Б. Половая склонность к лицам равного пола (гомосексуальная любовь и извращенное половое чувство).
Рассмотренные нами явления, несмотря на всю свою отвратительность, все же имеют в основе естественное стремление индивидуума к лицу противоположного пола.
В предстоящих исследованиях мы, наоборот, будем иметь дело с людьми, которых не только инстинкт, но и душевные отражения имеют в виду лишь свой собственный пол, причем пол противоположный внушает даже отвращение, в связи с представлением о половых сношениях. Здесь, стало‑быть, мы встречаемся с любовью мужчины к мужчине и женщины к женщине. Но это явление не имеет ничего общего с обыкновенной заменой на крайний случай, как мы это видели при онанизме по нужде. Здесь может быть речь только о врожденной испорченности, при которой нормальное совершение полового акта становится почти невозможным.
а) Мужская гомосексуальная любовь. В то время, как вполне нормальным является обращение полового влечения на объект противоположного пола, приходится констатировать часто повторяющееся патологическое явление, в силу которого вся половая страсть и чувство любви направлены всю жизнь на мужских же индивидуумов. Этот вопрос, к сожалению, по настоящее время толковался очень неправильно, и лишь теперь делаются попытки к освещению вопроса как с точки зрения самих больных, так и психиатров. Один из этих больных, ассесор Ульрих, выступив открыто в печати в защиту гомосексуализма, присвоил своим сотоварищам название урнингов, сохранившееся за ними и по настоящее время. Нормальных же людей он назвал дионингами. По мнению Ульриха и его единомышленников, урнинги представляют собою вполне нормальный физиологический вид людей, причем их любовь должна быть также признана, как и нормальная любовь. Гиршфельд в последнее время также делал попытку изобразить урнингов в качестве разновидности отдельного типа. Такое мнение совершенно необосновано, будучи создано благодаря жонглированию словами и понятиями о болезни и здоровьи (Обращаю внимание на прекрасную статью Dr. Ernst Riidin: «Zur Rolle des Homosexuellen im Lebensprozess der Rasse» (Archiv fur Rassen und Gesellchaftsbiologie 1904, 1 Heft, Berlin).
У урнингов первое детское движение полового чувства выражается тем, что в качестве мужчин они чувствуют себя по отношению к другим мужчинам женщинами. Им свойственны пассивная покорность, мечтательность, любовь к занятию женским рукоделием, женской одежде, причем общество женщин, родных им по духу, и является для них наиболее приятным. Урнингу в большинстве случаев не чужды сентиментальность, ханжество, кокетство, страсть к нарядам, блеску и роскоши. Половая потребность его проявляется довольно рано, причем сопряжена с сильным любовным романтизмом и направлена на мужчину, скорее нормального. Влюбленность урнинга чрезвычайна. Любовные письма, страстные признания и клятвы, ревность, — все это составляет отличительные черты урнинга. Мужчина, возбудивший «любовь» урнинга, действует на него привлекающе в половом смысле, причем урнинг испытывает желание стать его «женой». Но в большинстве случаев он встречает резкий отпор, угрозу судом, а нередко и шантаж, и поэтому приходится удовлетвориться урнингом же. Урнинги удивительно легко узнают друг друга. В начале своей половой жизни урнинг мечтает о любви к мужчине, видя в ней вполне естественное удовлетворение своих стремлений. Но со временем, когда он узнает о существовании другого рода нормальной любви, направленной на противоположный пол, урнинг ожесточается и вместе с тем сильно страдает. Открыть душу не перед кем, да и сопряжено нередко с опасностью, поэтому он предается онанизму. Узнав о связи какого‑нибудь другого урнинга, он присоединяется, если возможно, к этой связи, если его нравственный уровень позволяет это сделать.
Когда он обзавелся сочувствующим возлюбленным, урнинг не спешит воспользоваться, чтобы привести в исполнение род совокупления при помощи введения полового члена в задний проход. Вместе с этим возлюбленным они чаще предаются онанизму. Но большинство урнингов испытывают чрезвычайное наслаждение, когда другой мужчина вводит свой половой член в их задний проход, причем они, таким образом, являются пассивными педерастами. Некоторые урнинги признают лишь роль активную.
Урнинг видит свой идеал в разрешении законом брака между мужчинами. Не постоянство не свойственно урнингу, который склонен скорей к мужской полигамии. Половую любовь с женщиной урнинг считает низменной, недостойной и в лучшем случае пригодной лишь для размножения новых урнингов. Гомосексуальная любовь играла достаточно видную роль и в истории; урнингами были Платен и Сафо и, как предполагают, хотя это еще не доказано, и другие исторические величины (как Платон, Фридрих Великий).
Вместе с Краффт‑Эбингом мы держимся того убеждения, что гомосексуальная любовь представляет собою продукт болезненности, причем урнинги обнаруживают психопатичность и в других отраслях. Это мне удалось проследить и лично путем наблюдений. Такие душевно‑больные урнинги, как Людвиг II Баварский и другие больные, страдающие одновременно и pseudologia phantastica и гомосексуализмом — подтверждают тесное соседство уранизма с психозами.
Можно лишь согласиться с Гиршфельдом в том, что такого рода извращенное половое чувство и гомосексуальная любовь являются как бы частичным гермафродитизмом, причем половым железам и половым органам свойственны признаки одного пола, в то время как большей части головного мозга свойственны признаки другого. Патологичность, разумеется, при этом не исключается.
Урнинги, с которым, обыкновенно приходится иметь дело в больницах и на суде, отличаются цинизмом и развратностью, но этого нельзя сказать о всех урнингах. Мне лично известны многие из них, в жизни чрезвычайно порядочных, сгорающих от стыда за свое извращение, борющихся со своим неестественным влечением и готовых ценою жизни искупить свои страдания.
Уранизму свойственны две отрицательные стороны, возникшие из строгого преследования урнингов со стороны законодательства многих стран. Во‑первых, урнинг, следуя советам и указаниям друзей и обнаружив свои признаки уранизма, спешит воздействовать на свою ненормальность при помощи женитьбы. Раньше, чем жениться, урнинг иногда посещает проститутку, делает не всегда удачную попытку к совершению полового акта, но утешает себя тем, что здесь он имеет дело с продажной любовью. Это, конечно, наибольшая нелепость и самый скверный поступок, так как ни в чем не повинная жена является очень скоро отвергнутой и покинутой. Урнинг третирует ее, приводит в дом мужчин‑любовников, полового общения с ней не имеет, и в результате глубокий разлад, ведущий к разводу. Содействие таким бракам должно считать не в меньшей мере преступным, с чем и надлежало бы считаться закону, вместо того, чтобы преследовать любовные отношения между взрослыми урнингами.
Другим скверным последствием гомосексуальной любви являются покушения на вымогательство со стороны всевозможных мошенников. Урнинги обыкновенно встречаются у общественных писсуаров, в банях и пр. Специалисты вымогатели отлично знают все эти места и за плату вступают в сношение с урнингом. Но, узнав об общественном положении урнинга, они превращаются в вымогателей, грозя доносом, куда следует, в случае неуплаты им определенной суммы денег. Выбора для урнинга нет, — и он целиком попадает в цепкие лапы вымогателей, нередко платясь и всем своим состоянием, живя в вечном страхе за свою свободу и жизнь и платясь за то, что природный инстинкт влечет его к необыденным чувствам.
Молль, Краффт‑Эбинг и Гиршфельд написали целую литературу об уранизме. Точка зрения закона на уранизм столь же строга, сколько и неправильна. Гомосексуальная любовь, не направленная на несовершеннолетних и невменяемых, безвредна, ибо не производит себе подобного потомства. При взаимном соглашении двух индивидуумов, она менее чревата последствиями, чем проституция, находящаяся под покровительством закона.
