ПОРОДЫ СОБАК С ДЕГЕНЕРАТИВНЫМИ ПРИЗНАКАМИ СТРОЕНИЯ ТЕЛА
В основу селекции ряда пород собак положены врожденные уродства. Это укорочение черепа (брахицефалия) у бульдогов, мопса, пекинеса, хина, боксера, укорочение конечностей (хондродистрофия) у бассета, бракков, такс, скотч-терьера, денди-динмон-терьера, скайтерьера и др. У некоторых пород дегенеративные изменения и извращения функций коснулись внутренних органов, например, патология печени у бедлингтон-терьера или нарушения липидного обмена у чау-чау.
В погоне за предельным выражением породного признака (по сути — уродства) собаководы порой прибегают к помощи допингов или физиотерапевтических приемов коррекции. Специфика таких пород заключается, с одной стороны, в применении «уродующих» воздействий, а с другой стороны — в особенностях ветеринарной помощи, необходимой собакам этих пород.
Применение уродующих воздействий особенно эффективно в определенные онтогенетические периоды (см. главу 9). Так, есть сведения, что гриппоподобные заболевания матери в период беременности накануне закладки скелета усиливают признаки хондродистрофии у плодов. Применение талидамида в определенной стадии беременности также ведет к укорочению (а при очень раннем применении и к практически полному отсутствию) конечностей. Укорочение верхней челюсти (бульдоги, мопсы, пекинесы, боксеры и др.), обусловленное генетически, может быть дополнено остеотропным воздействием на рост костей черепа и формирование его пропорций, если такое воздействие будет оказано в период интенсивного формирования. Наиболее ответственный период формирования черепа — внутриутробный этап морфогенеза и ранние сроки постнатального (после рождения) онтогенеза. Применение антагонистов кальция (верапамил, трифтазин, трилон Б и др.) или антивитамина D на этих стадиях развития способно еще больше замедлить рост костей черепа, усилить дегенеративные признаки. Следует заметить, что вопреки поверхностному мнению о высокой консервативности скелета, костная ткань, как и всякая живая ткань, сохраняет пластичность практически всю жизнь. В костях достаточно активно идет обмен веществ, происходит внутренняя перестройка структуры. Пользуясь этим, некоторые собаководы подправляют формы костей черепа. Так, наложением соответствующих шин на челюсти можно существенно поменять обвод морды у бульдогов, у которых особенно ценится наполненная, но остро выступающая вперед, а не округлая, как у боксера, форма нижней челюсти. Для фиксации таких шин обычно используют клыки — их мощные корни дают тянущей шине надежную опору. Приходится ждать смены зубов и достаточного их укрепления, теряя период наибольшей пластичности челюсти. Этой задержки можно избежать, если фиксировать шинку штифтами непосредственно в тело кости.
Используя пластичность костей, можно попытаться повлиять на формирование черепа массажем и наложением наружного каркаса. Медлительность изменений и мучительность для собаки подобных процедур делает их применение крайне ограниченным, однако при достаточном терпении, упорстве и мастерстве конечные результаты бывают весьма эффектны. Следует только помнить, что любое воздействие на кости черепа в конечном счете смещает пропорции многих элементов формы головы, которая рассматривается экспертом с многих позиций. Так, у английского бульдога нижняя челюсть во фронтальном аспекте должна быть достаточно округлой, наполненной, широкой, в то же время в профиль она должна достаточно остро выступать вперед, образуя прямую линию с мочкой носа и лбом. При этом перекус (бульдожина) должен быть хорошо выражен, но зубы нижней челюсти не должны выглядывать за кромку губ.
Сходные проблемы могут возникать в отношении конечностей хондро-дистрофиков. Обычно укороченные ножки собак соответствующих пород все же должны сохранять прямую форму, кривизна, как правило, недопустима. Хотя наложение шин и каркасов на конечности собаки нереально, однако управление нагрузкой на опору (вариацией массы тела или веса спецснаряжения, характером физической нагрузки и т.д., рис. 10.10.) способно существенно отразиться на формировании конечностей. Период наибольшей интенсивности роста конечностей — 2—6 месяцев. Другие советы по коррекции породообразующих признаков, связанных со скелетом, даны в главе 4.
Рис. 10.10. Упражнения с утяжелением для коррекции мускулатуры.
1 — намордник с грузами
2 — ошейник с грузами
3 — упряжь с грузами
У собак, породные признаки которых коррелируют с патологией внутренних органов, некоторые собаководы пытаются воздействиями, углубляющими эту патологию, усилить выраженность внешних признаков породы. Так, некоторые владельцы бедлингтонов используют медь-содержащие подкормки для усиления синюшного оттенка окраса, владельцы чау-чау вводят в рацион своих собак лярд и избыток других жиров для усугубления ожирения и т.д.
