Тесты на выявление личностных диспозиций

Диспозиция личности это фиксированная в ее социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную ак­тивность и действия других, а также предуготовлен-ность действовать в определенных условиях опре­деленным образом. Этим понятием объединяют разно­образные по треб ностно-мотив ацио иные структуры субъекта, которые так или иначе регулируют его соци­альное поведение.

Можно предположить, что личностные диспозиции образуют иерархически организованную систему39, вер­шину которой составляет общая направленность инте­ресов и система ценностных ориентации, средние уров­ни — система обобщенных социальных установок ("ат-титюдов") на многообразные социальные объекты и си­туации, а нижний — поведенческие готовности к дей­ствию в максимально конкретизированных социальных ситуациях (т. е. поведенческие установки).

39 Такое предположение, основанное на работах Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищева, В. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, И. Макгайра, М. Роки-ча, М. Абельсова, Ч. Осгуда и многих других в области изучения соци­альных установок (аттитюдов), последовательно проверялось нами в длительном и многоплановом изучении взаимосвязи социальных и со­циально-психологических факторов, регулирующих поведение личнос­ти. Излагаемый здесь подход опирается на выводы из этого исследова­ния [306, 235].

 

Диспозиции высшего уровня — продукт воздей­ствия социально-культурных условий и реализуемых в этих условиях высших социальных потребностей лич­ности (обобщенная потребность включения в общности), диспозиции средних уровней — результат "столкнове­ния" потребностей освоения определенных видов и форм деятельности и соответствующих социальных условий, в которых эти потребности реализуются, диспозиции ниж­него уровня иерархии фиксируются как готовность к оценке ситуации и действию на основе предшествующего опыта, реализации потребностей включения в группы и организации, адаптации в данной предметной среде, т. е. в "микросоциальных" условиях деятельности.

Экспериментально показано (А. А. Горбатков), что в диспозиционной системе имеет место позитивно-нега­тивная асимметрия: на стадии адаптации к новым ус­ловиям ведущую роль в регуляции поведения принима­ют на себя диспозиции, связанные со стремлением не уклоняться от принятой субъектом социальной нормы, в дальнейшем же лидируют позитивные диспозиции как готовность к реализации интервализованных (усво­енных) субъектом ценностей и социальных установок. Осознанные диспозиции преимущественно доминируют в регуляции социального поведения в таких ситуациях, которые требуют активного напряжения усилий субъекта. В привычной же ситуации на первый план выдвигаются полуосознаваемые или неосознаваемые диспозции (В. С. Магун).

Итак, регистрируя в социологическом и социаль­но-психологическом исследовании диспозиции лично­сти, мы тем самым получаем информацию о возмож­ной направленности поведения людей в определен­ных условиях. Однако крайне важно иметь в виду, что разные диспозиционные образования обладают различной "прогностической силой" в отношении возможного поведения.

Система ценностных ориентации (именно система, их целостность, а не отдельные ориентации) указывает на направленность интересов личности в восприятии наиболее важных (в субъективном смысле) сторон жиз­ни и отношения к общим условиям деятельности, нрав­ственные принципы человека. Знание о ценностной си­стеме — неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или Же сравнительно нецелеустремленного, как относительно конформного и неконформного (т. е. как относительно самостоятельного и относительно несамостоятельного).

Методики для выявления системы ценностных ориентации многообразны. Одна из них, предложенная М. Рокичем и адаптированная к нашим условиям40, состоит в том, что обследуемым предлагается последова­тельно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей — целей жизни и 18 наименований инструментальных ценностей, т. е. ориентации на ос­новные средства достижения жизненных целей.

40 Адаптация выполнена А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В.А.Ядовым [235. С. 208—209].

 

Список терминальных ценностей включает следующие: активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опы­том); здоровье (физическое и психическое здоровье); интерес­ная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь (духовная и физи­ческая близость с любимым человеком); материально обеспе­ченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); нали­чие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); познание (возможность расширения своего образования, круго­зора, общей культуры, интеллектуальное развитие); равенство (равные возможности для всех); самостоятельность как неза­висимость в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творче­ство (возможность творческой деятельности): уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); удоволь­ствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Список инструментальных ценностей: аккуратность (чис­топлотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах); воспитанность (хорошие манеры, вежливость); высокие запросы (высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); не­зависимость (способность действовать самостоятельно, реши­тельно); непримиримость к недостаткам в себе и в других; об­разованность (широта знаний, высокая общая культура); ответ­ственность (чувство долга, умение держать слово); рациона­лизм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, са­модисциплина); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); терпимость (к взглядам и мнениям дру­гих, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); ши­рота взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); честность (правдивость, ис­кренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктив­ность в работе); чуткость (заботливость).