Иначе, конечно, обстоят дело, когда урнинг избрал своим объектом несовершеннолетних мальчиков, или же когда его уранизм сочетается с другими половыми парэстезиями, особенно же садизмом. Все цивилизованные страны Европы недавно лишь были возмущены ужасным случаем проявления урнингского садизма, в лице учителя Диппольда, совершавшего невероятные жестокости над отданными ему на воспитание мальчиками, из которых один был замучен на смерть. Охрана обоих полов со стороны закона от всякого рода половых злоупотреблений должна иметь место до семнадцатилетнего и даже до восемнадцатилетнего возраста.
С уранизмом связаны некоторые последствия, которые почти или вовсе не принимаются в соображение. Вполне нормальным считается в человеческом обществе, когда представители одного и того же пола купаются, спят и вообще проводят жизнь вместе. При этом в больницах для душевно‑больных мужчины наблюдают за больными мужчинами, женщины — за больными женщинами. Разделение полов требуется и в силу обета целомудрия католического духовенства и монахинь. Но ведь упущен из виду уранизм, который всегда даст возможность урнингу безнаказанно удовлетворить свое половое стремление. Они охотно предпочитают профессию ксендза, надзирателя, особенно в психиатрических лечебницах, где неспособность больного жаловаться дает им совершенный простор. Особенно опасны урнинги в школах и еще больше и интернатах, где они совращают вполне нормальных детей.
Мы все время имели в виду чистый тип урнинга, но гомосексуальность может не всегда достаточно ясно проявиться. Краффт‑Эбинг приводит психосексуальных гермафродитов, привлекающих оба пола и с обоими полами имеющих сношение. Мне лично был известен господин, который по отношению к своей жене был вполне потентен, но который вместе с тем изменял ей с другими женщинами и мужчинами и неоднократно привлекался к ответственности за разврат, педерастию с мальчиками и проч. Этот тип находил удовольствие как от сношений с женщинами, так и с мужчинами. Другой урнинг мечтал о мужчине со влагалищем, как об идеале.
Гомосексуализм у некоторых урнингов может быть и приобретенным. При атом вначале нет отступлений от нормального полового влечения к женщине. Но под влиянием взаимного онанизма или педерастии, неожиданно (см. внушение) или же постепенно появляется отвращение к женщинам, в связи с влечением к мужчинам. Можно, однако, сказать, что приобретенного во всех этих случаях очень мало, так как, без сомнения, мы здесь имеет дело со скрытым уранизмом, искавшим лишь благоприятного случая для своего проявления. С другой стороны, нормальный в половом отношении мужчина, хотя бы и соблазненный взаимным онанизмом или педерастией, всегда охотнее предпочтет нормальное половое общение с женщинами. Поэтому нельзя говорить об испорченности урнинга, так как его поступки являются следствием анормального полового психопатологического предрасположения. Мне представился случай прочесть роман (Руби), в котором урнинг восхвалял урнингскую любовь, дав о ней вполне правильное, хотя и слабое в литературном отношении представление.
Уранизм довольно распространен, и в некоторых странах, например, в Бразилии, а также некоторых европейских городах, имеются мужские публичные дома (Интересным является в этом смысле сочинение Каспара Вирца «Der Uranier (Urning) vor Kirche und Sohrift», Leipzik, Max Spohr, 1905. Автор является противником наказуемости гомосексуальной любви, трактуя вопрос с церковной точки зрения).
В своем весьма ценном «Ежегоднике» Гиршфельд доказывает, что урнинги представляют по свому телосложению переходную ступень между мужчиной и женщиной. Однако, можно найти и людей, вне сомнения, гетеросексуальных, но обладающих некоторыми то мужскими, то женскими соматическими особенностями. Гомесексуальность же является свойством психическим. Но от теории переходных ступеней ничего не останется, если принять во внимание, что на самом деле половая промежуточная ступень должна была бы ощущать бисексуально или гермафродитически, но отнюдь не гомосексуально. Поэтому, при наличности у данного человека вполне ясно выраженных половых отличий и полового влечения к своему же полу, — каким и является типичный урнинг, можно считать такое явление только патологическим или уродливым. У животных по настоящее время не обнаружено еще урнингов, не считая гермафродитов, которые и являются действительными переходными ступенями, как и педерастия по нужде или по ошибке.
Большой интерес представляет собою результат анкеты, сделанной Гиршфельдом для определения относительного числа гомосексуальных, бисексуальных и гетеросексуальных мужчин среди данного населения. Из опрошенных 3916 мужчин оказалось 94, 6% гетеросексуальных (нормальных), 3, 9% бисексуальных и 1, 5% гомосексуальных. Последние и представляют собою настоящих урнингов. В последнее время процесс Гардена‑Мольтке иллюстрировал уже в достаточной степени отношение правосудия к гомосексуализму.
Здесь приведем случай полового извращения на психической почве или, правильнее, психического гермафродитизма при половой анэстезии.
А. М., 22‑х лет, сын деревенского пьяницы, имеет слабоумную сестру, с детства обладает слабым организмом, но с живым умом и совершенно нормальными половыми органами. С детства чувствует себя девочкой, не переносит общества мальчиков, не любит физической работы, но с удовольствием берется за всякий домашний женский труд. Особенно прельщает его женское платье, которое с удовольствием носил бы. Насмешки не помогают, равно как и увещевание, так как он упорно считает себя девочкой. Принятые меры нисколько не улучшили дела, а в мужском костюме, который он носил, его принимали за переодетую девушку. Впрочем, он и носил под костюмом женское белье и корсет.
Тщательно исследовав этот случай, я обнаружил прежде всего, что у А. М. полная половая анэстезия. Он содрогается при мысли о проявлении какого‑либо полового чувства, причем ему одинаково кажется противной мысль о сношении как с мужчинами, так и с женщинами. При вполне развитых тестикулах и половом члене, он никогда не знал эрекций. Голос его напоминает голос евнуха. В этом случае половая анэстезия находится в связи с психическим уклонением половых иррадиации личности. Этот весьма поучительный пример подтверждает, что психо‑половая личность в состоянии иметь наследственное предрасположение в одном головном мозгу, без участия половых органов. Этот случай с А. М. не представляет обыкновенной наследственности, а алкоголическую бластофторию.
Блох называет «юнорами» аналогичные случаи у мужчин, когда половое влечение направлено на женщин, причем они сами психически чувствуют себя женщинами и стремятся одеваться в женское платье.
У Краффт‑Эбинга мы находим такое характерное описание:
«Приводимая ниже заметка из берлинской газеты от февраля 1894 года дает, по‑видимому, правильную характеристику жизни и нравов урнингов»:
Бал женоненавистников. Почти все общественные слои Берлина располагают своими собраниями: толстяки, лысые, холостяки, вдовцы, — почему же должны быть лишены такого же собрания и женоненавистники? И вот эта человеческая порода, не могущая похвастать особыми милостями судьбы, на‑днях давала свой бал‑маскарад, причем билеты раздавались очень осторожно, чтобы обеспечить тесное собрание единомышленников. В большом танцевальном зале, куда мы зашли около полуночи, уже отплясывало лихо несколько пар под звуки хорошего оркестра. Дым от курения волнами заволакивал все пространство, мешая разглядывать толпу, среди которой мелькали маскарадные костюмы, фраки и бальные туалеты дам".
"Но что это? Промелькнувшая мимо нас дама в очаровательном розовом туалете пыхтит из сигары, как заправский драгун. А белокурая бородка ее слегка «заделана» румянами. Но и декольтированный «ангел», стоящий рядом с нею, в свою очередь усердно затягивается папиросой, — а мужские, грубые голоса их только трактуют о «проклятом табаке, который не дает дышать». Стало‑быть, это просто мужчины в дамских платьях.
