Лекция 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Изучение происхождения государства и права, причин и ус-
ловий разложения родового строя, на смену которому пришло го-
сударство и право, позволяет глубже понять их природу, социаль-
ное назначение, функции, место и роль в жизни и политической
системе современного общества.
Среди теоретиков государства и права нет общности взгля-
дов в отношении процесса происхождения государства и права,
хотя и не оспариваются исторические факты, свидетельствующие
о том, что возникновению государства и права предшествовало
разложение догосударственных и, соответственно, доправовых
явлений, институтов и учреждений первобытного общества.
Вместе с тем, как доказано юридической наукой, необходим
дифференцированный подход к исследованию процесса возникно-
вения государства и права. Это обусловлено тем, что существуют
разные условия развития этого процесса, неодинаковые причины
возникновения таких явлений, как государство и право, значи-
тельно отличающиеся закономерности их становления и после-
дующего развития. В этом процессе, как нам кажется, наряду с
объективными факторами, такими как эволюция (естественная
форма развития государственно-правовой материи) важно учиты-
вать также субъективные факторы, ведь государства и поныне
продолжают возникать, иногда в новом своем качестве.
Одним словом, существование множества отличающихся
друг от друга теорий и концепций происхождения государства и
права объясняется сложностью и многосторонностью процесса
происхождения государства и права. Однако из многовекового
опыта существования и функционирования возникших в различ-
ных частях мира государств все же сформулированы основные
общие закономерности возникновения государства и права.
Есть основания утверждать, что основные закономерности
возникновения государства и права являются общими для любого
региона, для любой исторической эпохи. Это развитие и совер-
шенствование экономики, повышение производительности труда и
появление избыточного продукта. Но параллельно с этим идет
классообразование, которое принимает различные формы в зави-
симости от возникающего способа производства.
Вместе с тем однозначно, что государственный аппарат
сформировался из аппарата управления первобытного общества.
Власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из
которой образовывались либо обособленная социальная группа,
клан, то есть особая чиновнически-бюрократическая структура,
либо верхушка экономически господствующего класса, в некото-
рых случаях осуществлявшая эксплуатацию остального общества.
Но это, как уже отмечалось, применительно не ко всем случаям
возникновения государства и права.
Господствующая в обществе форма собственности на основ-
ные средства производства самым существенным образом влияет
на характер и содержание появляющихся государственно-
правовых систем. Бесспорно лишь то, что государство и право мо-
гут возникнуть только тогда, когда общество достигло определен-
ного уровня экономического развития, который позволяет содер-
жать государственный аппарат.
Из вышесказанного следует, что непосредственными причи-
нами появления государства и права в различных регионах были
следующие:
- необходимость совершенствования управления обществом,
связанная с его усложнением. А именно: с развитием производст-
ва, разделением труда, изменением условий распределения обще-
ственного продукта, обособлением социальных структур, их ук-
рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп-
ределенной территории, и т.п.;
- необходимость организации крупных общественных работ,
объединения в этих целях больших масс людей, особенно в тех
регионах, где основой производства было поливное земледелие,
которое требовало строительства каналов, водоподъемников, под-
держания их в рабочем состоянии;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатируе-
мых. Борьба между богатыми и бедными требовала создания спе-
циальных средств удержания власти, государственного аппарата,
армии, полиции. Параллельно с этим государством осуществляют-
ся общесоциальные, общечеловеческие интересы;
- необходимость укрепления обороноспособности страны,
ведение захватнических войн. По этой причине появление какого-
либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи
порабощались или, в свою очередь, организовывались как госу-
дарства.
В большинстве случаев указанные выше причины действо-
вали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных усло-
виях (исторических, социальных, географических, природных, де-
мографических и иных) главными, решающими могли становиться
те или другие из указанных причин.
Таким образом, современная материалистическая наука свя-
зывает процесс возникновения государства и права, главным обра-
зом, с развитием производства, с переходом присваивающей эко-
номики производящей, то есть с неолитической революцией. Не-
олитическая революция началась 10-12 тысяч лет тому назад и
растянулась на несколько тысячелетий.
В результате перехода к производящей экономике, эволюци-
онного развития общества, накопления общественного богатства и
роста численности населения произошла более глубокая диффе-
ренциация общества, связанная с разделением труда, отделением
земледелия от скотоводства, появлением такого класса, как ремес-
ленники, купцы, усложнились социальные связи между людьми.
Появились богатые и бедные, а с появлением частной собственно-
сти также стали образовываться моногамные парные семьи.
Такое усложнение социальной жизни объективно потребо-
вало реорганизации управления обществом. Появились специаль-
ные должностные лица, органы, которые осуществляли управлен-
ческие функции – руководство определенной сферой обществен-
ной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооруже-
ний и т.д.) осуществляли карательную и военную политику. По-
степенно сформировался государственный аппарат, и стало воз-
можным говорить об особой публичной власти, выделившейся из
общества и управляющей обществом, и тем самым, о государстве.
Таким образом, в ходе исторического развития на смену
первобытному обществу приходит новая организационная форма
общества – государственность. Государство – это политическая
структура особого рода, возникшая на определенном этапе обще-
ственного развития, представляющая собой центральный институт
власти в политической системе конкретного общества.
