ЭНДОКРИННЫЕ ФАКТОРЫ
Возможное объяснение некоторых видов ожирения заключается в определенных первичных эндокринных нарушениях, которые, влияя на пищевое поведение и/или энергозатраты, приводят к положительному энергетическому балансу и, следовательно, к избыточному откладыванию жира. Действительно, у многих тучных больных наблюдаются изменения ряда эндокринных функций; в большинстве случаев, однако, эти изменения являются следствием, а не причиной ожирения [49, 50].
У тучных лиц увеличивается скорость секреции кортизола и суточная экскреция с мочой 17-оксикортикостероидов; однако после снижения массы тела эти показатели нормализуются. Кроме того, у них сохраняется нормальная реакция на угнетение функции коры надпочечников дексаметазоном. Синдром Кушинга является причиной лишь редких случаев ожирения, причем в этих случаях ожирение достигает небольшой степени и полностью исчезает после ликвидации основной причины гиперкортицизма. Конечно, возможно сосуществование синдрома Кушинга и ожирения другой этиологии, когда после ликвидации гиперкортицизма ожирение сохраняется.
У большинства тучных лиц функция щитовидной железы остается неизмененной по крайней мере на столько, на сколько это позволяют оценить стандартные пробы [51]. Недавно проведенные исследования, в которых оценивали более чувствительные показатели функции щитовидной железы, показали, что переедание и недоедание у лиц, не страдающих ожирением, может все же вызывать незначительные изменения этих показателей [52]. Например, в процессе адаптации к ограничению потребления пищи у грызунов, а также у человека снижается уровень трийодтиронина [Т3] в сыворотке и усиливается превращение тироксина [Т4] в неактивный реверсивный Т3 (рТ3). Напротив, при переедании уровень Т3 в сыворотке повышается, а рТ3 снижается. Остается выяснить, существуют ли различия между содержанием тиреоидных гормонов у лиц, не страдающих ожирением, и страдающих определенными видами ожирения, первичны они или являются следствием ожирения и влияют ли они на энергетический баланс. В любом случае следовало бы ожидать, что изменения в метаболизме Т3, сопровождающие переедание, увеличивают, а не уменьшают расходование калорий.
В тех редких случаях, когда причиной ожирения является гипотиреоз, ожирение выражено обычно незначительно, и ликвидация гормональной дисфункции сопровождается восстановлением нормальной массы тела. Как и при синдроме Кушинга, гипотиреоз может сосуществовать с ожирением другой этиологии, и в этих случаях ожирение сохраняется после ликвидации гипотиреоза.
У лиц с ожирением заметно снижается секреция гормона роста в ответ на введение глюкозы и аргинина, но уменьшение массы тела сопровождается восстановлением нормальной реакции и концентрации в плазме этого гормона, что свидетельствует о том, что это гормональное нарушение является следствием, а не причиной ожирения [53]. Роль и характер изменения секреции при ожирение таких потенциально важных гормонов, как половые стероиды а гормоны желудочно-кишечного происхождения, изучены недостаточно; такие кишечные факторы, как холецистокинин, снижают потребление пищи у животных некоторых видов [54].
Все большее внимание уделяется возможной этиологической. роли гиперинсулинемии при ожирении. В настоящее время надежно установлено, что гиперинсулинемия встречается почти у всех экспериментальных животных с ожирением [27]; повышение концентрации инсулина в плазме обычно, но не всегда наблюдается та. при ожирении у человека [55, 56 а]. Больше того, гиперинсулинемия, по-видимому, предшествует развитию ожирения у грызунов независимо от того, обусловлено оно генетическими факторами или повреждениями гипоталамуса [27]. Повышение концентрации инсулина в сыворотке наблюдалось и у человека в течение первых нескольких дней после повреждения гипоталамуса [42]; для других видов ожирения у человека такая временная последовательность пока не доказана. Считается, что гиперинсулинемия может обусловить гиперфагию и, следовательно, ожирение. В настоящее время основные механизмы, определяющие гиперсекрецию инсулина у животных и человека с ожирением, расшифрованы недостаточно. Ведутся исследования, направленные на выяснение факторов, «запускающих» гиперсекрецию инсулина, а также их локализации (внутри или вне поджелудочной железы).
Недавние опыты позволили также поставить вопрос о возможной роли природного опиата b-эндорфина в патогенезе некоторые форм ожирения. У мышей (ob/ob) и крыс (линия Zucker) с генетическим ожирением была обнаружена повышенная концентрация b-эндорфина в гипофизе и плазме крови. Кроме того, антагонист опиатов налоксон препятствует перееданию у таких животных (56Ь). У мышей линии ob/ob наблюдали также снижение содержания холецистокинина в мозге (56с). Являются ли b-эндорфин и/или холецистокинин нормальными физиологическими регуляторами аппетита и являются ли изменения в концентрации этих пептидов у животных с генетическими формами ожирения причиной или следствием его — остается неизвестным.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 896;