А.Я. БРОДЕЦКИЙ
ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ
АЗБУКА МОЛЧАНИЯ
Рекомендовано Международной педагогической академией качестве учебного пособия для творческих учебных заведений, факультетов педагогики и психологии
Аннотация
В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуальных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных частиц-знаков, которые он сводит в единую систему-алфавит; раскрывается поэтапное формирование этой системы как по мере развития ребенка, так и в русле культурно-исторического процесса.
Пособие предназначено для студентов творческих и педагогических учебных заведений; будет интересно широкому кругу читателей: деятелям различных видов искусства, психологам и педагогам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Вступление
О невербальном языке
Что такое топонома и топономика
Первая часть. ТОПОНОМИКА В ЖИЗНИ
Глава 1. Психологическая вертикаль
Первое знакомство с психологическим пространством
Вертикальное мироощущение
Начало формирования внутреннего пространства
Некоторые итоги
Вертикаль в речи
Постоянная составляющая вертикали
Вертикальная «пристройка
Глава 2. Психологическая сагитталь
Сагитталь — координата независимости
Закон эмоционального притяжения
Достижение
Сагиттальный обзор
Сагитталь в речи
Некоторые итоги
Вертикально-сагиттальная плоскость
Глава 3. Психологическая горизонталь
Горизонтальная асимметрия
Горизонталь — координата выбора и сравнительного анализа
Правое и левое как активное и пассивное
Координационные конфликты
Постоянная составляющая горизонтали
Горизонталь в речи
Некоторые итоги
Глава 4. Эгональ
Эгональ как пространственный подтекст
О внимании
О взгляде
Глава 5. Трехмерное психологическое пространство
Сопряжение внутреннего пространства с внешним
Точка зрения
Вторая часть. ТОПОНОМИКА В ИСКУССТВЕ
Глава 6. Модальность психологического пространства
Периметр
Масштаб
Ракурс
Глава 7. Топономика как художественный прием
Н.Тарабукин о смысловом значении диагоналей
Топонома как знак ролевой функции
Глава 8. Структура художественного пространства
О миза.. сценическом действии
Мизансценическая сетка
Мизансценическое действие — основа коллективной импровизации
О цвете
Глава 9. Практическая топономика
Заключение
Литература
Приложение
предисловие
Работа А.Я. Бродецкого имеет двойное предназначение (эта двойственность в самом ее названии) и может быть отнесена к пока еще неширокому кругу учебных пособий в области пограничных видов деятельности. Говоря о науке, изучающей язык тeлa, ДЖ.ФЭСТ1 пишет: «Специалистов в этой области так мало, что их можно пересчитать по пальцам». Это действительно так, и одно это уже должно пробудить интерес читателей к лежащей перед ними книге.
«Азбука молчания» — это своего рода мост из азбуки визуального искусства в прикладную пcихoлoгию, особенно применительно к творческой деятельности. Нельзя не согласиться с B.Лeви, который справедливо считает, что топонимику Бродецкого будут изучать как изучают например, З.Фрейда и Л.Выготского».
«Азбука молчания» отражая современную тенденцию сближения гуманитарных наук и искусства, способна принести несомненную пользу как художникам, актерам, режиссерам, иcкyccтвoвeдaм, так и педагогам, практикующим психологам. Скорее литературный, чем научный стиль изложения делает этот книгу доступной для самого широкого круга читателей.
В данном учебном пособии выявлена единая знаковая система большинства визуальных и речевых коммуникативных процессов, изучению которых посвящают себя физиология и психология, социо-логия и лингвистика, информатика и искусствоведение. Этот труд является убедительным примером методики того, как opгaничнo, например, лингвист может выйти на знание психологических аспектов общения, а психолог — на знакомство с профессией театрального режиссера. Художник найдет здесь проявленные в законах пространственной композиции возрастные особенности развития человека и т.д. При этом важно отметить, что подобные выходы на пограничные области гуманитарных знаний, благодаря методу, предложенному АЯ. Бродецким, происходят самым естественным путем.