Если общим признаком догосударственных форм общест-
венного устройства (родового строя) была неопределенность тер-
риториальной организации, поскольку люди объединялись по
кровнородственному признаку, то в государстве население объе-
диняется по территориальному принципу в пределах определен-
ных границ. Позже появилось гражданство – политико-правовая
связь человека с определенным государством, еще один неотъем-
лемый признак государства.
Таким образом, основные признаки, отличающие государст-
во от первобытного общества, следующие:
а) государство отличает наличие четко определенных внеш-
них границ и внутреннего административно-территориального де-
ления и объединение населения по территориальному принципу;
б) при родовом строе власть осуществлялась самими общин-
никами, участвовавшими вместе со всеми в трудовой деятельности,
ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не
было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо
профессии. Для государства характерно, по выражению Ф. Энгель-
са, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпа-
дающей с населением страны. Иначе говоря, государство обладает
особым аппаратом управления и принуждения;
в) для содержания публичной власти необходимы средства,
которые государство собирает с граждан, предприятий в виде обя-
зательных налогов и податей. Такие сборы средств на нужды
управления не были известны родовому строю;
г) при родовом строе правилами поведения были «мононор-
мы», которые исполнялись в силу того, что они входили в саму
жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая их потребность
в единстве рода, племени. Они выступали одновременно и норма-
ми организации социальной жизни, нормами первобытной морали,
ритуалами, обычаями и религиозными верованиями.
Государство создает специальную систему общеобязатель-
ных правил поведения – право. Право, как особая система юриди-
ческих норм и связанных с ними правовых отношений, возникает в
силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхож-
дение государства, процесс этот имеет исторические параллели.
И все же возникновение права было обусловлено, прежде
всего, тем, что усложнившаяся экономическая и социальная жизнь
общества на определенном этапе его развития нуждается в упоря-
доченности и организации деятельности людей, участвующих в
производстве, обмене и потреблении материальных благ. Нужда-
ются в упорядочении даже брачно-семейные и трудовые отноше-
ния, и в целом управление обществом.
Такая упорядоченность достигается с помощью создания
нормативной системы, совокупности правил поведения, разновид-
ности социальных норм – правовых норм. Они, в отличие от норм
морали, обычаев, создаются государством, обеспечиваются в слу-
чае необходимости государственным принуждением. Следова-
тельно, право является обязательным признаком государственно-
организованного общества.
Таким образом, как утверждает современная наука, государ-
ство и право возникли как результат естественного развития пер-
вобытного общества, развития, прежде всего экономического, ко-
торое обусловливает и эволюцию, преобразование других сфер
жизни общества.
На процесс происхождения государства и права влияли мно-
гие факторы, в том числе: социально-экономические, военно-
политические, природно-климатические, нравственно-религиозные,
психологические, духовно-культурные и др. Существует множест-
во различных теорий происхождения государства и права.
Среди них: марксистская, материалистическая, естественно-
правовая теория, патриархальная теория, психологическая, теория
насилия, договорная и другие пытаются объяснить разложение
первобытного общества (родового строя) и возникновение госу-
дарственных форм жизни самыми разными причинами и условия-
ми.
Так, представители патриархальной теории происхождения
государства (Аристотель, Филмер, Михайловский) утверждали,
что государство возникло в результате разрастания семьи, поэтому
власть монарха есть продолжение власти отца. Государство, счи-
тали они, есть наилучшая форма человеческого общежития в це-
лях достижения общего блага.
Представители теологической теории (Ф. Аквинский) пола-
гали, что государство есть проявление божественной воли, прак-
тическое воплощение бога на земле. То есть светская власть на
земле производна от церковной, вследствие чего народ должен
беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как
продолжению воли божественной.
Договорная теория (Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Локк, Спиноза,
Радищев) утверждали, что государство возникает в результате об-
щественного договора людей о правилах совместного проживания.
То есть, если в догосударственном состоянии, иных формах
жизни (при родовом строе) не было власти, способной защитить
человека, гарантировать его права на жизнь, собственность, то в ус-
ловиях государства люди объединяются, заключают договор между
собой о передаче части своих прав государству как органу, пред-
ставляющему их интересы, и обязуются выполнять его предписа-
ния. Государство обязуется обеспечить права человека, а если усло-
вия договора будут нарушены, то народ имеет право на революцию.
Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский) утвержда-
ли, что государство возникло как результат насилия, путем завое-
вания слабых племен сильными и организованными. Последние
превращаются в классы и сословия, они же создают государство
для удержания власти и удержания в повиновении покоренные
племена. Таким образом, государство становится мощным средст-
вом защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны
других сильных племен.
К. Каутский также утверждал, что в дальнейшем развитие
общества приведет к тому, что государство трансформируется в
инструмент всеобщего блага.
Психологическая теория (Петражицкий) объясняла возникно-
вение государства свойствами человеческой психики, потребностью
людей жить в коллективе и подчиняться авторитету в лице власти.
Согласно марксистской теории коренной причиной возник-
новения государства и права явился раскол общества на противо-
положные классы с непримиримыми противоречиями. «Государст-
во, – писал В.И. Ленин, – есть продукт и проявление непримиримо-
сти классовых противоречий». И только там, где такие противоре-
чия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, маркси-
стская теория готова признать возникновение и существование го-
сударства. По этой причине официальная советская историография
долгое время не признавала государства Месоамерики и скифов.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 1454;