"У колонны неизбежный клоун обнял рукою безукоризненный стан балерины с белокурыми волосами, резко очерченным профилем и пышными формами. В ушах ее сверкают серьги, на шее колье с медальоном, руки и плечи полные и круглые. Но балерина вдруг резко поворачивается и невозможным густым басом, зевая, произносит: «Ты, Эмиль, сегодня невозможно скучен!» Увы! и балерина ничто иное, как мужчина!
"Подозрение наше возрастает, но мы продолжаем еще наблюдать. И вскоре обнаруживается, что все эти прелестницы, затянутые в пышные лифы, увешанные медальонами, з браслетах, серьгах и кольцах, в своих бальных туалетах, — все «они» в обыденной жизни — приказчики, портные, парикмахеры, бухгалтеры, сапожники, кельнеры.
…"Но ведь не может быть, чтобы это был мужчина! Эта талия, этот бюст, эти классические руки, — все существо ее дышит безусловно женственным!
«Меня быстро просвещают, и я продолжаю разглядывать этих „дам“, усердно декольтированных, восхитительно кокетничающих, завитых и напомаженных, но представляющих собою все‑таки мужчин! Имеются на этом балу, правда, и настоящие „дамы“, но мы не будем здесь распространяться об их достоинствах. Во всяком случае, они держат себя здесь совершенно изолированно, и женоненавистники с ними ничего общего не имеют».
б) Женский уранизм, или женская гомосексуальная любовь, вовсе уже не так редко встречается, хотя и проявляется публично значительно реже. Женская гомосексуальная любовь носит название amоr lesbiсus или sapphismus (лесбийская любовь, или сафизм); женщина же урнинг называется трибадой. Они удовлетворяют половое стремление взаимным онанизмом или же обоюдным cunnilingus. Женщина‑урнинг чувствует себя мужчиной в обществе других женщин, рядится в мужское платье, обрезает волосы, любит верховую езду и вообще мужскую работу. Они могут обладать большой половой возбудимостью и сделаться женщинами дон‑жуанами. Такие женщины устраивают оргии, соблазняя нормальных девушек и делая их своими любовницами. Они устраивают, подобно мужчинам, помолвки, дают обеты верности и, под влиянием алкоголя, предаются оргиям, не уступающим по своим эксцессам мужским. Ревность свойственна им в большей степени, чем мужчинам.
Особенность женского уранизма имеет свои корни в психическом отражении полового влечения женщины в меньшей степени, чем и мужчины, направленном на местное сладострастное чувство. Женщине‑урнингу очень легко удается соблазнить нормальную девушку, возбудив в ней романтическую любовь, сопровождающуюся поцелуями, объятиями, совместным спаньем и прочими нежностями. Девушка редко сознает уродливость таких отношений и надолго сохраняет свою влюбленность. Одна нормальная девушка была увлечена женщиной‑урнингом, переодетой мужчиной, причем они были уже обручены. Но впоследствии это обнаружилось, и обманщица помещена была в психиатрическую лечебницу на испытание, где, уже будучи в женском платье, продолжала кидаться посещавшей ее «невесте» на шею, осыпая ее страстными поцелуями. Когда я выразил удивление по поводу непрекращающейся привязанности со стороны этой девушки, которую нельзя было заподозрить в ненормальности, она ответила весьма характерно: «Ах, доктор, но ведь я люблю ее и ничего не могу с собой сделать!» У мужчины, конечно, не может иметь место такая психическая любовь. Может случиться, что нормальная женщина соблазняется женщиной‑урнингом и целый ряд годов вместе с ней предается эксцессам, (хотя сама она и не является патологической натурой). Одна женщина‑урнинг, по ее собственному признанию, успела уже развратить или соблазнить около двенадцати нормальных дезушех, безумно влюбленных, однако, в свою соблазнительницу. Краффт‑Эбинг и приводит такие случаи (женщина‑урнинг «граф Сандар» и его жертвы). Мужчина, таким образом, отделяет душевное стремление к другому мужчине от чувственного влечения, у женщины же экстаз сопровождается поцелуями, ласками и объятиями, причем душевное увлечение все время идет параллельно чувственному стремлению. Это и проявляется особенно энергично в отношениях женщин‑урнингов к их жертвам.
В 1906 году умер известный политик, сподвижник Таманьи, который имел вполне мужской вид и три раза был женат! Лишь после его смерти обнаружилось, что он был — женщиной. Этот «господин», очевидно, был женщиной‑урнингом.
Наследственное предрасположение к уранизму у женщины не всего можно отделить от лесбийской любви, вторично‑приобретенной (хотя бы и платонической). Сафизм может быть очень легко привит эротической женщине или проститутке и, во всяком случае, не так трудно, как нормальному мужчине педерастия. Врожденный урнинг‑женщина чувствует себя мужчиной и приходит в ужас от мысли о половом общении с мужчиной. Такие индивидуумы, переодетые мужчинами, при исключительных случаях, могут целые годы провести на военной службе и т. д.
в) Половое влечение к незрелым детям (педерозис, или педофилия). Не решено еще, должен ли быть этот вопрос изолирован, потому что подавляющее большинство покушений на детей есть продукт старческого слабоумия или злоупотребления детской невинностью для обычного удовлетворения полового влечения. Но мне самому приходилось наблюдать случаи, когда половое влечение было направлено только на детей, что и дает основание думать, что здесь мы встречаемся с патологической врожденностью. Для этой категории я предлагаю название педерозис. Краффт‑Эбинг склонен был видеть в этот лишь один из видов разврата и назвал его paedophilia erotica. Приведу здесь характерный пример подтверждающий мое предположение.
Молодой талантливый художник, отличающийся нравственностью, чувствует с ранних лет половое влечение к детям, особенно к маленьким девочкам в возрасте от пяти до десяти лет, причем его волнуют платьица их, ножки и т. д. Подростки перестают его волновать, а мужчины и женщины вовсе не интересуют его, и он не имел никогда полового сношения. Иногда он, в зависимости от интенсивности своего полового чувства, даже влюблялся в маленьких девочек, но старался бороться со своим чувством. Эрекция и эякуляция вызывались у него, когда он ласкал девочку самым естественным образом, держа ее у себя на коленях. Чтобы успокоиться, он предавался онанизму, но это приносило ему мало облегчения. В результате он получил сильное нервное расстройство, отдавшись порывам отчаяния.
В другом случае влечение было направлено на мальчиков в возрасте от двенадцати лет до шестнадцати, а также и на девочек в этом же возрасте. Иногда, хотя и очень редко, женщины питают страсть к маленьким мальчикам.
г) Половое влечение к животным (содомия, или скотоложство). Такое влечение в патологическом смысле встречается довольно редко, причем к содомии прибегают лишь в случае отсутствия возможности нормально удовлетворить половое стремление или же благодаря неестественно сильной возбудимости и жажде разнообразия. Слабоумные и простачки, не встречающие сочувствия у девушек, находят удовлетворение в хлеву с коровой, за что и платятся тяжким наказанием пред лицом правосудия. Более утонченные развратники удовлетворяются через посредство коз, ощипанных птиц, кроликов и проч. Но половое влечение может быть направлено и патологически исключительно на животных, причем выбираются кролики, куры, гуси, гибнущие при этом, а также крупные животные, как собаки, козы. У женщин половое стремление к животным выражается в влечении к собачкам, которых они специально дрессируют для совокупления или для лизания их клитора.