Наименования ценностей предлагаются в виде отдельных карточек для ранжирования от наиболее значимой до наиме­нее значимой, и в итоге мы получаем ранговые порядки всей структуры.

Устойчивость процедуры при повторном опросе через две недели для списка терминальных ценностей составляет 82,3%, инструментальных — 78,7%. При укрупнении рангов ценнос­тей из 18-членной шкалы в 6-членную устойчивость повыша­ется соответственно до 88,3% и 86,3%. Укрупнение произво­дится с учетом различной устойчивости первых, последних и "срединных" рангов (наименее устойчивых) таким образом:

Исходные ранги 3,4 5—8 9—16 17,18
Укрупненные ранги

Итоговые показатели по этой процедуре: (а) средние ран­ги ценностей, (б) типологические структуры (их можно полу­чить многомерным анализом, включая факторный, таксоно­мию, распознавание образов — см. с. 218—220; 206—208) и (в) выделение в системе ранжированных ценностей тех из них, которые представляют особый интерес для данного исследова­ния (например, можно выделить ценности, относящиеся к по­литической жизни). Средние ранги таких "ценностных синд­ромов" указывают на соотносительную значимость данной сферы деятельности или данных способов деятельности в ряду других. Понятно, что эти операции можно производить не только в индивидуальном разрезе (в психологических и соци­ально-психологических исследованиях), но и в групповых раз­работках, т. е. по разным социально-профессиональным, соци­ально-демографическим и иным подвыборкам обследуемых.

Имеются и другие приемы выявления системы цен­ностей: путем глубокого интервью, предложением раз­вернутых "портретов" неких воображаемых лиц, в каждом из которых описываются интересы и наклонности неких условных персонажей (надо выбрать наиболее "симпатичный" и отвергнуть "несимпатичный" образ) [192], путем ранжирования более краткого спиа са цен­ностей или предложений, имеющих ценностно-мотивационную окраску [171, 67].

Методики для регистрации обобщенных социальных установок предназначены для предсказания ха­рактерных черт реального поведения личности в тех ус­ловиях, к которым эти установки относятся. К числу таких методик относятся — описанный выше "ка­фетерий" из многих установочных суждений (см. с. 170), шкалограмма (с. 168—173), техника Тёрстоуна (с. 175—180) и различные проективные техники (напри­мер, описанная на с. 30—305 этой книги). Последние, однако, обладают удовлетворительной прогностической "силой" при оценке общих характеристик поведения в определенной сфере деятельности, но плохо согласуются с фактическими поступками в четко очерченных, конк­ретных условиях.

Для прогноза конкретных поступков следует при­бегнуть к фиксированию ситуативных социальных ус­тановок. В нашем собственном опыте лучше всего та­кие предсказания реализовались при использовании простой техники, называемой "предсказание по реак­ции на одно суждение".

В международном исследовании Всемирной организации здравоохранения следовало добиться уверенного предсказания, обратится ли данный человек к врачу, если ему адресуют приглашение из поликлиники для профилактического обсле­дования. Мы применили разные варианты методик: ценностно-ориентационные (где, конечно, фигурировало здоровье как ценность жизни), методики на обобщенные социальные уста­новки к своему здоровью, к современной медицине и более конкретно — к возможностям системы медицинского обслу­живания в данной местности и т.п. Но наибольшую прогнос­тическую силу обнаружил простейший прямой вопрос: "Как бы Вы отнеслись к предложению обследоваться у врача?" — с тремя вариантами *ответов: безусловно позитивным, позитив­ным "при определенных условиях" и безусловно негативным. Спустя несколько недель респонденту посылалось официальное Приглашение из клиники. И в Каунасе, где проводилось обследо­вание, и в Роттердаме (Нидерланды) положительный ответ на указанный вопрос дал наибольшую корреляцию с фактическим приходом опрошенных в клинику [369. С. 25—44].

К числу методик диспозиционного плана относятся и специальные тесты на систему основных интересов личности (каждый из частных интересов, например, в области знания, искусства, досуга и др., сопровождается индикаторами конкретных занятий или конкретных ув­лечений) [213. С. 305—309], интересов в рамках сво­бодного времени и досуга, а также общей направленнос­ти поведения на досуге [235. С. 201—208], тесты на от­ношение к различным элементам производственной ситуации, о которых уже говорилось, ценностно-ориента-ционные методики, предназначенные для определения направленности интересов в сфере образования, в трудо­вой деятельности [248. С. 113—124], тесты на изучение преступных наклонностей [143] и установок в области политики.

Широкое использование такого рода методик социо­логами подтверждает их практическую полезность в теоретике-прикладных исследованиях.

 








Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.