Развитие воображения в дошкольном возрасте

Предпосылки воображения появляются на 2 году жизни. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение на картинке, переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте, и выступает его знаком, воспринять который помогает воображение. Воображение достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

Становление механизма представления. Воссоздания образов происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений, что проявляется в реакции сосредоточения и адекватных эмоциях, сопереживание событиям рассказа.

На 3-м году жизни в действиях ребенка наблюдается отсроченное подражание увиденному. Это уже достаточно сложное представление, показатель умения действовать на основе сформированного образа.

В 2,5-5 года ребенок уже умеет действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на 2-м г.ж., еще не заключают в себе элементов воображения, т.к. ребенок здесь лишь осваивает функцию предмета («есть» пустой ложкой), действие с ним и повторяет его (подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошечке. Это действие определяется ложкой, не игровым «кормлением» предметов). Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым; ребенком и объектом его желаний. В игре ребенок действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, отражая его действия обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Мотив игрового действия – не в получении реального результата, поэтому игровое действие – это воображаемая реализация нереализованных желаний.

Развитие начальных форм воображения преддошкольника связано с включением замещения реальных предметов.

Вначале ребенок лишь играет с реальными игрушками, затем, подражая взрослым, использует предметы-заместители, но замещения остаются еще неустойчивыми, некритичными и мало осознанными.

Критичность в использовании предметов наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любое замещения, предлагаемое взрослым. Замещение становится осмысленным, но имеет воспроизводящий характер, а не творческий.

Освоение речи способствует появления в игре первых самостоятельных замещений, Ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего возраста складывается полноценное использование замещений: дети четко видят сходство и различие между реальным и замещающим, вводят в игру собственное замещение. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, идет поиск подходящего объекта.

Таким образом, в игровой деятельности преддошкольника зарождаются творческие элементы:- отступает от образцов взрослого; - апробирует разные схемы выполнения действия; - осуществляет самостоятельные игровые действия.

На 3-м году жизни основным содержанием игры является ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.

Итак, показателями развития воображения в игре преддошкольника являются: разнообразие сюжетов; действие в воображаемой ситуации; самостоятельный выбор предмета-заместителя; гибкость в изменении функции и названия предметов оригинальность замещения игровых действий; - критичность к замещениям партнера.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на реальные предметы и внешние действия с ними.

Функции воображения:

1. Гностическая– познание окружающего мира: заполняет пробелы в знаниях; объединяет разрозненные впечатления в единую целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда ребенок затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. С помощью воображения удовлетворяются познавательные потребности (что недоступно непосредственному восприятию). Воображение позволяет «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Это ведет к обогащению интеллектуального эмоционального, нравственного опыта, более глубокому познанию окружающей, природной, предметной и социальной действительности.

2. Планирующая(см. произвольное воображение).

3. Защитная. В возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые игры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Причиной являются личностные проблемы ребенка, т.к. не удовлетворяются потребности, мечты и к чему ребенок стремится; какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, воображение помогает решить ребенку его эмоциональные и личностные проблемы; неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний; восстановить психологический комфорт (сильный друг – защищает, придает веру в себя, помогает преодолеть страх); преодоление чувства одиночества (удовлетворить потребность в общении); реализует потребность в самоутверждении, признание в группе сверстников.

Развитие видов воображения.О развитии воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества (поделки, рисунки).

Воображение ребенка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность (шаблонность) образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знаний – недостаток и достоинство детского воображения.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка; было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Особенно в 3-4 года замысел рождается только после действия. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окраску.

Таким образом, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребенка, поразило: прочитанная сказка, увиденные мультфильм, новая игрушка.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.

В старшем дошкольном возрасте, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.

Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, т.е. понимание того, что может быть и чего быть не может.

Так, дети 3-4 лет в сказке часто не отличают возможное от невозможного, соглашаются с любым замыслом, часто смешивают сказочные и реальные образы. С расширением опыта, дошкольники начинают понимать, что в сказке не все возможно. Они чувствуют меру, которую не должно переходить воображение. Старший дошкольник перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастичное. При нарушении типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает у них отрицательное отношение. В игре дети также понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

В 3-4 года воссоздающее воображение неразрывно связано с предметом и появляется только при действии с ним. Здесь предмет выполняет функцию внешней опоры.

В игре младший дошкольник не может вообразить действие с предметом, переименовать предмет, если не действует с ним (представляет стул кораблем или кубик кастрюлей, только когда действует с ним). При этом предмет заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте внешней опорой является игрушка, игровые атрибуты.

В среднем и старшем дошкольном возрасте опорой становится выполнение взятой на себя роли.

