска глаз, волос и ногтей. Преждевременно появляются морщины, выпадают волосы, расслаиваются ногти. Наркоманы рано теряют зубы.
При всех зависимостях развивается дистрофия миокарда, способствующая ухудшению кровообращения и вытекающих из этого гипоксии и ослаблению всех видов обмена во всех органах.
Практически у всех имеются поражения печени – гепатит или цирроз, вследствие которых снижаются все функции печени – синтез белков, переработка вредных веществ, образование желчи, необходимой для усвоения жиров и др.
Часто встречаются поражения желудочно-кишечного тракта – гастриты, колиты, язвенная болезнь, дисбактериоз, гельминты и др.
У гашишистов, барбитуроманов, курильщиков остаются тяжелые поражения легких обусловливающие недостаток дыхания, дополнительную интоксикацию, снижение энергообеспечения.
Всегда снижен и гуморальный и клеточный иммунитет, что проявляется высокой распространенностью грибковых, микробных и вирусных поражений кожи и внутренних органов. Часто наркоманы, пользующиеся общим шприцем, заражаются вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
При неврологическом обследовании потребителей всегда выявляются признаки токсического поражения нервной системы в центральных и периферических отделах. Как правило, обнаруживаются поражения подкорковых узлов, гипоталамических образований, ретикулярной формации, мозжечка. А это значит, что регуляция психических, эндокринных, вегетативных, двигательных функций нарушена.
Эти последствия, безусловно, снижают работоспособность, переносимость любых физических и психических нагрузок, точность, скорость, координацию движений, существенно снижают успешность во всех сферах деятельности и качество жизни.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 944;