Мы затрудняемся, однако, видеть в этом страшнейшем из всех «содомских грехов», — если не считать мучений мелких животных, — ни такого страшного греха, ни признака преступления. Если смотреть на это с точки зрения человеческой и правовой, то должно в этом случае констатировать наиболее невинную форму патологического извращения полового влечения. Хотя фантазия человека и заклеймила этот вид извращения, но ведь нужно считаться с тем, что содомистские сношения с крупными животными не вредят никому и даже самому животному; потомства при этом, разумеется, не будет, и нет риска заразиться. Эстетическое чувство, может быть, при этом и страдает, но ведь совокупление Леды с лебедем вдохновило не одного гения. С другой стороны, общество, без сомнения, только выиграет от того, что идиот найдет себе удовлетворение с коровой, вместо того, чтобы предоставить ему оплодотворять здоровую девушку и плодить идиотов. И трудно сказать, кто является более виновным на суде: содомист ли, никому вреда не причинивший, или судьи и доносчики, содействовавшие его осуждению. Когда христианский суд однажды осудил турка за содомию с козой, он заявил не без резона, что коза принадлежит ему, так как он ее купил, и имеет право ею распоряжаться. Он так и не понял, почему его наказали. Но содомия может сопровождаться садизмом, причем мучения и кровь животного вызывают сладострастие.
Мы не будем здесь приводить еще целой серии болезненных извращений полового инстинкта. У мужчины, между прочим, наблюдается иногда слабость к женским статуям, которые вызывают у них мастурбацию.
8. Половые ненормальности у душевно‑больных и душевно‑ненормальных (психопатов). Если присмотреться к населению психиатрической лечебницы, то можно всегда заметить, что женщины здесь отличаются большей возбудимостью в половом отношении, чем мужчины. Эго возбуждение может проявиться, как в усиленной мастурбации, так и в сквернословии, чувственной влюбленности, требовании от врачей совокупления, вспышках ревности и проч. Таким образом, в психиатрической лечебнице женская половая жизнь обнаруживается в самых отвратительных своих проявлениях. Душевно‑больные женщины склонны изображать из себя невест или даже жен каких‑нибудь владетельных особ, Христа, бога, причем беременность и роды выступают в этом случае на первый план. Одна из моих пациенток уверяла меня, что я каждую ночь прихожу к ней для разврата, причем беременеет она от меня еженедельно. Она и прозвала меня за такую скорость ласкательно «быстрооплодотворяющим». И рождающиеся от нее сотнями дети, как она меня уверяла, подвергались мучениям, и она слышала их визг и плач. Другая больная требовала совершения полового акта от каждого посещавшего ее врача.
Замечено, что вполне спокойные и холодные женщины во время душевной болезни могут впасть в буйный эротизм, уподобляясь проституткам. Эротические женщины в буйном отделении обыкновенно царапают врача, делают попытки его целовать, ревнуют, щиплют.
А между тем в мужских отделениях тупой и равнодушный взгляд сопровождает вас чаще, если вы даже приходите в сопровождении женщины. Лишь изредка наблюдается проявление эротизма, причем больной занимается онанизмом и делает попытки к педерастическому акту. По мужским отделениям психиатрической лечебницы, если не считать самых буйных из них, любая молодая женщина может смело пройти, не рискуя быть задетой кем‑либо из больных. А между тем в женских отделениях больные женщины пристают даже к посещающим их женщинам.
Вышесказанным наиболее ярко подтверждается приведенное уже нами соображение относительно того, что женское половое чувство сконцентрировано преимущественно в головном мозгу, а у мужчины в подчиненных мозговых центрах. Приводим здесь наиболее важные патологические особенности на половой почве у душевно‑больных.
а) Эротомания (сатириазис и нимфомания), т. е. ненормальное возрастание полового стремления. Она имеет место при острых маниях, при самом возникновении прогрессивного паралича и старческого слабоумия и при других психозах. Здесь она выражается в виде половых эксцессов, непристойных разговоров и чрезвычайной мастурбации. Мы в своем месте касались уже конституциональных нимфомании и сатириазиса.
б) Ощущение угнетенности и процессы отупения, равно как и поздние стадии паралича и старческого слабоумия, вызывают половую анэстезию и импотенцию. Прогрессивный паралич обусловливает иногда чрезвычайное libido sexualis при полной или частичной импотенция. Та же картина наблюдается и при алкоголизме.
в) Страшные половые эксцессы могут иметь место у помешанных, страдающих манией величия и манией преследования. Жертв своих, при страшной возбудимости, они безжалостно тиранят. Религиозные формы помешательства, в связи с религиозным экстазом, дают иногда в результате отвратительные оргии на половой почве. Один помешанный, выдававший себя за благочестивого и чуть не пророка, жил с одной молодой женщиною и ее матерью, состоял с ними одновременно в половых сношениях и проделывал всевозможные гадости, придавая им религиозное значение. Он в результате поджег дом, в котором находились эти несчастные жертвы его больной похоти. Некоторые помешанные, прибегая к фразам религиозно‑аскетического содержания, увлекают несчастных женщин в интересах удовлерения своей половой страсти. Наиболее опасными в этом случае нужно считать тех, помешательство которых еще не успело всплыть наружу, и которые на половой почве истязают своих жен и вообще несчастных жертв их полового психопатического извращения. Об этом, впрочем, можно было бы написать целые томы.
Мы должны здесь указать еще на частую форму патологической любви помешанных женщин, а именно — на систематический половой бред. У таких женщин любовь к мужчине сочетается с дикими бредовыми идеями и обманами чувств (ложными восприятиями). Предмет их любви воплощается в Христе или короле, причем себя они считают невестой Христа, королевой, повелительницей мира. Воображаемые лица не только совершают с ней, как ей реально представляется, половой акт, но и оплодотворяют ее, и она беременеет и родит воображаемое потомство. И вслед за этим начинаются сетования на то, что у нее отняли воображаемого ребенка, мучают и т. д.
Психические отражения половой патологии создают, как мы видим, представления, которые комбинируются с соответственными парэстезиями и ложными восприятиями. Здесь большую роль играет так называемый обман воспоминаний, так как им никогда не приходилось переживать всего того, на что они изливают свои жалобы.
г) Патологическую ревность должно считать одной из наиболее тяжких аномалий в половой области у душевно‑больных мужчин, особенно же у помешанных, у которых жены невероятно страдают, пока насильственная смерть не положит предела ее мучениям. Женщины душевно‑больные и алкоголики также обнаруживают ревность в исключительных размерах. Признаки измены и «безусловные доказательства» вылавливаются из каждого взгляда, невинного слова и жеста подозреваемой женщины. Никакие соображения не принимаются при этом во внимание. Угрозы, брань, оскорбления, обвинения, — все это сыплется на несчастную при каких‑угодно обстоятельствах, и в этом видят проявление «любви»! Однако, таким случаям имя — легион, у пьяницы же это является неизменным правилом.
д) Вышеупомянутые половые парэстезии , как садизм, мазохизм, фетишизм, гомосексуальная любовь имеют, конечно, место и у душевно‑больных.
е) Наиболее ужасными половыми преступлениями являются те из них, которые совершаются идиотами или моральными идиотами, лишенными не только нравственных, но и вообще каких‑либо этических сдерживающих начал. Следствием их слабоумия является изнасилование детей, убийства на почве сладострастия, чудовищные извращения и пр.
ж) Ипохондрия, в свою очередь, является продуктом ненормальности в половой области (половая ипохондрия). Ипохондрики иногда вдалбливают себе уверенность в том, что им свойственны ужасающие половые эксцессы, которых на самом деле и нет. Один женатый ипохондрик, крепкого телосложения, убедил себя в том, что половые излишества губительно отражаются на нем, вследствие чего совершал половой акт с женой не чаще одного раз каждые два‑три месяца. Импотентность многих ипохондриков только и обусловливается тем, что они сами уверяют себя в своей импотентности. Некоторые воображают, что одержимы венерическими болезнями и проч.
