СТАНОВЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, АЗИИ И АФРИКИ

 

В период после открытия Нового Света многие страны и территории земного шара стали объектами колониальных захватов. В большинстве стран Латинской Америки, Азии и Африки, составляющих ныне группу развивающихся государств, журналистика возникла в условиях колониального господства европейских метрополий. В отличие от Европы, где зарождение периодической печати явилось закономерным следствием вызревания комплекса внутренних социальных, экономических, технологических предпосылок и условий, в колониях и полуколониях, находившихся на докапиталистических стадиях развития, первые периодические издания появились под воздействием внешнего фактора – колониальной экспансии европейских держав. Это наложило специфический отпечаток на облик журналистики в колониях и зависимых странах (полуколониях).

Зарождение периодической печати в колониальных владениях происходило в различные исторические сроки. В испанских колониях в Новом Свете первые газеты появились в XVIII в., в британской Индии, на Цейлоне, а также в Южной Африке и на части территорий Западной Африки – на рубеже XVIII–XIX вв. В Восточной и Центральной Африке, где колониальная экспансия происходила в более поздний исторический период, появление первых периодических изданий (британских, германских, французских) относится к последней трети XIX в. В португальских владениях в Африке зародившаяся в 1860-е гг. печать развивалась крайне медленными темпами.

Возникновение и развитие прессы во многом определялось характером и степенью интенсивности деятельности метрополий в заморских владениях, особенностями их колониальной политики. На эволюции печати сказывались также различия в уровне социального и экономического развития колоний, в степени зрелости национального самосознания их коренного населения. Однако сходство экономических, политических и социальных последствий колониальной политики европейских метрополий создавало объективную основу для проявления сходных черт и в процессах развития периодики в колониях и полуколониях, в какой бы географической точке мира они ни находились.

Экспансия европейских государств сопровождалась перенесением в колонии и полуколонии более передовых по тому времени общественных отношений и институтов (к числу последних относится и журналистика). Позднее эта же экспансия косвенно способствовала вызреванию в колониальном обществе сил, мобилизовавших коренное население на борьбу за национальную независимость. Общей специфической чертой развития журналистики в странах Латинской Америки, Азии и Африки до достижения ими независимости явилось наличие двух противоборствующих отрядов прессы: с одной стороны, в колониях были представлены издания, выступавшие на стороне метрополий и проводимой ими политики (т.е., собственно колониальная пресса), с другой стороны – органы печати, отразившие в той или иной форме, с той или иной степенью адекватности интересы и устремления коренного населения, его зреющее национальное самосознание.

Созданные колонизаторами периодические издания дифференцировались в зависимости от характеристик издателя, аудиторной предназначенности и закрепленной за ними роли в воздействии на колониальное общество. Колониальная пресса была представлена тремя основными группами изданий:

– издания для колонизаторов;

– светские издания для коренного населения;

– религиозная (миссионерская) пресса для коренного населения.

Издания для колонизаторов.Подавляющее большинство первых периодических изданий, появившихся в колониальных странах и полуколониях, представляли собой привнесенный извне элемент. Созданные и направляемые европейцами, действовавшие в русле колониальной политики метрополии, они имели своим главным предназначением информационное обслуживание колонизаторов. Подавляющее большинство читателей этих изданий, публиковавшихся на языках метрополии, составляла верхушка колониального чиновничества и коммерческих кругов, несколько позже – образованные представители местной элиты, допускаемые в средний и низший эшелоны аппарата управления колониями. Основное предназначение прессы для колонизаторов заключалось в информировании европейцев и их местных пособников о событиях в метрополии, о действиях колониальной администрации. Подобные издания помогали выходцам из метрополий поддерживать контакты с родной для них культурой, преодолевать ностальгические настроения. Публикации в прессе для колонизаторов были выдержаны в духе европоцентризма, на их страницах пропагандировались идеи расового превосходства европейцев.

Первые газеты, появившиеся в XVIII в. в испанских колониальных владениях в Новом Свете, в полной мере отвечали этим признакам. Основанная в 1722 г. в Мехико ежемесячная «La Gaceta de México y Noticias de Nueva Espana», гватемальская «La Gaceta de Goatemala» (1729–1731), издававшаяся в Перу с 1743 г. «La Gaceta de Lima» и другие газеты этого периода представляли собой смесь опубликованных указов, распоряжений колониальных правителей и перепечаток из мадридских изданий, благодаря которым испанцы узнавали (с большим опозданием) вести с родины. Доля новостей о жизни испанских колоний была минимальной. Неграмотное коренное население – индейцы, в большинстве своем не знающие язык своих угнетателей, были лишены возможности использовать эти газеты как источники информации.

