Потертости, мозоли, рубцы, эрозии
Длительное местное воздействие раздражителей (давление, трение, химические агенты) на поверхность кожи вызывает повреждение наружных покровов. Шерстинки обламываются, редеют, появляется сухость и избыточное шелушение кожи[3]. Раздражение стимулирует развитие рогового слоя эпидермиса, утолщение которого служит защитой дерме и нижележащим органам от чрезмерно грубого воздействия. Поредение шерсти и перхоть ухудшают внешний вид животного. Еще больше портят внешний вид потертости и мозоли — оголенные, покрытые толстым роговым слоем пятна на теле собаки. Мозоль защищает кожу от дальнейшего истирания и от проникновения микробов через повреждаемое место. Потертости и мозоли, как правило, образуются у собак на выпуклых участках тела (локтевой и скакательный суставы, задняя поверхность плюсны, круп), а также на месте контакта кожи с неправильно подобранным снаряжением (намордником, ошейником, упряжью). У грузных, малоподвижных собак потертости и мозоли легко возникают от лежания на твердом полу, без мягкой подстилки. Распространены потертости у ездовых собак — в районе шеи и боков. Повышенной склонностью к образованию мозолей обладают пожилые животные.
Серьезный вред внешнему виду и состоянию собак наносят эрозии кожи аллергического или экзематозного типов. Первые связаны с бурной неадекватной реакцией иммунной системы на проникновение крупных биополимеров, особенно белков. Вещества, вызывающие аллергию (аллергены), могут содержаться в пище, попадать на кожу из некачественного снаряжения и парфюмерии, из окружающей среды, в качестве индивидуально непереносимого лекарства. Экзематозные поражения кожи обычно связаны с нарушениями трофики кожи и местными аутоиммунными процессами. Они чаще встречаются у собак с сырой конституцией. Главное звено в процессах образования подобных эрозий — гистамин. Гистамин накапливается в коже при распаде фагоцитов или при плохой его утилизации. Он вызывает зуд, местное раздражение, мокнущие язвы. Иногда эрозии кожи одновременно являются симптомами гастритов или язвенной болезни, в механизмах которых гистамин также принимает участие. Местная гигиена экзематозных язв (размачивание корок, содовые примочки и др.) облегчают состояние животного.
В качестве лечебных средств следует использовать антигистаминные препараты — димедрол, диазолин, супрастин, фенкарол, бикарфен, гистазол, тавегил, хлористый кальций и др. Выраженными антиаллергическими, противовоспалительными, противозудными и заживляющими свойствами при экземах обладают мази синафлан, лоринден А и С. Как правило, собака, заболевшая экземой, будет страдать склонностью к этому заболеванию всю жизнь. Полезно проследить, какие обстоятельства обостряют болезнь и какие препараты дают наилучший эффект у конкретного животного.
Глубокие повреждения кожи, нарушающие целостность дермы и достигающие подкожной жировой клетчатки и нижележащих тканей, глубокие порезы, рваные раны, ожоги и др. вызывают разрастание соединительной ткани на месте нарушения целостности кожи и могут после заживления оставлять непреходящие видимые следы. Много рубцов остается на теле рабочих охотничьих и бойцовых собак. Чем больше разрыв между краями раны, тем больший рубец останется на ее месте. Формирующаяся на месте раны рубцовая ткань существенно отличается от кожи — в ней отсутствует нормальная слоистая структура кожи, волосяные фолликулы, кожные железы, нервные окончания. Хотя рубец не должен снижать оценку, но внешний вид собаки, покрытой рубцами, не очень приятен. Кроме того, иногда рубец может мешать движениям животного или искажать рельеф поверхности смещением кожи (складок, разреза глаз, постава ушей, хвоста и др.).
Потертости и мозоли, в основе которых лежит разрастание рогового слоя эпидермиса (гиперкератоз), явления обратимые. Естественно, прежде всего следует выяснить причину хронического раздражения кожи и устранить ее. При необходимости ускорить восстановление кожи (застарелые обширные мозоли, близость даты ответственной выставки, ослабленный или немолодой организм и т.д.) приходится прибегать к фармакофизиологическим приемам ускорения регенерации кожи. Тактика лечения должна включать действия в трех направлениях: 1) торможение гиперкератоза, 2) размягчение ороговевшего слоя, 3) восстановление волосяного покрова.
Торможение гиперкератоза ускоряется изоляцией мозолистого участка повязкой или специальным пластырем для дополнительной защиты кожи. Такая изоляция обеспечивает также местный парниковый эффект, способствующий размягчению мозоли. Отшелушиваются целые пласты ороговевших клеток, уменьшается толщина эпидермиса, что облегчает местный газообмен и проникновение лечебных препаратов с поверхности в дерму.
Полезно использовать мази на основе лецитина и ланолина. Эти мази легко проникают внутрь кожи и служат пополнению запасов ценных веществ в ней. Хорошей чрезкожной проницаемостью обладают также спирт и, особенно, димексид (диметилсульфоксид), в которых могут быть растворены необходимые для местного лечения вещества — жирорастворимые витамины, стероиды и др. Димексид, усиливая местное кровообращение, сам оказывает благоприятный эффект на ход восстановления. Следует, однако, помнить о необходимой осторожности — димексид не рекомендуется использовать в концентрации выше 60%.
