Источники конституционного права
Источники конституционного права (в юридическом смысле) – это формы, в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы.
Источники конституционного права можно разделить наформализованныеинеформализованные.
Формализованные – это законы, отдельные акты главы государства и правительства, парламентские регламенты, судебные прецеденты и др.
Важнейшим формализованным источником конституционного права является закон.
Закон– это изданный в установленном порядке акт верховной власти государства, который содержит правовые нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, и обладает высшей юридической силой.
Понятие «закон» в различных странах (группах стран) имеет неодинаковое содержание.
В странах общего права (англосаксонской системы права) различают закон в узком и широком смысле. В узком смысле закон – это всегда акт парламента. При этом под парламентом понимается высший представительный орган совместно с главой государства. Законом в широком смысле признается любая норма писаного и неписаного права, подлежащая судебной защите.
В странах континентального права (романо-германской системы права), преобладает концепция закона как акта, принятого исключительно парламентом. Однако, провозглашая парламент высшим, либо единственным органом законодательной власти, конституции большинства стран, принадлежащих к этой группе, дают возможность главе государства или правительству принимать нормативные акты, имеющие силу закона. В ряде стран законы могу приниматься на референдуме.
В некоторых государствах сохранилась множественность законодательной власти (например, в Китае законы принимает Всекитайское собрание народных представителей и его постоянно действующий орган – Постоянный комитет).
Достаточно широкое распространение в странах континентального права, прежде всего, во Франции, получила концепция закона в формальном и материальном смысле. Сущность ее заключается в том, что наряду с законом в формальном смысле (акт парламента, причем перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы, ограничен Конституцией), закрепляется право исполнительной власти принимать нормативные акты по другим вопросам, имеющие силу закона.
Концепция закона в доктрине классического мусульманского права (шариата) состоит в том, что источниками мусульманского права являются Коран и сунна. Коран – священная книга, представляющая собой собрание «божественных откровений», ниспосланных Аллахом пророку Мухаммеду. Сунна – собрание имеющих нормативное значение преданий (хадисов) о высказываниях, поступках и даже молчании Мухаммеда. Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, имеют божественное происхождение, они вечны и неизменны и обладают высшей юридической силой. Государственные органы могут принимать нормативные акты только по вопросам, неурегулированным Кораном и сунной. Эти законы должны соответствовать нормам Корана и сунны и не могут противоречить им. Наиболее последовательно этой доктрины придерживаются в государствах Оман и Объединенных Арабских Эмиратах, не имеющих писаных конституций. Идея о вторичности закона признается и в других мусульманских государствах.
В зависимости от оснований, принимаемых за основу классификации, законы подразделяются на следующие виды: по юридической силе, по характеру содержащихся правовых норм, по способу принятия, по территориальной сфере действия.
Наиболее общий характер имеет классификация законов по такому критерию, как юридическая сила. Она включает следующие разновидности закона: конституция, конституционные законы, органические законы, обычные законы и чрезвычайные законы.
Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
Конституционный закон–это закон, который вносит дополнения и поправки в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладает той же юридической силой, что и сама конституция. Предметом регулирования содержащихся в нем правовых норм являются непосредственно объекты конституционного регулирования.
Теоретической основой выделения конституционных законов в особую категорию служит доктрина о двух видах власти: учредительной и законодательной. В порядке осуществления первой принимаются конституция и поправки к ней, в порядке осуществления второй – все иные законы. Это разграничение влечет за собой ряд важных правовых последствий, в частности для процедуры пересмотра конституций, осуществления конституционного контроля, законодательной компетенции парламента. Такой подход является характерным для большинства государств и лишь в некоторых из них (Австрия, Швеция, Словакия, Чехия, Нидерланды) существует мнение, что конституционные законы, дополняя конституцию, остаются самостоятельными.
Органический закон – это закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними.
По общему правилу органические законы содержат нормы, относящиеся к важным конституционно-правовым институтам (об избирательном праве, конституционном контроле, гражданстве, режиме чрезвычайного положения, политических партиях, судоустройстве и т.п.). В странах с романской системой права к органическим относят те законы, которые определяют статус органов государства на основе бланкетных статей конституции. Иногда органическими называют все законы, к которым отсылает конституция.
Впервые органические законы были признаны во Франции согласно конституции 1958 г. В Российской Федерации органические законы введены Конституцией 1993 г., которая предусматривает принятие их по 15 вопросам.