К группе изданий для колонизаторов относится и франкоязычная газета «Le Courrier d'Egypte» («Курьер Египта»), которую некоторые арабские историки журналистики ошибочно именуют первой египетской газетой. В действительности же это издание, которое выходило с 1798 г., предназначалась исключительно для французов – главным образом солдат и офицеров наполеоновской армии. «Le Courner d'Egypte» выпускалась по распоряжению Наполеона в походной типографии французской колониальной экспедиции, имевшей целью покорить Египет при помощи военной силы. Она не оказала сколько-нибудь заметного влияния ни на население Египта, ни на развитие собственно египетской прессы, возникшей в XIX в.

Историко-культурное значение изданий, созданных европейцами в колониях, заключалось главным образом в том, что благодаря им коренное население получило первичное представление об институте журналистики, о предназначении и потенциале периодической печати.

Светские издания для коренного населения.Миссионерские школы и светские европеизированные образовательные учреждения в колониях способствовали насаждению среди «туземцев» настроений лояльности к метрополии, преклонения перед ее политическими, общественными, культурными, религиозными институтами и ценностями. По мере расширения круга грамотных людей из числа представителей коренного населения формировалась потенциальная аудитория «туземной» прессы. Миссионерская деятельность и европеизированное образование дополнялись в колониальном обществе выпуском периодических изданий, адресованных местным жителям и призванных воспитывать их в духе покорности иностранному господству.

Именно с этой целью в Алжире в колониальный период издавались газеты «Al Mubashir» («Радостная весть») и «Al-Akhbar» («Новости»). Их арабоязычные издания, распространявшиеся среди коренных жителей, прославляли цивилизаторскую миссию Франции, в приукрашенном свете характеризовали результаты деятельности колонизаторов на территории страны.

Миссионерские издания.Однако коренному населению были адресованы и издания религиозного содержания, созданные и поддерживаемые европейскими миссионерами. Выпуск периодических изданий на местных языках являлся одной из форм миссионерской деятельности в среде коренного населения с целью духовной переориентации жителей колоний на ценности европейской христианской цивилизации, распространения представлений о «богоданности» иноземного господства. Среди миссионеров было немало честных, самоотверженных людей, которые добросовестно стремились помочь коренным жителям, обучая их детей, обустраивая школы, больницы, разрабатывая письменность для тех народов, которых ее не имели (например, французские миссионеры разработали современную вьетнамскую письменность).

Несмотря на это, деятельность религиозных миссий и выпускаемых ими периодических изданий объективно совпадала с основными целями колониальной экспансии европейских метрополий. Иногда миссионеры направлялись с ту или иную страну впереди солдат колониальной армии, призванных ее оккупировать. Так, Германия при поддержке миссионеров и их религиозных газет на языках местных народностей подготовила в конце XIX в. почву для последующего установления своего господства над частью африканских территорий в Восточной Африке (это господство сохранялось вплоть до поражения метрополии в первой мировой войне).

Колониальный характер миссионерских изданий косвенно подтверждается и тем фактом, что они обычно издавались с одобрения и при поддержке администрации колоний. Так, в британской Индии в первой половине XIX в. английские издатели У. Корей и Дж. Кларк выпускали на бенгальском языке газету «Samashar Durpan» («Новости»), которая вела миссионерскую пропаганду среди европеизированных местных чиновников и образованных индийцев, пользуясь при этом негласной официальной поддержкой.

К выпуску миссионерских изданий на языках коренных народностей нередко привлекались образованные представители местного населения – как правило, священники, обученные миссионерами. Для них религиозная пресса становилась школой журналистики, пройдя которую, они начинали самостоятельную издательскую и публицистическую деятельность. Так, южноафриканские священники Рубусана и Дубе стали руководителями оппозиционного колонизаторам Африканского национального конгресса, выступали в прессе с требованием коренных реформ системы британского правления на Юге Африки.

Первые патриотические издания.Появлению в колониях печати, отчетливо выразившей требования национального самоопределения и самоуправления, провозгласившей антиколониальные лозунги, предшествовала деятельность первых изданий патриотического направления, отражавших интересы коренного населения в самом общем, «неразвернутом» виде. Критические выступления патриотических изданий против системы угнетения, насаждаемой метрополией, еще не сопровождались призывами добиться освобождения от колониальной зависимости. Тем не менее эти органы прессы стали действительными предшественниками современной национальной журналистики бывших колоний и полуколоний.

Деятельность патриотической прессы, способствовавшая духовной подготовке местного общества к приятию идеи самоопределения и к будущему независимому развитию, имела большое значение в условиях незрелости национального самосознания коренного населения. В патриотических изданиях публиковались работы о доколониальной истории, о героях и мыслителях прошлого, о тысячелетних цивилизациях, существовавших до прихода европейцев. Эти публикации были призваны утвердить в сознании аудитории мысль о возможности и желательности самостоятельного развития. Контакты с европейской цивилизацией вызвали появление публикаций, отразивших отношение интеллигенции колоний к культурному наследию Европы, к достижениям современных наук и философской мысли.