з) Особые и поразительные половые свойства мы встречаем у истеричных женщин и мужчин. Истерия обусловливается у них болезненным самовнушением и слабым диссоциированием мозговых функций, причем одно какое‑нибудь представление в состоянии осуществить у истеричного представившееся. На почве увлечения несбыточным они бессознательно или почти бессознательно придерживаются взглядов, диаметрально друг другу противоположных, и способны на такие же поступки. Любовь идет у них быстро на смену ненависти — и наоборот, причем одна и та же истеричная женщина, в зависимости от окружающих ее влияний, может сделаться воплощением добра или зла. Половые свойства ее проявляются такими же крайностями. Страстная влюбленность может толкать истеричку на какие‑угодно эротические извращения, но вместе с тем она может оставаться и совершенно холодной и безразличной в половом смысле. В одном и том же сердце истерички могут уживаться рядом горячая половая страсть к предмету любви и совершенно холодное равнодушие по отношению ко всякому другому мужчине.
Подвергалось обсуждению мнение о том, свойственна ли вообще женщине способность дважды любить. В виду несомненно большого предрасположения женщины к моногамии, она будет любить скорее единственный раз в жизни, но не может подлежать сомнению и то, что та же любовь у истерички проявится одновременно по отношению к нескольким мужчинам — и в достаточно интенсивной форме; объясняется это тем, что ей вообще свойственно раздваиваться. Но она может от всей души возненавидеть того, кому недавно лишь дарила свою любовь, и полюбить всей душою человека, которого доселе ненавидела, — и все это в зависимости от тех внушений, которые в данный момент на нее воздействовали. Все вышесказанное в равной мере относится и к истеричному мужчине.
Этими же воздействиями обусловливается та или иная сущность любовных ощущений у истеричного субъекта, причем он может проявить свою любовь как в извращенном, так и в естественном виде. Я сам имел возможность наблюдать случай, когда молодая девушка, весьма интеллигентная, но подверженная истерии, влюбилась еще в молодые годы свои в другую девушку. Чувства ее в это время отличались ярко выраженной гомосексуальностью, оставаясь в любви к этой девушке исключительно на почве уранизма, сильным libido sexualis, и при совершенном безразличии к противоположному полу. Вслед за этим в нее влюбился мужчина, которому она ответила взаимностью, исключительно в силу свойственного женщине чувства отзывчивости и пассивности. Но впоследствии она сама воспылала страстью к мужчине — и с такою интенсивностью, с какою она раньше дарила свою любовь своей возлюбленной. Оставаясь в высшей степени мечтательной, эта последняя любовь ее вместе с тем носила характер ярко проявленной чувственности. Таким образом, половое стремление девушки неожиданно по своей собственной инициативе снова вошло в свою норму. Значительно реже возможно аналогичное проявление непостоянства у истеричного мужчины, что объясняется характером его сексуализма, но строго разъединенными в нем душою и инстинктом, но оно все же может, в свою очередь, иметь место. На почве истерической фантазии, а также диссоциации, влечение у женщины может перейти в полиандрию, вообще ей очень редко свойственную. В этом случае она уходит от нормального женского типа, в большей или меньшей степени приближаясь к мужскому. Что касается же истеричных мужчин, то они в этом смысле приближаются к женщине не на почве усиления полигамного (полигинического) стремления, а в зависимости ог большей диссоциации в ощущениях и мыслительной способности.
и) Душевно‑ненормальным людям на почве патологии свойственна иногда и так называемая воображаемая любовь , не основанная, однако, на бредовых идеях. В этом случае психопатам обоих полов начинает казаться, что они сильно влюблены в кого‑нибудь, причем прояснение вместе с уверенностью в том, что никакой любви на самом деле и не было, наступает значительно позже, после обручения или даже после свадьбы, когда ошибка уже не поддается исправлению. На почве таких самообманов, которые вовсе уж не так редки, происходят несчастные союзы, разрывы и разводы.
к) Любовная деспотия должна быть отнесена к одной из таких категорий патологической любви. Влюбленные психопаты терзают и истязают человека, который имел несчастье стать объектом их влюбленности, причем желания следуют друг за другом, страстные вспышки уступают место недовольству, ни на чем не основанная придирчивость выливается в резкие формы ни с чем не считающейся ревности. Так могут любить как истеричные мужчины, так и женщины‑истерички, причем последние в этом смысле, пожалуй, встречаются чаще.
Нет вообще возможности исчерпать всесторонне вопрос о любви психопатов. При большей доступности людям разуметь все ее проявления, не было бы места столь часто, к несчастью, повторяющимся недоразумениям и ошибкам супружеских взаимоотношений. Мы упомянули уже о деспотии на любовной почве, которая может принять невероятные размеры. Указанная нами ревность (г) выливается в такие формы, которые граничат с болезненностью и готовы видеть измену семейным устоям в таких поступках супруга, которые отличаются полной невинностью. Одна женщина, которую я знал лично, не разрешала своему мужу запираться в уборной, так как она подозревала его в том, что он там скрывается с горничной. На другую женщину страшно влияло то обстоятельство, что совершенно незнакомая дама, сидевшая за общим столом во время обеда в ресторане, раза два взглянула на мужа этой болезненно‑ревнивой женщины. Беглый взгляд мужа на улице в сторону разжигал ее ревность, вызывая соответствующие реакции. Впрочем, ревность в таких случаях проявляется еще уродливее, когда она свойственна мужу. Здесь очень плохо принимаемая и еще хуже проявляемая любовь служит источником невероятных мучений, терзаний, истязаний, подозрений. В супружеском союзе или среди влюбленных всегда может найтись один из супругов, разумеется, на той же психопатической почве, который будет изводить другого своей мнительностью, ни на чем не основанными страхами и опасениями, болевыми ощущениями и страшными эфемерными перспективами. Многим свойственна гиперэстезия (усиленная впечатлительность), благодаря которой ничтожный шум действует на них раздражающе, а всякое более или менее сильное впечатление на продолжительный срок выводит их из состояния равновесия. При таких условиях совместное существование делается чрезвычайно тяжелым, иногда просто невозможным. Болезненная впечатлительность, безгранично возрастая, склонна во всем видеть личное оскорбление, злой умысел, зловредность и т. д.
У многих психопатов нет соответствия между их любовью и половым стремлением, что причиняет им большие страдания. При этом искренняя сердечная привязанность может считаться с половым безразличием или даже отвращением к совершению полового акта, которое в некоторых случаях сопряжено с болевыми ощущениями (это больше свойственно женщинам, у которых вагинизм обусловливает болезненность совокупления); в других же случаях рядом с ярко выраженным половым стремлением замечается полное отсутствие любви, идущее рука об руку с ничем не прикрываемым эгоизмом (преимущественно у мужчин). Можно иногда наблюдать и достаточно искреннее чувство любви у иных психопатов, которые, однако, проявляют эту любовь нисколько не лучше хищного зверя. Такого рода ненормальные личности или герои печального образа готовы в любой момент стрелять и убивать, сжимать горло любимой женщины или кромсать ее ножом, если она не сразу пошла им навстречу. Более же слабые, такого же склада мыслей, угрожают самоубийством, если их желание не осталось удовлетворенным. Патологический эротизм внушает нередко психопатам упорное и дикое преследование порядочных женщин оскорблениями и циническими выходками. Один такой полупомешанный, которого мне пришлось наблюдать, имел обыкновение посылать порядочной женщине письма, нередко открытые, с изображением женских половых частей.