Специфика ветеринарных услуг собакам пород с дегенеративными признаками заключается в рассмотрении любых проблем со здоровьем таких животных через призму их уродства и соответствующего учета факторов риска. Так, у брахицефалов врожденные изменения верхних дыхательных путей повышают вероятность проблем с газо- и термообменом. В жаркую погоду, при повышенной нагрузке бульдоги, мопсы, пекинесы становятся весьма уязвимы для теплового удара, бронхоспазма и др. Владельцам собак этих пород не следует обильно смачивать шерсть (частая ошибка) собаки в случае теплового удара и весьма полезно иметь наготове в летнее время все необходимое для снятия бронхоспазма. Бронхоспазм, проявляющийся симптомами удушья (учащенное дыхание, затуманенное сознание, синюшный язык, тахикардия), эффективно снимается инъекцией эуфиллина. Могут быть полезны и другие спазмалитики, например атровент. Желательно также дать собаке что-нибудь для поддержания сердца (валидол, нитроглицерин, валокордин и т.д.). Весьма часты у брахицефалов случаи ксерофтальмии, вызванной повышенным риском травмирования глаз.
В клинике хондродистрофиков-горожан следует учитывать их повышенную подверженность действию смога и травмам брюшной полости. Суки-хондродистрофики (особенно щенные) нуждаются в повышенном внимании к гигиене вымени.
В целом можно считать, что болезни собак тех пород, признаки которых можно трактовать как врожденные уродства той или иной системы, являются продолжением их породных достоинств, а ветеринарная профилактика и помощь при заболеваниях должны учитывать специфику дегенеративных изменений соответствующих систем и органов организма животного.
КРАЙНИЕ ШЕРСТНЫЕ ВАРИАНТЫ
Среди пород собак есть такие, создатели которых основное внимание уделяли характеру оброслости. На пути к максимальной короткошерстности возникли ряд пород, у которых даже самые длинные шерстинки на холке не превышают 1 см — гладкошерстные таксы, пойнтера, левретки, доберманы и др., а у некоторых пород шерсть на корпусе отсутствует вовсе — перуанская и африканская голые, китайская хохлатая и др. (рис.10.11; цветная вклейка). Напротив, любители длинношерстных собак культивируют породы, у которых шерсть может достигать нескольких десятков сантиметров — пули, пуми, командор, южно-русская овчарка, бобтейл и др. Обилие вариаций длины, густоты, цвета, структуры меха собак и достаточно очевидные пути генетического конструирования желаемой фактуры и размера меха при очевидном удобстве содержания собак заставляют удивляться, как это наши прагматичные предки не вывели для пушного звероводства соответствующие породы и не составили конкуренции производству песцовых, лисьих и прочих шкур. Видно, даже у чистых прагматиков интеллект собак накладывает табу на выращивание их ради меха (при убийстве чужих или бесхозных собак на мех для варваров, способных на это, табу, по-видимому, отменяется из-за того, что длительность контакта с индивидуальной собачьей личностью невелика).
Рис. 10.11. Перуанская голая. Совсем голая!
Полезные сведения для поклонников собак, основные породные признаки которых включают требования к своеобразию шерсти (по всему корпуса или на отдельных участках тела), даны в главе 6 этой книги и в книгах, посвященных соответствующим породам. Следует также иметь в виду, что своеобразие шерсти собаки — это лишь верхушка айсберга специфики физиологии организма таких животных. Со своеобразием шерстного покрова связано, как правило, своеобразие терморегуляторных механизмов таких собак, специфика аллергенных реакций, специфика активации витамина D ультрафиолетом и т.д. Энтузиасты пород, в которых уделяется большое внимание крайним вариантам оброслости, должны учитывать комплексный характер любых изменений в организме (как в силу генетических причин, так и под воздействием фармакологических или физиотерапевтических средств) и принимать разумные меры для компенсации неблагоприятных побочных эффектов.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ (бойцовые и беговые собаки)
Больше, чем мощная мускулатура и крепость тела, больше, чем мощные вооруженные челюсти, бойцовую собаки отличает ее нервная система. Безудержная злоба, отвага без оглядки, честолюбие без пределов, безжалостность к другим и себе, нечувствительность к боли — вот, что культивируется в своих собаках поклонниками этого жестокого спорта. Можно осуждать это варварское увлечение, но нужно считаться с его реальным существованием и знать допинговую сторону этих собачьих состязаний.
Конечно, без природных задатков в этих боях у собаки нет шансов. Чаще всего на ринги для боев выходят стаффордширские терьеры, бультерьеры, питбультерьеры, алабаи и некоторые другие. В некоторых регионах проводятся бои с участием кавказских овчарок, ротвейлеров, аргентинских и перуанских мастифов. Как правило, бои сопряжены с тотализатором, и большие деньги до предела взвинчивают нервы организаторов и участников, азарт болельщиков. Понятно, что соблазн получить фору за счет «химии», допингов весьма велик. Специальная тренировка отборных бойцов часто дополняется психофармакологическими подпорками. Применение средств подкачки мускулатуры, укрепления скелета и зубов (см. главы 4 и 5) для бойцовых собак имеет второстепенное значение. Многие владельцы бойцовых собак имеют свое тайное средство из арсенала народного творчества для повышения агрессивности (от кормления свежей кровью до сложнейших восточных рецептов с жень-шенем, опием, костями тигра и десятком различных трав), но на наш взгляд объективная эффективность этих средств весьма сомнительна. Более обосновано применение разработанных современной психофармакологией и физиологией высшей нервной системы средств управления поведением (глава 3).
