Специальная (частная[92]) методология юридической педагогики

Она отвечает объективной необходимости учитывать качественное своеобразие исследуемых педагогических фактов, закономерностей и механизмов, присущих правовой сфере общества и относящихся к предмету исследований юри­дической педагогики.

Основные и своеобразные юридико-педагогические закономер­ности и их совокупности находят отражение в специальных научных принципах юридической педагогики.

Принцип педагогической предметности определяет необходимость при решении проблем укрепления законности и правопорядка целеуст­ремленно исследовать именно педагогические явления. Они есть везде, где есть проявления, влияния, изменения, задачи, меры, связанные с воспитанием, образованием, обучением и развитием сотрудников и граждан (в связях последних с правовой сферой и правоохранительной деятельностью). Педагогический подход, педагогическая предметность выражаются в исследовании юридическим педагогом и уяснении практиком именно этой реальности и путей ее совершенствования.

Воспитание, образование, обучение и развитие — явления ком­плексные и изучаются одновременно и другими науками. Специфически педагогическое в них — это прежде всего педагогические закономерности, т.е. причинно-следственные связи между педаго­гическими воздействиями и педагогическими результатами, способы их учета и оптимизации в интересах укрепления законности и пра­вопорядка. Это деятельность педагогов, других лиц, структур, органи­зующих педагогический процесс, оказывающих педагогическое воз­действие на людей, обеспечивающих достижение нужных результа­тов в образовании, воспитании, обучении и развитии сотрудников правоохранительных органов и граждан. Правильный учет педаго­гических закономерностей заключается прежде всего в разработке и организации педагогических систем разного уровня и масштаба, в достоверном и конструктивном определении их целей, задач, содер­жания, организации (форм), средств, методов, технологий, условий, процессов, контроля, результатов, оценок, коррекций.

Бывает, что исследователи и авторы юридико-педагогических пуб­ликаций сбиваются на описание явлений иной модальности (в част­ности, чисто правовых или психологических) под предлогом «ком­плексности» педагогики1; в результате собственно педагогическая реальность остается должным образом не выявленной, а результат — неконструктивным, не новым для практики. Плохая реализация это­го принципа наносит серьезный урон и престижу педагогики в среде работников правоохранительных органов.

Принцип юридико-педагогической специфики. В сфере права, в профессиональном образовании, в деятельности персонала право­охранительных органов, конечно, проявляются многие общепедаго­гические закономерности. Выявить их действие в сфере права — значит стать на надежный теоретический и методологический фун­дамент. Однако в чистом виде подобные закономерности обнару­жить в сфере права вряд ли возможно: они так или иначе меняются под влиянием особенностей, специфики правовой сферы.

Специфика — реальность, обусловленная прежде всего влиянием главных особенностей правовой системы на ее юридико-педагогическую подсистему и обратными влияниями второй на первую. К специфике можно отнести влияние приоритетности правоохрани тельных задач, по отношению к которым собственно педагогиче­ские играют обслуживающую роль; своеобразие направлений про­фессиональной деятельности, регулируемой к. тому же нормами по­ведения работников правоохранительных органов; особые требова­ния к профессионализму сотрудников, накладывающие отпечаток и на систему профессионального образования и подготовки; возраст­ные, образовательные и профессиональные особенности людей и групп, осуществляющих правоохранительную деятельность, и ее об­ратное влияние на них и многое другое. Собственно юридическая пе­дагогика начинается там, где происходит вскрытие юридико-педагогической специфики. Это актуальнейшая задача развития юридиче­ской педагогики и важнейшее условие ее научного признания и за­воевания авторитета у практиков. Необходимо выявление, описание и практический учет юридико-педагогических закономерностей, свое­образных юридико-педагогических феноменов и механизмов, адек­ватных им научных понятий, создание своей научной парадигмы, анализ педагогических систем, содержательно отличных в основных элементах от изученных в общей педагогике, педагогическая прора­ботка присущих правоохранительным органам и не существующих больше нигде направлений деятельности и их педагогического обес­печения, разработка юридико-педагогических теорий по специфич­ным для правоохранительной деятельности проблемам и методик решения различных профессионально-педагогических задач. К со­жалению, пока не изжиты факты, когда исследователи проявляют слабую способность к выявлению правовой специфики либо сводят последнюю к иллюстрированию общепедагогических положений при­мерами из правоохранительной практики.