В части изучения знаковых систем внеречевого общения А.Я. Бродецкий — преемник С.М.Волконского, МАЧехова, С.М.Эйзенштейна. Все, кто занимается «искусством для глаз» найдут в ней алфавит пластической выразительности, зрительно-образного решения спектакля, кинофильма, композиционных построений в изобразительном искусстве. В основе работы А.Я.Бродецкого лежат исследования различных ученых. В рецензии на его книгу кандидат педагогических наук, доцент МГПУ М.КБурлакова пишет: «Автор очень удачно использует определение движения, данное И.М.Сеченовым, а именно, что все разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению, включая мышечное движение мускулатуры лица, описание которых дал Ч.Дарвин. Так, можно сказать, что теория А.Я.Бродецкого, вместе с тем, является прямым продолжением идей И.М.Сеченова и Ч.Дарвина».
Работа А.Я.Бродецкого вызывает несомненный интерес целым рядом гипотез, большинство из которых достаточно убедительно подтверждаются автором. Среди выдвинутых им предположений особое внимание привлекают:
— теория последовательности формирования психологических координат по мере развития ребенка как стереотипного синтактического ассоциативного комплекса;
— теория закрепления данного комплекса в истории цивилизации как стереотипная семантика координат психологического пространства;
— теория сочетания объективности таких координат с субъективной прагматикой выбора визуального местоположения в них себя и объекта.
Анализ, проведенный автором, показывает, что действительно, при названных им условиях можно выделить «элементарную частицу» психологического пространства, пока еще не получившую своего терминологического оформления. А.Я.Бродецкий присвоил ей имя «топонома», которое может закрепиться в научной литературе.
Теория А.Я.Бродецкого во многом — это теория практики. Так, например, она дает возможность использовать ее в процессе обучения для целей художественно-творческого поведения актера в пространственных точках и как пластического эквивалента его духовности. Здесь уместно вспомнить мысль известного психолога М.К.Мамардашвили о том, что прерванное движение может породить нездоровье и что «точка упорядочивает движение в пространственном богатстве души человека, приобретающей в точке истинность душевного состояния». В этом смысле точка оздоровительна, а в то же время всякое прерванное движение, нарушение пластического прикрепления к точке болезненно.
Несомненно, положения работы АЯ.Бродецкого могут лечь в основу разработки новых психологических тестов. Она может стать и основой нетрадиционного тренинга для тех, кто готовится не только диагностировать, но и приобрести действенное средство оздоровления психики, его духовной наполненности, создающей целостностное (геш-тальт) пластически непрерывное движение. Надо думать, что таким пространственно-координационным тренингом нужно учить не только актера, ибо указанный психопрофилактический смысл всей методологии А.Я.Бродецкого направлен на здоровую креативность, валеологи-ческую созидательность психических процессов и состояния человека.
Овладение теорией А.Я.Бродецкого может принести очевидную пользу педагогам различных уровней (от детского сада до преподавателей вузов). При этом возможно эффективнее осуществлять развивающую практику дошкольников, точнее выстраивать визуальную партитуру поведения преподавателя и учеников (студентов) и их общение. Раздел «Топономика в искусстве» может быть весьма полезен педагогам дополнительного школьного образования в таких дисциплинах, как изобразительное искусство, драматический театр, танцевальное искусство и пантомима.
В разделе «Эгональ», отмечая некоторое противоречие между внешним поведением человека и истинной векторностью его душевной устремленности, А.Я.Бродецкий проливает дополнительный свет на еще мало изученный процесс невербального мышления.
В книге приведен широкий спектр высказываний С.М.Волконского, М.А.Чехова, С.М.Эйзенштейна, Н.Тарабукина, позволяющий увидеть весь процесс становления отечественной школы изучения внеречевого общения.
Особо следует отметить данные А.Я.Бродецким определения таким понятиям, как «импровизация» и «экспромт», дефиниций которых до сих пор действительно не существует. Поэтому читателя наверняка заинтересует раздел книги, посвященный актуальной сегодня проблеме коллективной импровизации, а также, рассмотренная автором, ее основа — внеречевое общение.
Думается, что «Азбука молчания» А.Я.Бродецкого как самостоятельная дисциплина найдет свое продолжение в работах ее будущих сторонников.
Доктор медицинских наук, академик Международной педагогической академии, профессор РАТИ-ГИТИС А.Л.Гройсман
Посвящается моему брату Павлу
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1872;