Из личных сообщений нескольких собаководов, занимающихся подготовкой бойцовых собак, нам известно, что в период натаски этим собакам иногда дают успокаивающие средства (феназепам, дневной транквилизатор — гидазенам, мепробамат) для снятия робости и стресса. Для снятия страха, робости в начале притравки молодых собак весьма эффективен людиомил. Он быстро повышает настроение, уверенность в себе, снимает психомоторную заторможенность. Препарат используют в виде драже, капель, инъекций в индивидуально подобранной дозе. Перед боями (за 15—20 минут) некоторые дают своим собакам психостимуляторы сиднокарб или сиднофен. По мнению респондентов эти препараты эффективно усиливают агрессивность, энергичность атак бойцовых собак. По-видимому, сведущие в фармакологии собаководы используют также в качестве допингов актопротекторы, повышающие выносливость, силу и быстроту движений бойцовых собак. Так, хорошую поддержку бойцовым и беговым собакам могут оказать препараты, улучшающие работу сердца, снижающие его кислородную зависимость. Это, например, миофедрин, нонахлазин, сензит, коргард. Для улучшения дыхания во время тяжелой физической нагрузки может быть использован либексин.
Для быстрого разогрева мышц перед соревнованием иногда в мышцы втирают никофлекс. Широко известный нафтизин сужением периферических сосудов снижает риск кровопотери при ссадинах и покусах, повышает артериальное давление, обладает длительным противовоспалительным действием.
Вполне логично также применяемое многими собаководами введение анальгетиков перед боем для снижения болевой чувствительности. Следует, однако, избегать применения опиатных анальгетиков, к которым собаки менее чувствительны и которые при передозировке способны снижать агрессивность, ослаблять мышечную силу, нарушать координацию движений, менять мотивацию и др. Кстати, у собак боевых пород болевая чувствительность от природы снижена. Вероятно, это обусловлено как особенностями периферической нервной системы и нервных окончаний, так и спецификой функционирования нервных центров. По крайней мере к такому выводу приходишь, наблюдая породные особенности реакции бойцовых собак на психотропные и нейротропные средства. Например, при наркотизации ротвейлеров, бульдогов, булей, питов весьма часто возникают проблемы, связанные с центром возбуждения и агрессии. Прекрасно зарекомендовавший себя на других породах калипсол дает у собак этих пород эпилептиформные приступы, судороги, акты агрессии, возбуждения, злобы. Да и с возрастом, когда стереотип поведения особи становится более жестким, психика собак боевых пород демонстрирует доминантность в их мозге центров, связанных с агрессивными реакциями.
Мой ротвейлер Кинг после 5—6 лет не мог играть или ластиться даже по собственной инициативе: через минуту все эмоции переходили в одну — злобу. Попросит, например, почесать любимые места на груди или за ухом а потом рычит и готов броситься. Принесет мячик для игры в аппорт, а через минуту с рыком вырвет его, несет к себе и злобно разгрызет.
Сходной допинговой обработке могут подвергаться собаки, участвующие в бегах, поскольку в отношении нервных процессов этот вид состязаний предъявляет к животным практически такие же требования, как и при участии в боях — настойчивость, стрессустойчивость, азарт, сильный дух, выносливость, быстроту, честолюбие и др. Фавориты беговых дорожек без куража и фанатизма победителями стать не могут, не принесут куш игрокам, поставившим на них. Как бы ни были важны мускулы и рычаги для высоких результатов беговой собаки, без соответствующей мотивации победы не будет. Арсенал средств, влияющих на мотивацию, описан в главе 3. Следует заметить, что повысить способности своей бойцовой или беговой собаки значительно трудней, чем навредить соперникам[10]. Методы, которые могут быть использованы для этого, описаны в главе 12. Если учесть, что непорядочному сопернику в этих соревнованиях нет нужды добиваться гибели собаки-конкурента, а достаточно вызвать легкое недомогание, чтобы получить существенную фору на ринге или беговой дорожке, то понятно, сколь важно грамотно оберегать своих собак.
Характер использования бойцовых и беговых собак сопряжен с быстрым изнашиванием организма, высоким травматизмом, перегрузками. Изнашивание организма еще больше усиливается при использовании искусственной (допинговой) стимуляции. Остатки своеобразной гуманности в собаководах, увлекающихся этими состязаниями, требует хотя бы того, чтобы применение фармакофизиологических методов было грамотным, а реанимационно-реабилитационная помощь эффективной. Грамотный подход к применению психотропных средств в первую очередь подразумевает понимание неоднозначности реакций различных индивидуумов на воздействия и вероятности парадоксальных реакций при различных условиях. По-видимому, это связано не столько с несовершенством препаратов, разработанных для коррекции поведения, сколько с пластичной, лабильной природой высшей нервной системы.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 893;