Обычные законы относятся к источникам конституционного права, если они регулируют общественные отношения (менее важные) составляющие предмет конституционного права. Принимаются они по той же законодательной процедуре, что и иные обычные законы.
Чрезвычайные (специальные) законы – это законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы (в некоторых странах требуется квалифицированное большинство), но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая саму конституцию. Следует отметить, что речь идет не о законах, регламентирующих институт чрезвычайного положения и существующих в большинстве развитых стран (например, ст. 115 Основного закона ФРГ), а законах нарушающих конституцию, которые согласно конституции могут не соответствовать ее положениям (нарушающие права и свободы граждан и т.п.). Специальные законы, хотя и «превалируют» над конституционными положениями, не рассматриваются в качестве поправок к ней.
По территориальной сфере действиязаконы подразделяются на общенациональные и локальные.
Локальные законы в свою очередь бывают трех видов:
1. Законы, принимаемые национальным парламентом, но действие которых распространяется лишь на часть территории страны (например, предоставление статуса автономии, введение чрезвычайной ситуации и т.п.).
2. Законы, принимаемые представительными учреждениями субъектов федерации.
3. Законы, принимаемые представительными органами автономных образований (Испания, Италия, Португалия и др.).
По характеру содержащихся правовых норм, то есть по степени обобщенности правового регулирования, законы делятся на обычные, законы-принципы или законы-рамки, программные законы и кодексы.
Обычные законы содержат нормы-правила, регулирующие отдельные конкретные общественные отношения (закон о политических партиях).
Законы-принципы или законы-рамки устанавливают общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.)
Законы-программы принимаются, как правило, по вопросам экономического и социального развития.
Кодексы – это законы, которые обычно содержат нормы, регулирующие комплекс отношений, составляющих основу того или иного правового института. К источникам конституционного права кодексы относятся как исключения, например, в ряде государств (Франция, Алжир и другие бывшие колонии Франции) приняты избирательные кодексы, которые представляют собой специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права.
По способу принятия законы подразделяются на принятые государственными органами: парламентом, постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти (президиумы парламентов социалистических стран), военным советом, его главой (в условиях военного режима) и принятые на референдуме.
Нормативно-правовые акты исполнительной власти.
Их можно классифицировать по различным основаниям. Главными критериями являются место, занимаемое тем или иным органом в аппарате исполнительной власти и юридическая сила издаваемых этим органом нормативно-правовых актов.
Акты глав государств (указы, декреты, ордонансы) принимаются ими как по прямому предписанию конституции, так и по уполномочию парламента. Например, ст. 87 конституции Италии предоставляет право президенту издавать декреты, имеющие силу закона. Во втором случае парламент может делегировать главе государства свои законодательные полномочия на определенный срок и по определенным вопросам (Казахстан, Мадагаскар, Финляндия).
Акты правительств, иногда ведомств, принимаются,как правило, по аналогичным основаниям.О них будет подробно сказано в соответствующей теме. Следует отметить, что особенно в странах континентального права достаточно распространенной является практика делегирования законодательных полномочий парламентом именно правительству, а не главе государства.
Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (например, решения Конституционного суда). Их специфика зависит от модели конституционного контроля, действующей в соответствующей стране.
Регламент парламента (нормы, определяющие порядок деятельности палат и других внутренних структур парламента).
Решения органов местного самоуправления относятся к источникам конституционного права в тех случаях, когда они регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
Судебные прецеденты – решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел (широко применяется в США, Великобритании, Индии и других государствах с англосаксонской системой права).
Международные договоры являются источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.
В настоящее время практически создается конституционное право Европейского сообщества, именуемое коммунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы.
Внутригосударственные договоры – являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционные проблемы и когда заключившие их субъекты на это уполномочены (например, территориальные общности между собой или с центральной властью).
В отдельных странах действуют своды религиозных правил, заменяющие конституции либо признающиеся по реальному статусу выше конституций. В некоторых странах к источникам конституционного права относят доктрины известных ученых-юристов (мусульманские страны, отчасти Великобритания).
Неформализованные источники конституционного права – это, прежде всего, конституционные обычаи и соглашения.
Конституционный обычай – это норма, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, складывается в результате длительного и единообразного применения участниками этих отношений и может быть прямо или косвенно санкционирована государством.