Воображение начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые (природный материал – листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Воссоздание художественного текста:

- младшие дошкольники без иллюстраций не могут воссоздать описанные в сказке события;

- старшие дошкольники уже без наглядной опоры воссоздают текст, но используют ее, когда испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Иллюстрация важна для понимания действий и взаимоотношений персонажей.

В результате интериоризации необходимость во внешних опорах отпадает. Это происходит в двух планах: переход к игровому действию при отсутствии предмета и придание игровому предмету нового смысла, представление действий с ним в уме, т.е. без реального действия («уже поспали»).

Рост произвольности воображения связан с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение (к 5-7 годам).

В младшем дошкольном возрасте замысел чаще рождается после выполнения действия:

- если формируется до начала деятельности, то неустойчив, легко разрушается, теряется по ходу его реализации (например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации);

- возникает стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.

До 5 лет на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь», «Придумай сказку» - отказывается. Причина – не умеет руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения можно судить по игре: продолжительность на одну и ту же тему, устойчивость ролей. В 3-4 года игра длится 10-15 минут; появление внешнего фактора вызывает побочные линии в сюжете и первоначальный замысел теряется; дети забывают переименование предметов и используют их в соответствии с реальными функциями; наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребенок идет от действий к мысли. В 4-5 лет игра длится уже 40-50 минут; ступенчатое планирование. В 5-7 лет – от нескольких часов и даже дней; игровые замыслы относительно устойчивы и могут осуществить их до конца; целостное планирование, т.е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).

Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника.Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения. Оно начинает активно проявляться в 4-5 лет в игре, ручном труде, рассказывании, пересказе.

С 5 лет появляются мечты о будущем, но они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Опорой для создания образов теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, что тесно связано с развитием речи и мышления. Это ведет к тому, что дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.

Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Старшие дошкольники раньше, прежде чем начинать реальную игру, проигрывают ее в уме, создают связную картину в своем воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого.

Но замысел – еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.

Доля активного творческого воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами.

Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения, протекающем в уме.

Словесное творчество. Уже в раннем возрасте у детей начинается свободное фантазирование – сочинение сказок и рассказов по образцу услышанных ими от взрослых.

В младшем и среднем дошкольном возрасте такие сочинения, продолжая основываться на нанизывании знакомых образов по случайным основаниям, становятся значительно разнообразнее и оригинальнее. Однако они еще не имеют определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Поэтому их нельзя считать проявлением активного воображения.

Сочиняемые детьми сказки и истории становятся в старшем дошкольном возрасте более организованными, последовательными и оригинальными, часто имеют вполне законченный сюжет.

В процессе создания образов воображения дети пользуются разными приемами.

1. Наделение персонажей реалистическими действиями: включение героев в специфически человеческие жизненные ситуации; - приписывание им человеческих мыслей, чувств, поступков; интерпретирование поведения животного на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

2. Прием антропоморфизации – одушевление предметов.

3. Агглютинация – в новом образе соединяют несоединимые стороны разных объектов.

4. Гиперболизация – широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных примитивному пониманию. Например, в сказках, созданных дошкольниками, герои – либо чудо добродетели, либо чудовища и злодеи и т.п.

5. Комбинирование – к хорошо знакомым сказочным событиям: - вносят некоторые добавления; - заменяют персонажей; - соединяют несколько сюжетов разных сказок; - придумывают для знакомой сказки новое продолжение.

6. Для дошкольников характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников. Поэтому придуманные сказки нередко приобретают причудливый характер.

Изобразительная деятельность.

Младший и средний дошкольный возраст – фантастические образы создают сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями.

У старших дошкольников образы все более оригинальны, богаче, разнообразнее. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения становятся все более эмоциональными, пронизаны эстетическими и познавательными чувствами, приобретают личностный смысл.

Таким образом, в числе важных новообразований дошкольного детства – появление качественно новых типов воображения – произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видах деятельности (первоначально в игре, затем – в изобразительной, трудовой, музыкальной, бытовой, учебной деятельности).

Образы воображения детей отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

Роль взрослых в развитии детского воображения.Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр. В общении со взрослым ребенок осваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

На 2-м году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (например, ребенка катают на коленях, делая вид, что роняют). Созданию мнимых ситуаций помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые включаются в бытовые процессы. Необходимо учить детей сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки.

Данные ситуации можно использовать и в работе с детьми 3-го года жизни. Однако основным является обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Создать ребенку воображаемую ситуацию помогает расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям.

Игровая деятельность – мощный стимул воображения. Выполнение роли. Развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разные персонажи, особенно в режиссерских играх, ребенок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Предметная среда должна включать в себя наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.

Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т.е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?»), вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.

Разнообразны частные приемы развития воображения:- разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира; - составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, нравственно-эстетическую, познавательную, сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картинке и др.

Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.

Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.








Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 4645;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.