Принцип единства воспитания, образования, обучения, разви­тия, деятельности, образа жизни и юридически значимого поведения, действий человека. В юридико-педагогических проявлениях, измене­ниях, усовершенствованиях он характеризуются целостно, и в тес­ном переплетении проявляются наиболее существенные педагогиче­ские зависимости и влияния, обнаружившиеся в жизни, поведении и профессиональной деятельности людей — граждан и сотрудников. Системное юридико-педагогическое исследование, объяснение про­исходящего и принятие мер конкретно реализуются во взаимосвя­занном раскрытии и усовершенствовании их. Практическое при­звание юридической педагогики связано с пониманием того, что ничто нельзя изменить изолированно от другого, вне клубка при­чин и условий, приведенных в названии принципа. Педагогический механизм, напротив, выражается во внесистемном, изолированном понимании и попытках такого же решения конкретных юридико-педагогических проблем; он не адекватен юридико-педагогической действительности и практически неконструктивен.

Принцип единства специфичного и неспецифичного, существенно­го и опосредующего в юридико-педагогических проблемах и их решениях. При изучении сложной, многообусловленной юридико-педагогичес­кой действительности и реализации системного подхода легко сбить­ся на позицию «все влияет на все» и свалить все «в кучу». Бывает не просто в запутанном переплетении собранного и взаимосвязан­ного исследовательского материала понять главное в исследуемой проблеме и найти правильные пути ее решения. Чтобы преодолеть эту трудность, не допустить ошибок и не свести дело к тривиальным выводам, надо постараться отделить в проблеме то, что относится именно к ее сути, составляет ее ядро, внутреннее качественное свое­образие (то, что отличает ее от всех других, даже очень схожих), от того, что к ней, собственно, не относится, но как бы окружает ее и образует комплекс влияющих на нее внешних причин и условий, требующих понимания и учета. То, что составляет уникальное каче­ственное своеобразие (в том числе именно юридико-психологическое), выступает в проблеме как «специфическое», а то, что является у нее общим с другими — как «неспецифическое». Решение про­блемы требует разработки прицельных мер, связанных с ее специ­фикой, но требует и таких (часто не педагогических — правовых, управленческих, административных, технических и пр., но имею­щих педагогическое значение), которые благоприятствуют успеху, обеспечивают его («неспецифическое» способствует тому, что делает изучаемую проблему своеобразной, что отличает ее от других и что является общим с другими («неспецифическое», «опосредующее»)[93].

При правильной реализации этого принципа жизненные проблемы перестают видеться «большой гудящей неразберихой», а, системати­зированные, «разложенные по полочкам», делаются понятными, как и меры по их педагогическому разрешению.

Принцип современности (историзма) ориентирует на изучение реально существующих в данное время юридико-педагогических явлений, их зависимостей, тенденций изменения. Правовая сфера весьма динамична. Педагогические явления тоже имеют конкретно-исторический характер. Воспитание, образование, обучение, развитие не могут носить вневременной, оторванный от современных реалий жизни характер. Каждое юридико-педагогическое исследование вы­полнит свое предназначение, если будет посвящено исследованию актуальных, болезненных, перспективных, не поддающихся пока ус­пешному практическому решению проблем укрепления законности и правопорядка с учетом реально существующих в настоящее время трудностей и возможностей, отвечающих духу времени решений и рекомендаций.

Принцип гуманности, демократичности и законности обуслов­лен задачами построения российского общества с соответствующими его желательному будущему чертами и преодолением отживающих реальностей, противоречащих им. Все педагогические исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиций, а разработка педагогических усовершенствований направлена на их упрочение в правовой сфере.

Принцип конструктивности предостерегает от сведения исследо­ваний к констатации фактов, к описательности и предписывает ис­кать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенство­вания юридико-педагогической действительности, практики деятель­ности различных структур, учреждений, предприятий, организаций, поведения граждан и деятельности сотрудников. Сила юридической педагогики, потенция роста ее авторитета и значимость связаны с воз­можностями и научными традициями детальной проработки путей и предложений по совершенствованию практики. Теоретическое реше­ние проблем должно дополняться научной разработкой методик рабо­ты, педагогических технологий.

 








Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 1140;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.