Вам поможет правильное дыхание
Дыхание – самая естественная и необходимая вещь. Новорожденный ребенок, чтобы жить, должен немедленно начать дышать. Спортсмен должен синхронизировать дыхание с мышечными усилиями. Оперные певцы и флейтисты должны уметь приводить в движение большие объемы воздуха. При нормальном разговоре вам вполне достаточно поверхностного дыхания, которое заполняет только верхушки легких. Но если вы стоите на трибуне, то вам нужно хорошо наполнять легкие воздухом и контролировать свое дыхание.
Когда вы дышите правильно, то сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс.
Помните, что дыхание поставляет кислород в кровь, которая питает мозг и тело.
Помните, что тело человека не накапливает кислород; оно должно получать его постоянно. Для того чтобы хорошо наполнить легкие, высоко поднимайте грудь.
Наполняйте легкие снизу вверх – вдыхайте так, чтобы живот надувался. Затем наполните грудную клетку под ребрами, потом – до подмышек. Продолжайте вдыхать воздух, пока не почувствуете, что наполнились им до самых ключиц. Заполните все резонансные объемы, включая гортань и нос. У вас должно быть ощущение, что вы наполнились воздухом от брюшной мышцы до горла.
Представьте свою грудную клетку в виде баллона, бочки или волынки, надутых до предела. Легкие, наполненные воздухом, готовы к эффективному использованию. Вы держите все под контролем. Вы спокойны и чувствуете себя хорошо – кислород в вашей крови дает вам это ощущение. Он снимает напряжение тела и в то же время поддерживает вас в состоянии готовности.
Все это в своей основе восходит к практикам йоги, применяемым для релаксации. Дыхание по методу Ламэйза, которое преподают будущим матерям, использует примерно те же принципы для расслабления мускулов и уменьшения боли. Часто говорят, что певцы живут дольше, потому что их легкие и сердце постоянно упражняются. Уверенность спортсменов, в частности, основывается на хорошей практике дыхания, большом объеме легких и сильной сердечной мышце.
Прежде чем произнести первое слово, сделайте глубокий вдох. Если вы чувствуете, что дыхания не хватает, сделайте паузу в конце предложения для следующего вдоха.
Одежда у горла и в талии должна быть удобной и свободной. Тогда вы сможете легко и без ограничений дышать.
Как уже было сказано ранее, кислород должен поступать постоянно. Он необходим для поддержания физической формы на всем протяжении вашего выступления и для постоянного питания вашего мозга.
Голосовой аппарат, как известно, расположен в верхней части тела. Думаю, вам может показаться интересным управлять им по‑новому. Вот некоторые упражнения для укрепления диафрагмы.
Проснувшись утром, лягте на спину ровно, без подушки. Вытяните тело во всю длину насколько это возможно. Живот должен втянуться насколько возможно, грудная клетка – приподняться. Ладонь одной руки положите на диафрагму, под ребрами, ладонь другой руки – на грудину. Обратите внимание на то, как при глубоком вдохе мускулатура контролирует передвижение воздуха. Сделайте глубокий вдох, наполняющий легкие снизу доверху. Наполните грудную клетку. Скажите глубокое «ааааааааа» и почувствуйте резонанс в груди. Скажите «ха‑ха‑ха», чтобы выдохнуть весь воздух. Почувствуйте силу мышц при новом вдохе.
При современных чувствительных микрофонах небольшие паузы для вдоха бывают слышны. Ораторы часто не подозревают об этом, пока не услышат запись. Постоянные вдохи между предложениями отвлекают слушателей. Слышимое дыхание – поверхностное, которое затрагивает только верхушки легких и рот. Если вы дышите нижними отделами легких и горлом, то дыхание не заметно. Значит, для того, чтобы дыхание было неслышным, углубите свое дыхание, переместите его вниз, в живот. Поработайте с магнитофоном, и вы получите хороший результат.
Вы не можете хорошо артикулировать, если у вас сжаты зубы. Для того, чтобы четко произносить звуки, необходим зазор между верхними и нижними зубами. Артикуляция требует пространства. Если зубы слишком сжаты, то раскрыть гортань для резонанса практически невозможно. Постоянная привычка держать зубы сжатыми приводит к нечеткой артикуляции.
Если вы посмотрите на хористов во время пения, то заметите, что можно «увидеть», а не только услышать слова, которые они произносят.
Есть несколько способов создать пространство между зубами. Попробуйте сделать так, чтобы ваша челюсть «отвисла», и вы заметите, насколько проще и естественнее выговариваются слова. Некоторые упражняются с винной пробкой между зубами. Не стоит беспокоиться из‑за того, как выглядит ваш раскрытый рот – зазор должен быть небольшим, только чтобы вас можно было понять.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1262;