Как видно из определения, то или иное правило (норма), складывается без участия государства и приобретает качество конституционного обычая лишь при наличии следующих условий:
- повторение соответствующего правила в течение длительного времени;
- постоянство правила, то есть повторяющиеся случаи применения правила не должны противоречить друг другу;
- определенность правила;
- консенсус заинтересованных конституционных органов о юридической природе правила, то есть обычай приобретает юридическую силу только в том случае, если соответствующие стороны считают его правом;
- юридическую силу обычай приобретает также в результате его санкционирования государством.
Конституционный обычай имеет две разновидности: конституционное соглашение и традиционный правовой обычай.
Конституционное соглашение – обычай, складывающийся в практической деятельности конституционного механизма, на основе конституционных (законодательных) положений. Конституционные соглашения характерны для Великобритании и ее бывших колоний (например, неприменение права «вето» монархом, назначение Премьер-Министром страны лидера партии, победившей на выборах в Палату общин).
Традиционный правовой обычай – обычай, складывающийся вне рамок конституционного механизма и лишь санкционируемый государством. Он является источником конституционного права лишь в очень небольшой группе развивающихся стран с монархической формой правления, где складываются сильные позиции родоплеменной или феодальной знати, действует родоплеменная структура и организации (Свазиленд, Непал). Особую разновидность традиционных обычаев составляют обычаи, действующие в ряде монархий Персидского залива (например, порядок престолонаследия в Омане и ОАР).
Различные виды источников конституционного права существуют не изолированно друг от друга, а находятся в определенной соподчиненности, образуя систему, основанную на иерархическом принципе. Эта система является частью общей системы источников права, которая закрепляется конституцией. Такое закрепление может осуществляться в двух формах: путем перечисления видов источников при определении нормотворческой функции отдельных государственных органов (большинство конституций) и путем включения в конституцию положений, специально посвященных системе источников права (редкое явление).
Иерархия писаных источников права определяется тремя моментами:
1. Природой государственного органа, принимающего нормативные акты (например, органы законодательной, исполнительной властей).
2. Процедурой его принятия (например, принятие закона парламентом или путем референдума).
3. Его юридической силой, которая во многом обусловлена первыми двумя моментами.
Иерархия системы источников конституционного права – одна из важнейших гарантий принципа конституционной законности.
Отступления от принципа иерархии источников конституционного права обуславливаются, в первую очередь, особенностями национальной правовой системы. Особо часто они встречаются в развивающихся странах, а так же в мусульманских странах, где писанные конституционные источники подчинены религиозным установлениям. Нарушения принципа иерархичности были присущи и для социалистических государств, где политические решения правящей партии могли привести к подмене или изменению конституционных нормативно-правовых актов.
Значительные коррективы в осуществление принципа иерархичности вносит и конституционная практика. Наиболее общим исключением из этого принципа является подмена закона как акта высшей юридической силы нормативными актами главы государства и правительства, которые наделяются силой закона.
Системы источников конституционного права отдельных стран различаются по своей структуре: составу, положению каждого из них в этой системе, их взаимоотношения. Так, в отличие от большинства современных государств, в Великобритании, Новой Зеландии и Израиле нет писаной конституции (в формальном или юридическом смысле); в странах, где не создаются органы конституционного контроля, естественно, отсутствует такой вид источника, как их решения; в ряде развивающихся стран источниками являются традиционный обычай, религиозное право; в странах общего права судебный прецедент – важный источник конституционного права, в странах континентального права он либо не признается таковым, либо играет значительно меньшую роль.
Один и тот же вид источника конституционного права может занимать различное место в юридической иерархии. В одних странах международно-правовые акты признаются частью внутреннего права, то есть они имеют силу закона; в других - они обладают большей юридической силой, чем национальный закон; в третьих - имеют ранг конституционного закона (Австрия); в некоторых странах они могут стоять выше конституции (Нидерланды).
Существенно различаются системы источников конституционного права в государствах с авторитарным и демократическим политическим режимом (при военном режиме конституции вообще перестают действовать).
Система источников конституционного права постоянно изменяется. Примером может служить Франция в момент перехода от 4-й к 5-й республике. Это также касается развивающихся стран, в которых происходит процесс демократизации. Аналогичные явления наблюдаются в постсоциалистических государствах, где идет активный процесс формирования новой системы источников конституционного права.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 2665;