На почве ревности женщине свойственны ненависть и мстительность, проявляющиеся с исключительной настойчивостью и энергией, причем хронический психопатический аффект приходит на помощь обыденному женскому упорству воли. Ей тогда ничего не стоит пустить в ход целую систему интриг, изобретений и комбинаций, которые собьют с толку судебный состав. При этом показания ее, далекие от действительности и базирующиеся, главным образом, на никогда не существовавших, но приходящих ей на память фактах, при сильном подъеме и драматическом изложении мыслей, — непременно возымеют свое действие. Разоблаченная драма дает в большинстве случаев остов обыкновенной половой страсти, на которую искусственно или бессознательно нагромождены различные мотивы благородного характера. Психопаты обоего пола могут при этом не только клеветать на другого, но и выдумать и про себя всякие уличающие их самих небылицы.
Осужденная в 1908 году в Фрейберге (Саксония) Грета Бейер весьма тонким образом отравившая своего жениха, заручившись предварительно написанным им на ее имя завещанием, и предполагавшая сочетаться впоследствии браком со своим возлюбленным, представляла собою, по моему мнению, в полном смысле слова истеричку, лишенную всяких этических начал (морально идиотичную). Она ввела в заблуждение наблюдавших ее врачей, и единственным мотивом ее поступков была лишь половая страсть. Истеричность вместе с театральностью сопровождали ее до самой гильотины.
Иные болезненные признаки, навязчивые побуждения и представления занимают свое определенное место у них в половом их стремлении и проявлении любви. Навязчивые представления могут явиться следствием как любви, так и чувства неприязни, а также и других половых проявлений, причем некоторые в более слабой степени реагируют в подобных случаях, когда навязчивое представление остается пассивным, у других же, благодаря этому, покой навеки нарушен. При достаточной интенсивности навязчивых побуждений, они становятся опасными, обусловливая нередко и покушения в связи с половою страстью, ибо соответствующее представление влечет за собою стремление к определенным поступкам. В этом случае исходными пунктами могут служить как нормальное половое стремление, так и наклонности к извращению.
Мы констатировали уже, в качестве характерного проявления половой патологии старческого слабоумия у мужчин (см. «Парадоксия»), их склонность влюбляться в детей. Здесь мы имеем дело с частным проявлением душевного возбуждения, обыкновенно совпадающим с возникновением этой болезни и нередко обусловливающим растление малолетних. Ненормальным в данном случае является то обстоятельство, что общество, а во главе его часто невежественные врачи, преисполняются «морального возмущения» по поводу поступков таких «развратных старичков». И, благодаря этому, подвергаются осуждению, презрению, а иногда даже и тяжкому наказанию такие люди, которые всю жизнь отличались порядочностью и безупречной во всех отношениях щепетильностью, но на склоне лет своих сделались жертвой ужасной мозговой болезни.
9. Наркотические средства, особенно алкоголь, н половое стремление. Психологическое проявление функционального паралича головного мозга, явившееся следствием наркотических средств, довольно близко напоминает органический паралич, вызванный последовательным процессом сморщивания мозговой коры, на почве прогрессивного паралича мозга. И в этом случае имеют место состояние блаженства, замедленные движения, завершающиеся полным параличем, потеря представления о месте и времени и другие виды умственной диссоциации. Правильный взгляд на вещи применительно к самому себе, равно как и к окружающим явлениям, совершенно теряется, благодаря чему наркоман, например, видит себя в расцвете умственных и физических сил, причем весь окружающий мир представляется ему с наилучшей стороны. Ему мерещится наличность большой мускульной энергии, в то время как на самом деле он с трудом держится на ногах. Стремления, более или менее энергичные в начале наркотического состояния, быстро сменяются расслабленностью, безразличием и сонливостью. Таково же воздействие наркоза на половую сферу, причем одновременно с ослаблением потенции возрастает и libido, особенно вначале. «Пьянство усиливает, но вместе с тем и ослабляет приставание». «Оно усиливает вожделение и затрудняет его исполнение», говорит по этому поводу Шекспир («Макбет», акт II, сцена 2). Конечно, не все наркотические средства отличаются одинаковым составом и одинаковым действием. Но, говоря вообще, можно привести воздействие наркотических средств на половое стремление к следующим основным результатам: прежде всего возбуждение libido, изолирование всяких сдерживающих начал морального и интеллектуального свойства, сопровождающееся возрождением предприимчивости. Впоследствии прогрессивный паралич потенции, завершающийся исчезновением первоначального возбуждения.
Значение этих явлений станет особенно понятным, если принять во внимание все возрастающее потребление алкогольных напитков во всех культурных странах. Хотя здесь у имеется налицо интенсивно проявляющееся начальное возбуждение, но при близком исследовании нельзя не обнаружить уже в самом начале замедление половых функций и особенно чувственных раздражений. Эрекция при совершении полового акта в состоянии опьянения наступает не скоро, а одновременно происходит замедление развития сладострастных ощущений и даже истечения семени. Чем дальше, тем больше вялость, не позволяющая уже с такой легкостью совершать половой акт один за другим, как в трезвом состоянии. Если же опьянение продолжает усиливаться, то полная импотенция вступает во все свои права, что, однако, не мешает опьяневшему, вопреки действительному положению вещей, ощущать чрезвычайную потенцию, которая мерещится ему под влиянием наркоза.
Флирт, обусловленный соответствующей дозой алкогольных напитков, как известно, представляет собою ряд неловких, грубых, бессмысленных, надоедливых и бесконечно повторяющихся поступков. Алкоголическим флиртом должно считать и поведение подвыпивших мужчин, не дающих проходу женщинам во всяких общественных местах (см. гл. IV).
Благодаря алкоголическому наркозу, можно также, в качестве характерной особенности, наблюдать животную грубость полового стремления у человека. Те или иные высшие формы полового влечения совершенно отпадают, и на сцену выступают чисто чувственные стремления во всей их наготе и неприглядности, нередко даже у таких субъектов, которым в трезвом состоянии свойственны весьма деликатные и нежные чувства любви. В этом и следует видеть гибельное воздействие алкогольных напитков на половое чувство человека, которое усугубляется, однако, следующими обстоятельствами.
Открывая широкую арену для проявлений животных стремлений и вместе с тем сводя на‑нет высшие этические соображения и веления разума, алкоголь обыкновенно в сильной степени обусловливает патологическую сущность самого побуждения. Под алкогольным воздействием проявляются, иногда вызываются (находившиеся в скрытом состоянии) и, во всяком случае, усиливаются такие патологические явления, как большинство случаев эксгибиционизма, гомосексуализма, влечение к детям и прочие аномалии. Мне самому нередко приходилось иметь дело с проявлением половой парэстезии, при котором трезвое состояние сопровождалось вполне нормальными функциями, но уже легкое опьянение неизбежно обусловливало стремление к извращениям. Если заняться обстоятельнее изучением этого вопроса, то, я уверен, статистические данные обнаружили бы весьма крупную роль алкоголя в многочисленных случаях проявления извращения.
Не подлежит никакому сомнению факт, с которым особенно должно считаться, что острое и хроническое отравление весьма тяжело отражается на зародышевой плазме производителя. Отсылаю по этому поводу к сказанному в конце главы I о бластофтории. Исследования Беццола за последнее время вполне оправдали господствующее мнение о том, что дети, зачатые в состоянии опьянения, отличаются худшими свойствами. Исходя из статистических данных переписи идиотов, произведенной в Швейцарии одновременно с всенародною переписью (в 1900 году), Беццола доказал, что полученные, согласно переписи, 9000 идиотов были зачаты, главным образом, в два коротких периода, когда всего больше употребляется алкогольных напитков, а именно, во время сборки винограда, а также на маслянице. Он доказал, что наибольшее количество зачатий идиотов сейчас же после сбора винограда приходится именно на те из кантонов, которые специально занимаются виноделием. При этом «максимум зачатий» приходится как раз на такие периоды, когда у всех остальных людей оно представляет собою минимум, так как наибольшее количество нормальных зачатий приходится на начало лета. Отсюда мы можем вывести, что временное отравление алкоголем действует бластофторически и, стало‑быть, зародышевая клетка, оставившая в алкоголизированном виде тело своего носителя, при успешной конъюнкции, не достигнет опять своего прежнего нормального состояния, потому что лишена уже «обмывания» через обмен веществ при кровообращении. Ее бластофторические отрицательные качества перейдут и на будущее существо.