Патриотической печати и публицистике были свойственны отчетливо выраженные просветительские тенденции. Это ярко проявилось в деятельности первых изданий патриотов в британской Индии. Бенгальский просветитель Рам Мохан Рой создал в 1821 г. в Калькутте газету «Sambad Kaumudi» («Светоч разума»), выходившую на персидском языке, который служил в тот период языком-посредником в общении между народами Индии. Это издание, как и выпускавшаяся впоследствии газета Роя «Mirut ul Akhbar» («Зеркало новостей») – также на персидском языке, – использовалась издателем не только для борьбы против миссионерской пропаганды, против сохранившихся в Индии религиозных предрассудков и изуверских средневековых обычаев, но и для ознакомления читателей с европейским опытом, для популяризации идей социального реформирования и синтеза высших достижений европейской культуры с моральными и культурными ценностями индийцев.

Рой использовал печать как средство распространения патриотических идей. Его газеты осуждали кастовое деление, присущее индийскому обществу, и призывали преодолеть это разъединяющее людей архаичное явление, мешающее патриотическому сплочению всех индийцев. Вместе с тем Рой признавал право английских монархов на управление Индией. Такая позиция довольно характерна для первых патриотических изданий. Осуждение системы угнетения, насаждаемой «своей» метрополией, могло сочетаться в них с выражением надежд на милость иноземных правителей или тщетных упований на помощь других колониальных держав в борьбе против угнетателей.

Несмотря на умеренность патриотических изданий, колониальные власти рассматривали их деятельность как нежелательную и враждебную интересам метрополии. Газеты, стоявшие на стороне коренного населения, нередко подвергались разного рода репрессиям. Выход в свет в Камбодже первой патриотической газеты на кхмерском языке «Нагараватта» («Страна пагод») способствовал пробуждению национального самосознания камбоджийцев. Однако ее деятельность вызвала раздражение французской колониальной администрации. Газета была закрыта, а ее создатели подверглись тюремному заключению. Эту судьбу разделили и десятки других патриотических изданий и журналистов в различных колониальных странах.

Патриотические, просветительские издания появились и в полуколониальном Китае на этапе становления китайской периодической печати. В XIX в. Китай, оказавшийся в состоянии острого кризиса вследствие изоляционистской политики императорской династии Цин, стал объектом экспансии нескольких европейских колониальных держав и США. Из-за изоляционизма, насаждавшегося феодальными властями, периодическая печать в Китае получила распространение лишь в последней трети XIX в., когда многие страны мира уже имели свою периодику.

В конце XIX в. в китайской печати формируется группа реформаторских изданий, выступавших за возрождение и модернизацию Китая. На их страницах публиковались материалы о жизни и общественном устройстве стран Европы и США, переводы выдающихся произведений западной науки и литературы, оказавшие большое влияние на состояние тогдашней интеллектуальной жизни Китая. Большинство реформаторских изданий много внимания уделяло событиям за рубежом, главным образом в европейских странах и США. Все это способствовало преодолению пагубных последствий государственного и духовного изоляционизма.

Появившиеся в этот период патриотические газеты провозглашали необходимость просвещения китайцев, убеждая читателей, что распространение научных знаний будет способствовать укреплению самостоятельности страны, осуществлению ее модернизации путем радикальных реформ на основе овладения достижениями европейской науки и техники. С 12 января 1896 г. в Шанхае выходила реформаторская газета «Цянсуэбао» («Газета усиления государства»). Ее издатель Кан Ювэй в редакционной статье, открывающей первый номер, провозгласил просветительскую направленность деятельности этого издания: «Лучше поделиться знаниями с группой людей, чем пользоваться ими одному, но еще лучше делиться знаниями с миллионными массами, чем пользоваться ими в пределах своей группы».

Большую роль в углублении реформаторского движения сыграл патриотический еженедельник «Шиубао» («Дух времени») – неофициальный орган шанхайской Ассоциации укрепления государства, выходивший под этим названием с августа 1896 г. «Шиубао» издавался под руководством Лян Цичао. Этот публицист – просветитель убеждал китайцев осознать необходимость реформ и совершить их собственными силами – иначе перемены будут произведены иностранцами насильственно, в результате окончательного превращения Китая в колонию. Лян Цичао призвал к созданию в стране широкой сети «научных обществ» – просветительских организаций, которые были бы способны справиться с задачами распространения научных и технических знаний, пробуждали бы интерес молодежи к образованию. Просвещение народа публицист считал обязательным условием приобретения массами политических прав. Пока же в стране царит невежество, введение демократии и парламентаризма по западному образцу, по мнению Лян Цичао, будет означать только торжество анархии. Публицист писал: «В нашем непросвещенном народе мало кто понимает истинный смысл свободы. Если вспыхнет революция, она не только не принесет успеха, как в США, но причинит разрушения больше, чем во Франции и Испании». «Шиубао» превратился к апрелю 1898 г. в одно из крупнейших китайских изданий: он выходил тиражом свыше 10 тыс. экз. и имел общекитайское распространение.

