Раскройте особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Докажите, что воображение является центральным новообразованием дошкольного детства.
На протяжении дошкольного возраста воображение ребёнка остаётся в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребёнка, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Развитие произвольного воображения проходит следующие этапы:
1 этап – 3-4 года – у детей наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребёнок идёт от действия к мысли (замысел – «Нарисую солдатика», реализация – нарисовал машину.)
2 этап - ступенчатое планирование (4-5 лет).
3 этап – 6-7 лет – целостное планирование, т.е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причём в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).
В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает пассивное, воссоздающее воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной основе, а в основном на эмоциональной основе .Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребёнка является его реализм, понимание того. Что может быть и чего быть не может. Так, дети 3-4 лет в сказке часто не отличают возможное от невозможного, соглашаются с любым замыслом, часто смешивают сказочные и реальные образы. С расширением опыта, дошкольники начинают понимать, что в сказке не всё возможно. Они чувствуют меру, которую не должно переходить воображение. В игре дети чаще понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребёнок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое , преобразующее действительность. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Главным видом деятельности, где проявляется творчество детей – это сюжетно-ролевая игра. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные.
В процессе создания образов дети пользуются разными приёмами:
· наделение персонажей реалистическими действиями (например, поведение животных напоминает человека);
· антропоморфизация (одушевление предметов – « говорящие куклы»);
· гиперболизация (смещение величины персонажей);
· изменение цвета или необычное изображение взаимно расположенных объектов в изобразительной деятельности;
· комбинирование, когда дети используют хорошо им знакомые сказочные события и вносят лишь некоторые добавления, заменяют персонажей, соединяют несколько сюжетов из разных сказок или придумывают для знакомой сказки новое продолжение.
Таким образом, воображение ребёнка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством срывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения.
Дошкольник не создаёт ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребёнка: было ли подобное в его собственном опыте.
Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 970;