Объект и предмет исправительной педагогики
Вычленение самостоятельной отрасли знаний исправительной педагогики вызвано в первую очередь особенностью ее объекта и предмета, а также условии исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы лицами с высокой степенью социально-нравственной деформации и педагогической запущенности.
Свое название пенитенциарная педагогика получила от латинского слова penetio, что значит «править, исправлять». До 1990 г. данная отрасль называлась исправительно-трудовой педагогикой аналогично отрасли права — исправительно-трудового. С изменением названия этой отрасли на уголовно-исполнительное и расширением международных связей педагогика получила название «пенитенциарная».
Объектом исправительной (пенитенциарной) педагогики является воспитательная система исправительных учреждений, в число которых входят исправительные колонии различных видов режима (общего, строгого, особого), воспитательные колонии для несовершеннолетних, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения; колонии-поселения, в которых отбывают наказания осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов.
Следственные изоляторы {СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении лиц, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (в пределах 80—100 человек в каждом СИЗО). Подследственные, содержащиеся в СИЗО, не являются осужденными по суду, обладают специфическим правовым статусом и потому составляют особую категорию лиц, воспитательное воздействие на которых в условиях строгой покамерной изоляции минимально и не является объектом рассмотрения пенитенциарной педагогики, поскольку эти лица относятся к юрисдикции следственных и судебных органов.
Не являются объектом изучения пенитенциарной педагогики и процессы, возникающие при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, штраф, лишение специального, воинского звания или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества и др.).
Предметом исправительной (пенитенциарной) педагогики являются педагогические закономерности и особенности функционирования систем исполнения уголовного наказания, связанного с лишением свободы, как меры государственного принуждения. Поскольку исправительная система «получает» результаты деятельности других воспитательных систем, причем в деформированном виде, то процесс воспитания в ее рамках принято чаще всего обозначать термином «перевоспитание». Он употребляется и в других отраслях педагогики, предполагая устранение дефектов предыдущего развития личности, поскольку его нельзя представлять как непрерывное поступательное восхождение без отступлений и срывов. В результате стихийных, подчас непредсказуемых обстоятельств могут сформироваться негативные отношения личности к основным социальным ценностям, целенаправленным педагогическим воздействиям. Перед воспитателем в таких случаях стоит задача разрушения подобных отношений, формирование социально одобряемого поведения. Однако разрушение каких-либо свойств и качеств личности не означает их простого устранения с тем, чтобы на освободившемся пространстве формировать новые (теория «чистой доски»). Диалектика развития личности такова, что процесс замены идет как вытеснение одних свойств, качеств и взглядов другими. Например, преодоление эгоцентризма возможно только в случае формирования у личности альтруизма, коллективизма.
Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
Организуя педагогический процесс в рамках исполнения уголовного наказания, сотрудники уголовно-исполнительной системы гораздо чаще, чем другим специалисты, сталкиваются с отклоняющимся, девиантным поведением, с дефектными отношениями личности и необходимостью их изменения. Здесь противоречия в развитии личности выступают наиболее ярко, в силу чего и способы их разрешения приобретают более жесткий, принудительный характер. Поэтому на практике возникла необходимость введения специальных терминов: исправление, перевоспитание осужденных, исправительно-трудовое воздействие, испра вительно-воспитательный или карательно-воспитательный процесс и др. Следует отметить, что некоторые понятия сформировались под воздействием уголовного и исправительно-трудового права при главенствующем положении юридических, а не педагогических позиций. Так, например, в юридической литературе довольно часто употребляется термин «карательно-воспитательный» процесс, происхождение которого объясняется тем, что единый процесс воспитательного воздействия якобы можно разделить на «кару» и «воспитание». Логика при этом такова: если осужденный попадает в штрафной изолятор — это кара, а когда с ним проводится беседа — это воспитание. Для педагога же является аксиомой положение А.С. Макаренко о том, что любой метод может быть карательным или воспитывающим в зависимости от условий, объекта и субъекта его применения. Поэтому, ориентируясь на терминологию педагогической науки, целесообразно воспитательный процесс в рамках исполнения уголовного наказания обозначать единым термином «перевоспитание осужденных». Под ним в пенитенциарной педагогике понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта (воспитателя, сотрудника) по организации своих собственных усилий и системы внешних воздействий, а также деятельность объекта (осужденного) по усвоению данных воздействий. Результатом такого взаимодействия выступает тот или иной уровень положительного изменения личности, т.е. ее исправление. При такой трактовке исправление выступает как процесс самодвижения, саморазвития личности и как результат совместной деятельности воспитателя и воспитуемого.
Таким образом, исправительное воздействие как деятельность воспитателя осужденных, с одной стороны, и исправление как деятельность самой личности в процессе собственного изменения — с другой, и есть перевоспитание (аналогично соотношению понятий «развитие», «педагогическое воздействие» и «воспитание» в общей педагогике). Их соотношение можно показать в виде схемы, представленной на рис. 17.1.
Некорректное использование педагогической терминологии в пенитенциарной литературе породило бесплодные дискуссии, продолжающиеся и по сей день, результатом которых стало отрицание возможности нравственного изменения осужденного, составляющего основу педагогического исправления, и замена его так называемым «юридическим исправлением», которое, по мнению ряда авторов, и может только рассматриваться в качестве цели уголовного наказания. При «юридическом исправлении» главное, чтобы лицо, отбывшее наказание, не совершило нового преступления, а какими способами это будет достигнуто, неважно[333]. Опасность подобной трактовки цели наказания может привести к оправданию самых бесчеловечных способов обращения с осужденными.
Рис. 17.1. Соотношение основных категорий пенитенциарной педагогики
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 2321;