В связи с вышесказанным мы можем указать на следующие индивидуально и социально действующие вредные воздействия наркотических средств, и специально алкоголя, в области половых функций:
а) Неразумные половые связи, как результат возросшего животного стремления и устранения этических и интеллектуальных побуждений: отсюда совращение девушек, проституция, рождение детей от производителей отрицательных достоинств и при неблагоприятных обстоятельствах.
б) Вызванные теми же причинами и усиливающиеся венерические болезни. На основании собранных мною статистических данных, из 200 случаев заражений венерическими заболеваниями 75% обусловлены были действием алкоголя, причем зараженные были в состоянии легкого опьянения и усиленной предприимчивости («Wien. Medizin. Wochenschr.», 1901, № 16).
в) В связи с теми же основаниями, различные невзгоды и катастрофы, как беременность вне брака, порывы отчаяния, самоубийства и т. д. Все это в зависимости от неразумного полового общения.
г) Преступления на половой почве, являющиеся следствием легкомыслия и приподнятого эротизма при возбужденных, хотя и весьма неуверенных двигательных функциях. Не обходится в этом случае и без участия ревности. Статистика указывает около половины до трех четвертей преступлений под алкогольным воздействием. Наиболее проверенные и непреложные данные статистики дают от 75 до 80 процентов всех преступлений против нравственности в числе всех, обусловленных алкоголем (статистика для Германии — Бер).
д) Возрастание, а иногда и причину возникновения извращений на половой почве.
е) Наследственную алкоголическую бластофторию, как следствие однократного опьянения, так и благодаря постоянному пьянству. Алкоголическая бластофтория, в свою очередь, обусловливает ряд психических отступлений и потомства, появившегося на свет при таких условиях, причем нравственные дефекты и половые извращения в этом случае неизбежны.
ж) Призрак ревности можно рассматривать, как верный признак хронического алкоголизма, причем он почти всегда сопряжен с наиболее зловещими результатами — насилиями, надругательством и убийствами.
з) Алкоголь неизбежно сопровождает проституцию и сводничество, целиком ему обязанные своим существованием, особенно в настоящем их проявлении.
и) Благодаря грубому эротизму, являющемуся продуктом употребления алкоголя, среди людей, независимо от месга их пребывания, устанавливаются безобразные формы флирта, граничащие с непристойностью и оскорбляюще действующие на непривычное око.
Здесь мы имели в виду, главным образом, мужчин, так как наши женщины значительно менее алкоголичны, чем мужчины Но в то время, как на европейском континенте женщины действительно воздержаны относительно употребления спиртных напитков, — нельзя сказать того же самого и применительно к Англии, где алкоголизм неистовствует и дает результаты самые ужасные. Проститутки же изъяты из этого общего положения, являясь повсюду, и везде алкоголичками. Спиртные напитки и являются, между прочим, одним из главных факторов совращения девушек в проституцию, причем на первых порах их гнусно опаивают, впоследствии же девушка сама одурманивается, чтобы не ощущать всего ужаса своего несчастного бытия.
Половое стремление женщины под влиянием алкоголя значительно видоизменяется и, во всяком случае, усиливается, причем, конечно, пассивная роль женщины исключает наличность потенции. Но, благодаря уничтожению препятствий психического свойства (любовь, чувство стыда), в зависимости от алкоголя, женщина перестает оказывать сопротивление мужскому libido. Эгим объясняется, что всякая женщина, находящаяся под влиянием винных паров, легче уступает домоганиям возбужденного в половом смысле мужчины. Из нескольких поучительных случаев, которые мне привелось наблюдать, я приведу здесь наиболее характерный.
Одна молодая девушка, отличавшаяся красотою и свежестью, располагавшая солидными средствами, обвенчалась с человеком не отличавшимся особым благородством, но с добрым характером. Они иногда выпивали, но когда во время беременности врачи предписали ей пить побольше вина, она настолько к нему привязалась, что алкогольные напитки отныне стали ее страстью. Будучи большей частью пьяной, она, в конце‑концов, стала отдаваться своим знакомым и чуть ли не первому встречному. Муж из материальных соображений не решался хлопотать о разводе. Когда она была помещена в психиатрическую больницу, находившуюся в моем заведывании, ее стали лечить прежде всего абсолютным лишением алкоголя. Раньше, чем я ее увидел, я представлял себе испорченную, погрязшую в разврате женщину, специализировавшуюся на заманивании мужчин, — и должен был разочароваться. Освободившись от пьяного угара, она представляла собою очень скромную, весьма приличную и воспитанную особу, которой стыдливость была свойственна в полной мере. Близкое знакомство с ее психическим состоянием заставило меня придти к заключению, что ее измена мужу основывалась вовсе не на собственном ее libido sexualis, а на том психическом безразличии и инертности, которые являлись у нее продуктом воздействия алкоголя. Она отныне изменила образ жизни и решительно прекратила употребление спиртных напитков. В продолжение многих лет она продолжала вести себя безупречно в обществе своего мужа, и когда я снова ее встретил, у нее на устах сияла улыбка счастья и благодарности.
Из этого примера мы убеждаемся в том, что половые излишества сами, в свою очередь, пагубно отражаются на характере, силе воли, чувстве стыда и других свойствах не только мужчины, но и женщины. Но здесь чрезвычайно важно считаться с причинами. Если в основе лежат врожденные данные, то и в весьма малой степени можно расчитывать на исправление и получение благоприятных результатов. Если же дурные привычки усвоены и вслед за этим уничтожены, то ничего не останется от обусловленных ими последствий.
Можно иногда видеть женщин, предающихся пьянству, но холодных и неуступчивых в половом смысле. У других же, наоборот, пьянство сопряжено с отвратительными проявлениями эротизма, доходящего до нимфомании.
У кого сердце исполнено любви к человечеству, и кто считается не только с вышеуказанными последствиями алкоголизма, но и с остальным уроном, причиняемым им человеческому обществу, тот должен собрать весь наличный запас своих духовных сил и, допустим на полгода, дать зарок не употреблять ни под каким видом и ни в каком случае алкогольных напитков. Таким образом, он не путем произнесения громких фраз, а личным примером вступит в борьбу с социальным злом алкоголизма. И в этом случае он также убедится, как убедились уже многие воздержавшиеся, в том, что пользы от алкоголя он не имел ровно никакой, кроме вреда. Это и убедит его отказаться от употребления спиртных напитков навсегда. В новом свете предстанут перед ним люди, подвергающиеся самоотравлению алкоголем, и ом с трудом поймет, каким образом и сам поддавался гипнозу столько времени, подражая другим и участвуя вместе с ними в этом социальном дурном обычае.
