МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Метаболическую основу ожирения у человека ищут уже очень давно, но пока ее удается обнаруживать только в крайне редких случаях. Первичные метаболические нарушения могли бы обусловли- вать повышенное запасание калорий в жировой ткани и вызывать ожирение несколькими путями: 1) преимущественным шунтированием энергии, содержащейся в питательных веществах, на процессы образования липидов и, следовательно, увеличения синтеза и отложения триглицеридов; 2) повышением эффективности извлечения энергии из питательных веществ и отложением избытка калорий в виде триглицеридов в жировой ткани; 3) повышением эффективности как физиологической, так и физической работы, что может снижать потребность в калориях и высвобождать дополнительные количества энергии для превращения в откладываемые в жировой ткани триглицериды; 4) угнетением мобилизации энергии триглицеридов из жировой ткани. Некоторые из этих нарушений действительно наблюдались при ожирении у лабораторных животных. Например, у крыс линии Zucker и новозеландских мышей NZO с ожирением обнаружено первичное нарушение метаболизма, обусловливающее преимущественное шунтирование поступающих в организм калорий на образование триглицеридов в жировой ткани [27, 42]; это нарушение наряду с гиперфагией может играть роль в развитии ожирения у них. У мышей линии ob/ob отсутствует зависимая от тиреоидных гормонов Na+,К+-АТФаза в адипоцитах и других клетках, что приводит к повышению эффективности утилизации энергии АТФ и снижению потребности этих клеток в АТФ [57]. Хотя возможны и многие другие метаболические нарушения, которые могли бы изменять потребность тканей в АТФ и эффективность извлечения и/или утилизации энергии [52, 58], у экспериментальных животных с ожирением они не найдены.
Конечно, у лиц, страдающими и не страдающими ожирением, существуют различия метаболизма, но этиологическая роль соответствующих нарушений остается невыясненной. В большинстве случаев эти различия отражают, по-видимому, метаболическую адаптацию к ожирению, а не являются причинами, лежащими в основе его развития. Основной обмен у лиц с ожирением и без него не обнаруживает значительных различий [59]. Отсутствуют также данные о существовании каких-либо существенных различий между этими лицами и в отношении эффективности основного обмена на биохимическом уровне, будь то эффективность, с которой поступающая в организм энергия улавливается в форме АТФ, эффективность, с которой совершаются эндэргонические реакции, такие, как биосинтезы, транспортные процессы и мышечное сокращение, или эффективность регуляции этих процессов гормональными факторами, такими, как тиреоидные гормоны. Вероятно, наиболее убедительные данные о том, что люди могут различаться друг от друга эффективностью утилизации энергии пищевых веществ в достаточной степени, чтобы это повлияло на увеличение массы тела и содержание жира в организме, были получены в Вермонте при обследовании лиц, не страдающих ожирением. Для того чтобы вызвать у них ожирение, они в течение нескольких месяцев получали диету с избыточным содержанием калорий [50]. Один из наиболее интересных результатов этого исследования заключался в том, что не у всех из них увеличилась масса тела настолько, насколько это-предполагали; у одних масса тела увеличивалась легче, чем у других. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе вермонтского исследования, заключалось в том, что у лиц, ставших тучными вследствие переедания, энергетические потребности для поддержания массы тела и содержания жира в организме были значительно большими, чем у лиц со спонтанным ожирением (1800 и 1200 ккал/м2 соответственно). Эти результаты трактовались в пользу того, что лица со спонтанным ожирением эффективнее утилизируют энергию пищевых веществ, чем лица с экспериментальным ожирением. Однако нет уверенности в том, что физическая активность обследуемых обеих групп всегда была одинаковой, и поэтому нельзя с определенностью оценить роль эффективности метаболизма в происхождении указанных различий. Больше того, неясно,, можно ли сравнивать ожирение, индуцированное в течение нескольких месяцев, с тем, которое развивается и существует в течение нескольких лет; метаболическая адаптация к «острому» перееданию может в достаточной мере отличаться от таковой к хроническому и избыточному содержанию жира в организме, что снижает значимость этих сравнений. Хотя существование некоторых различий между людьми в отношении эффективности метаболизма, по-видимому, не вызывает сомнений, остается показать, что эти различия могут быть первичными детерминантами ожирения у человека.
Некоторые случаи ожирения у человека теоретически могли бы определяться дефектом липолитической функции жировых клеток (мобилизация отложенной в виде триглицеридов энергии). Действительно, описан случай, когда трое членов семьи, страдающих ожирением, являлись, по-видимому, носителями дефекта липолиза,, о чем судили по снижению мобилизации глицерина из их жировой ткани in vitro [60]. Наблюдалось отсутствие активации триглицеридлипазы в жировых клетках под действием цАМФ, и дефект локализовался, по-видимому, на уровне зависимого от протеинкиназы фосфорилирования и активации неактивной триглицеридлипазы. Хотя у этих лиц именно данный дефект, вероятно, обусловливал ожирение, у большинства обследованных тучных людей в жировой ткани не найдено ни аналогичного нарушения, ни какого-либо другого нарушения липолиза. Наоборот, в адипоцитах лиц с ожирением обычно наблюдается повышенная липолитическая активность по сравнению с клетками, полученными от лиц без ожирения, что опять-таки отражает, по-видимому, адаптацию к ожирению [61].
Недавно привлекла к себе внимание гипотеза, согласно которой у тучных лиц по сравнению с лицами, не страдающими ожирением, снижена температурная реакция на прием пищи, т. е. уменьшено превращение химической энергии в тепло, что означает повышение эффективности метаболизма и большую консервацию энергии [52]. Процесс поглощения и переваривания пищи требует энергетических затрат, причем на его долю приходится до 10% от общего количества потребленных калорий. Работа увеличивает энергозатраты еще в большей степени. Эта энергия превращается в тепло, которое теряется организмом, и поэтому недоступна для использования в процессе физиологической или физической деятельности [52, б2]. Остается, однако, выяснить, действительно ли между людьми с ожирением и без него существуют различия в индуцируемом пищей термогенезе (называемом также специфически динамическим действием пищи); пока такие данные отсутствуют.
Возможность того, что тучные люди эффективнее осуществляют физическую работу, направленную во внешнюю среду, т. е. физическую активность, не подтверждается имеющимися данными, которые свидетельствуют как раз об обратном; энергетическая стоимость физической активности повышается по мере увеличения массы тела, и для данной активности у лиц с ожирением выше, чем без ожирения [14, 62].
В настоящее время отсутствуют данные, которые указывали бы аа какой-то первичный метаболический дефект, обусловливающий повышение эффективности утилизации или отложения калорий у тучных. Тем не менее, учитывая недостаточное понимание сложных процессов, регулирующих энергетический баланс и массу тела у человека, существование многих форм ожирения, а также тот .факт, что на некоторых экспериментальных моделях показана роль метаболических нарушений в развитии ожирения, эта область остается весьма важной для исследовательской работы.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1155;