Юридико-педагогическая действительность
Понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и правоохранительных органов). Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых, собственно, и существует государство и право, не впасть в правовой формализм, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов.
Жизнь права — это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей после того, как оно прошло через их сознание. Государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что и общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствуют идеалам прав и свобод, что они — активные участники их реализации и защиты. Непосредственным итогом общих усилий по обеспечению жизни права выступает правопорядок — реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и правового общества, итоговый результат — достигнутый уровень законности, фактическое правовое состояние,
Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической системы и ее элементов, имеющихся везде, где есть воспитание и воспитанность, образование и образованность, обучение и обученность, развитие и развитость. Она не только влияет со стороны на правовую действительность, но частично и включена в нее. Педагогическая действительность существенно сказывается на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов. Поэтому педагогическая действительность в правовой сфере — это реально существующие и функционирующие в ней педагогические феномены, закономерности и механизмы, образующие особую юридико-педагогическую подсистему и вносящие свой вклад в реальное состояние законности и правопорядка. Общепедагогические явления представлены в ней не в «чистом», а в трансформированном виде, как особенные педагогические явления. Специфика их причинно обусловлена взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудностей, используемых средств и технологий и пр. Как компоненты системы они, влияя на правовую сферу, сами зависят от ее качественно своеобразных системных свойств. Системные зависимости юридико-педагогической подсистемы от правовой трансформируют «педагогическую чистоту» общепедагогических явлений, превращая их природу в юридико-педагогическую, а их самих в юридико-педагогические явления. Иначе говоря, они носят на себе печать влияния правовой сферы, в которую они входят и которой обусловливаются, превращаются в природный сплав влияний, исходящих, содной стороны, от правовой действительности, а с другой — от педагогической[82]. К основным юридико-психологическим явлениям относятся (рис. 7.1):
• юридико-педагогические факты — относительно поверхностные наблюдаемые в сфере права измененные педагогические явления — проявления соответствующих закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в качестве юридико-педагогических и понимания скрытого за ними юридико-педагогического сплава. Так, за конкретным поступком сотрудника надо уметь увидеть проявления его обученности, воспитанности, образованности, развитости и пр. Только при обнаружении такого проявления сам факт идентифицируется как юридико-педагогический;
• юридико-педагогических закономерности — объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости юридико-педагогических проявлений и их сущностей. Это связи и зависимости между правовым фактором, воздействием и педагогическим явлением; между педагогическим явлением и реальным действием того или иного элемента правовой действительности, между юридико-педагогическими фактами и их сущностями. Важно уметь обнаружить, увидеть и объяснить такие связи и зависимости. Только сделав это, можно найти объяснение и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей — действия наугад;
Рис. 7.1. Макроструктура юридико-педагогической действительности[83]
• педагогические механизмы — закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию, от юридической причины к педагогическому следствию, от педагогической причины к юридическому следствию. Это превращения в сознании людей и групп, в усвоении ими правовых знаний, в переходе правовых знаний в правовые убеждения, переходе от знаний к правовым установкам поведения, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических и правовых воздействий. Педагогические механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и образовательным, воспитательным, обучающим и развивающим человека результатом. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу, испытывающую, однако, влияние и специфику юридико-педагогической действительности, в поле которой они функционируют. Понимание механизма, расчет на него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в основе педагогических технологии.
К юридико-педагогической действительности относятся и основные виды педагогических систем — воспитания, образования, обучения, развития, о которых говорилось в первой части учебника. Однако в ней они специфичны и существуют в виде правового воспитания, юридического образования, юридического обучения и правого развития[84]. Каждому из них свойственны свои совокупности юридико-педагогических фактов, юридико-педагогических закономерностей и педагогических механизмов.
Находясь вне осознания государством, обществом, системой правоохранительных органов и их сотрудниками, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии права, реальной правозаконности и правопорядка в обществе.
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 937;