Для размягчения плотной застарелой мозоли может потребоваться применение ферментных препаратов — ронидазы или лидазы. Для этой же цели мы успешно применяем пищеварительные ферменты, вызывающие переваривание отмерших клеток. Это трипсин и химотрипсин, а также самостоятельно изготавливаемый порошок, содержащий комплекс кишечных ферментов. (Соскоб слизистой тонкой кишки кур, крыс, свиней и других доступных животных заливается охлажденным ацетоном (1:15), перетирается, взбалтывается и фильтруется. Осадок, после высушивания до исчезновения запаха ацетона, хранится в сухом прохладном месте без заметной потери активности ферментов в течение многих месяцев. Удаление воды и жиров ацетоном предотвращает развитие микрофлоры. Перед употреблением из порошка можно приготовить водный раствор или лучше мазь, водно-жировую эмульсию, гель на любой приемлемой основе.) В принципе тем же эффектом, хотя и более слабым, обладают народные приемы лечения мозоли прикладыванием к ней кусочка сырого мяса, среза луковицы и т.д. Эти процедуры проводятся 2—3 раза в день не менее, чем по 30—40 минут. Особенно быстро результат достигается чередованием различных мазей и составов для размягчения мозоли. После размягчения мозоли и удаления ороговевших пластов эпидермиса очищенное место еще несколько дней продолжают смазывать кремом для сухой кожи, мазью с ланолином или лецитином или же жировым раствором витамина А (лучше тетравит, содержащий эффективный комплекс витаминов A, D, Е и F).
Для ускорения роста шерсти на месте мозоли можно использовать естественную рефлекторную реакцию волосяных фолликулов на охлаждение. Местную обработку холодом проводят с помощью хлорэтила или более примитивным, но достаточно эффективным массажем лысого участка кожи холодным предметом (удобно пользоваться плотно завязанным полиэтиленовым мешочком, заполненным мелкими кусочками льда с солью — 10 г соли на 20—40 г льда). Холодовой массаж по 1—2 минуте повторяют 5—6 раз в день. Следует учитывать, что слишком сильная холодовая стимуляция фолликулов, вызывающая интенсивное деление продуктивных клеток, может приводить к тому, что эти клетки не успеют накопить достаточно пигмента и/или цементирующей субстанции, склеивающей роговые клетки волоса. Это может быть причиной появления седых волос.
Для стимуляции роста шерсти используют также слабые химические раздражители, например, втирания касторового или камфорного масел (растворенных в димексиде 1:1), а также ветеринарного препарата АСД (3-я фракция). Метод достаточно эффективен, но неудобен из-за резкого неприятного запаха.
Заимствованный из медицины физиотерапевтический прием д'арсонва-лизации в ветеринарии оказался еще более эффективным из-за особенностей физиологии волосяных фолликулов. Раздражителем для фолликулов при д'арсонвализации служит импульсный электрический ток высокой частоты (до 200 тыс. Гц) и высокого напряжения (до нескольких тысяч вольт). Д'арсонвализация вызывает раздражение кожных рецепторов, усиливает местное кровообращение, клеточный обмен веществ. Мощность воздействия подбирают индивидуально на уровне порога чувствительности собаки. Процедура проводится 1—2 раза в день по 2—8 минут с помощью гребешкового электрода, прикладываемого к лысому участку кожи.
Крайней мерой в борьбе с застарелыми, трудно поддающимися лечению мозолями, так же как и с рубцами, является хирургическое иссечение пораженного участка с последующим косметическим ушиванием раны.
Ликвидация рубцов обычно актуальна у собак гладкошерстных пород, склонных к дракам. Конечно, лучше всего не допускать образования заметных рубцов правильным и своевременным лечением раны. Это — задача ветеринарного врача, но могут возникнуть ситуации (на охоте, в походе), когда это должен и может сделать сам собаковод при наличии некоторых знаний. Рваную или резаную рану следует побыстрее очистить от грязи, инородных тел и разможженных некротизирующих (отмирающих) тканей. Туалет раны включает удаление раневых карманов, в которых может застаиваться гной, и дезинфекцию (раствором марганцовки, перекиси, фурацилина, зеленкой, спиртом и т.д.). Полезно применять для туалета раны ферментные препараты (например, ируксол).
Края очищенной раны сближают, следя за тем, чтобы натянутая кожа не искажала экстерьер собаки, и накладывают швы. Если рана глубокая и проникает в подкожную клетчатку и мышцы, то необходимо наложить многоэтажный шов — мыцщы сшиваются с мышцами, подкожная клетчатка с подкожной клетчаткой, а кожа с кожей. Для оттока гноя из глубины раны оставляют небольшое отверстие, в котором желательно временно поместить фитилек из кусочка бинта. Зрительно поперечный по отношению к направлению шерсти шрам более заметен, чем продольный. Длинный рубец косметически лучше замаскировать зигзагообразным (рис. 6.2.), формирование которого требует, однако, определенного искусства.
Рис. 6.2. Косметические швы.
1 — прямой поперечный к направлению шерсти резко выделяется.
2 и 3 формирование зигзагообразных косметических швов.
Большие по площади рубцы, например, вызванные ожогом, могут потребовать пересадки собственной или донорской кожи (в качестве доноров лучше использовать однопометников и ближайших родственников). Эту операцию должен выполнять хирург. Собаковод лишь должен напомнить врачу о вероятной выставочной карьере пострадавшего животного для того, чтобы пересаживаемые лоскуты кожи брались с подходящих по структуре шерсти участков тела.
Уже образовавшуюся рубцовую ткань можно уменьшить введением в нее лидазы (микроинъекции по 0,1 мл на расстоянии 6—8 мм друг от друга) или аналогичных ферментных препаратов (например, коллализин). 10-дневные курсы ежедневных инъекций можно повторять с перерывом 30 дней.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1132;