В 1898 г. императрица Цыси совершила дворцовый переворот, за которым последовали гонения на сторонников реформ и их печать. Указом императрицы от 8 октября 1898 г. в Китае была запрещена периодическая печать современного образца. В результате репрессий многие реформаторы были казнены, а издание на территории Китая реформаторских изданий прервалось. Части публицистов-реформаторов, в том числе Лян Цичао и Кан Ювэю, удалось бежать в Японию. В дальнейшем произошла радикализация оппозиционной китайской журналистики, приведшая к появлению в эмиграции антиколониальных национальных изданий, которые активно пропагандировали требования независимости, республиканские и демократические идеи (одним из ведущих изданий такого рода стала «Минь Бао» («Народная газета»), созданная в 1905 г. в Токио Сунь Ятсеном – будущим первым президентом независимой китайской республики).

Национальная пресса в колониях и полуколониях.По мере развития самосознания коренного населения на смену умеренным оппозиционным реформаторско-просветительским изданиям приходили обращенные к коренному населению органы прессы, открыто провозглашавшие и отстаивавшие лозунги национальной независимости, отражающие политические и идейные позиции антиколониальных сил.

Становление национальной прессы в колониях и полуколониях в разных географических регионах отличалось своеобразием, определяемым многовариантностью и асинхронностью исторического развития этих стран, различиями в темпах вызревания и в состоянии субъективного фактора антиколониального движения в каждой отдельно взятой стране.

В Латинской Америке первые национальные издания появились еще в период антиколониальных войн первой четверти XIX в., которые закончились освобождением большинства бывших испанских и португальских колоний, вышедших из-под контроля ослабевших метрополий. Одним из ярчайших примеров национальной прессы этого периода явилась газета «El Despertador Americano» («Пробудитель Америки»), созданная в 1810 г. мексиканским священником, инициатором вооруженной антиколониальной борьбы Мигелем Идальго. Она сыграла важную роль в распространении идей освобождения и немало способствовала преодолению настроений апатии и покорности, господствовавших в Мексике в колониальный

период. Выдающийся политик, полководец и публицист периода антиколониальных войн Симон Боливар, именуемый в Латинской Америке Освободителем, использовал газету «El Correo de Orinoco» («Почта Ориноко», 1818–1821 гг.) для пропаганды целей и действий сторонников независимости в период войн за ликвидацию испанского господства в Южной Америке.

Издания, отчетливо выразившие стремление коренного населения к освобождению от господства европейских метрополий и к самоуправлению, в конце XIX – начале XX вв. появились в колониях и зависимых странах Азии и Африки, в арабских странах. В 1881 г. радикальный деятель индийского антиколониального движения Тилак приступил кизданию двух газет – «Kesari» («Лев») на маратхском языке и «Mahratta» – на английском языке, которые сразу же приобрели большую популярность. Оба издания, первоначально выступавшие за развитие образования коренного населения, требовавшие реформ и политических свобод для индийцев, в дальнейшем перешли на позиции непримиримой борьбы против британского колониализма, за национальное освобождение, в результате чего Тилак неоднократно подвергался тюремному заключению. Впоследствии борьбу, начатую изданиями Тилака, продолжили газеты Индийского национального конгресса – организации, возглавившей антиколониальную борьбу. Существенный след в истории индийской национальной прессы оставила газета Махатмы Ганди «Young India» («Молодая Индия»), статьи из которой в период борьбы за независимость перепечатывались десятками газет и сыграли важную роль в организационном сплочении участников антиколониального движения.

В конце XIX – начале XX вв. национальная пресса формируется на Юге и Западе Африки, в других регионах Черного континента. Газеты на мальгашском языке «Ни Ирака» («Послание») и «Ни Мазава» («Свет»), созданные в 1890-е гг. на Мадагаскаре, осудили намерения метрополии заселить остров переселенцами из Франции, выступили против массового изъятия земель у коренного населения с целью их последующей передачи французским компаниям и колонистам. Публиковались статьи с протестами в адрес колониальных властей. В них провозглашались требования политических и экономических свобод, антиколониальные лозунги. Первые национальные малагасийские издания способствовали радикализации антиколониальной борьбы.

 








Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 793;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.