10. Половые отступления и извращения благодаря внушению и самовнушению. Патогенное влияние аффекта. Психический анализ. Мы должны здесь отметить исключительную роль гипнотизма или внушения в половой жизни. Этому, впрочем, будет посвящена особая глава, но и здесь мы уже можем сказать, что многие извращения на половой почве, являющиеся не продуктом наследственности, а приобретенными, обязаны своим происхождением сильному внушению или самовнушению. Краффт‑Эбинг, приводящий массу поразительных примеров, склонен подобного рода случаи отнести за счет половых излишеств или психопатии. Я включаю сюда и такого рода явления, когда человек, доселе нормальный в половом отношении, делается сразу патологически анормальным в половом смысле, под влиянием какого‑либо сильного внешнего впечатления. Стоило, например, какой‑нибудь эротической женщине в доме терпимости или другом месте возбудить половое влечение в мужчине как раз тогда, когда она обута в изящные, красивые ботинки. При этом могло случиться, что момент наивысшего полового волнения мужчины совпал с мгновением, когда его взор упал на ее ботинки. И уже с этих пор, благодаря ассоциации внушения, его будет постоянно волновать созерцание изящных дамских ботинок. Таким путем он превратится в фетишиста обуви, причем его больше уже не волнует женское тело, а возбуждающе действуют в половом смысле изящные ботинки женщины. Таким же способом может быть усвоено и половое извращение, если человек, до сего времени в половом отношении совершенно нормальный, будет присутствовать при каком‑нибудь акте онанизма или педерастии, или даже представит их себе мысленно, но настолько, что такое представление неотразимо гипнотически повлияет на его психику. Тогда человек этот может лишиться своего естественного влечения к женщине и усвоить стремление к мужчине.
Мы должны, конечно, считаться с тем, что такого рода случаи могут иметь место преимущественно при природной истеричности и врожденной патологической внушаемости. Всевозможные усвоенные половые извращения и объясняются таким способом, но в этом мы будем искать и средства для их излечения. Во всех этих случаях исключается наследственное предрасположение к извращениям и твердо установлено лишь влияние внушения, иногда однократного, реже многократного. На моей практике я наблюдал подобного рода случай: весьма порядочный и страстно обожавший свою жену молодой человек, легко, однако, поддававшийся влиянию внушения, стал вдруг импотентным, благодаря только одному навязчивому представлению, причем импотентность сопровождалась у него и половой извращенностью. Он упорно вступил в борьбу с этим стремлением на патологической почве, не позволяя себе иметь половые сношения с мужчинами, но отчаянию его не было границ. Можно было бы при более близком ознакомлении обнаружить массу таких же примеров половой психопатии, обязанных своим происхождением, главным образом, влиянию внушения или самовнушения.
Возможны случаи самопроизвольного излечения таких анормальностей. Что же касается лечения, то оно, разумеется, сводится к внушению, являясь в этом случае вполне действительным. Мы не будем здесь вновь распространяться о тех или иных проявлениях ненормальностей, упомянутых уже нами в этой главе, так как вполне возможно как возникновение, так и исчезновение функционально‑психических явлений в полной зависимости от внушения. Мы должны лишь окончательно остановиться на том, что наличность внушения или самовнушения будет вне всякого сомнения, когда человек, до сего времени вполне нормальный в половом отношении, начнет вдруг обнаруживать ненормальности, не истекающие из многолетних, часто практиковавшихся им привычек. На этот раз не представляется возможности провести резкую грань между внушением и самовнушением, так как посредниками в этих случаях являются наши органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух), восприятия которых объединяются с определенными положениями и мощными аффектами, основательно укрепляясь в мозговых центрах. Здесь могут иметь место и чистые представления, причем в наиболее редких случаях идет речь о сознательном или гипнотическом внушении со стороны, сделанном, стало‑быть, со злым умыслом. В подавляющем большинстве случаев обусловливающими факторами служат лишенные всякого умысла внушения, положения или впечатления, исходящие как от других людей, так и от предметов, и толкающие на желание подражать, брать пример. То же может быть сказано и о самовнушении. В дальнейшем мы будем говорить о случаях сознательного влияния.
Брейер и Фройд («Учение об истерии») впервые доказали, что у нервно‑предрасположенных детей аффекты, а в особенности аффекты вследствие испуга или сексуального характера (половые покушения, онанизм и т. п.), при условии, что испуг привел ребенка в смятение или бесчувственное состояние в той или иной степени, — такие аффекты оставляют после себя в подсознательной сфере так называемые психические раны, подобно тому, как при каждом соответствующем раздражении остается внедренным болезненный рубец. Они впоследствии совершенно или лишь отчасти сохраняются в сознании, в большинстве же случаен не оставляют по себе никаких следов, но обусловливают, однако, всевозможные нервно‑душевные заболевания, как, например, боязнь пространства, манию преследования, истерические припадки и пр., которые, оставаясь большей частью неизлечимыми, в продолжение многих лет терзают больного. Путем повторного переживания причинного явления (так называемого комплекса), в особенности в состоянии гипноза, как это делают Франк и В. Фогт, вызывается или восполняется недостаточно проявившаяся тогда способность ассоциативного ориентирования, и болезнь может быть временно излечена. Это так называемый психо‑аналитический метод лечения. Изыскивание такого комплекса требует много терпения. Эти комплексы не всегда полового характера и не могут быть установлены на втором или третьем году жизни, как того желает Фройд. Но Франк того мнения, что многие случаи полового извращения приобретены таким путем, а при соответствующем наследственном предрасположении созревают. Я с ним вполне соглашаюсь и полагаю, что и заикание обыкновенно обусловливается травматически действующими аффектами детства. Заикание представляет собою ничто иное, как фобию речи.
В действительности травматическое влияние аффектов страха и их запечатлевание в подсознательной сфере мозговой деятельности принадлежит к области истерического самовнушения. Это лишь другая терминология для определения того же самого понятия. Новое, что дают нам исследования Брейера и Фройда, состоит в нахождении психо‑аналитического метода, откапывании и мечтаниях о патогенных (вызывающих расстройство) комплексах и доказательстве, что такие патогенные воздействия обусловливаются ранним (от 3 до 8 лет) детством.
Это чрезвычайно усложняет возможность определить, обусловлено ли данное половое извращение наследственной преемственностью или же личным предрасположением. Предположению о чисто наследственной преемственности можно противопоставить воздействие аффекта в раннем детстве. Вопрос этот, однако, остается спорным, так как практика указывает на то, что только у предрасположенных к тому психопатов, в особенности у истериков, аффекты вызывают подобного рода заболевания (фобии, извращения и т. д.). Далее, необходимо констатировать, что психическая или невропатическая наследственность проявляется не в одной определенной, а во многих и даже всевозможных формах. Так, сын умалишенного может стать истериком или маниаком, но он в состоянии обнаружить склонность и к гомосексуализму или другим видам полового извращения. В свою очередь, сын такого субъекта с половою извращенностью будет склонен к гомосексуализму или фетишизму; при нормальном же половом развитии, он может быть одержим ипохондрией. Форма уклонения от нормы у наследственно предрасположенных к психопатии обусловливается иногда травматически‑сексуально, или каким‑нибудь другим образом действующим аффектом. Тут приходится считаться со всевозможными комбинациями наследственности и аффективной травматичности. Это дает весьма важные указания в отношении способов лечения. У предрасположенных представляется возможным, путем предубежденного и преувеличенного психического анализа, фиксировить или вызывать (внушать) комплексы.
11. Половые извращения, благодаря приучению. Подвергнутые здесь рассмотрению извращения полового инстинкта могут быть не враждебными и не продуктом предрасположения, а обусловлены приучением, особенно в том случае, если искусственно раздраженное половое стремление желает найти удовлетворение в разнообразии или в чем‑либо необычайном. Variatio delectat. Есть к тому же причины, ведущие к ненормальным способам удовлетворения, например, при желании избегнуть оплодотворения (онанизм, введение члена в рот или в задний проход), или же заражение венерическими болезнями, а то и за отсутствием других естественных способов (особенно онанизм), или же, чтобы не подвергаться наказанию. Алкоголь, в свою очередь, как это уже было отмечено, дает широкий простор для воспри
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 2084;