Техника использования речевых средств

Педагогическая техника начинается с элемен­тарного — владения словом, речью.Они насы­щают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль, — учи­тель, преподаватель, журналист, юрист, воспитатель и др. Надо знать цену слову — оно может окрылить человека и принести ему невы­разимую боль. Не случайны народные поговорки: «кто говорит — тот сеет», «бритва скребет, а слово режет», «добрые слова лучше сладкого пирога».

Возможности человека пользоваться словом связаны с богатст­вом словарного состава, с точным словоупотреблением — использова­нием слов в соответствии с их значением. Это позволяет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в запис­ную книжку, запоминать их.

Возможности речи связаны с богатством и культурой словесного оформления мыслей, словесными оборотами, использованием образов исторических и литературных героев, исторических событий, отрыв­ков из стихотворений, народных пословиц и поговорок, высказыва­ний мудрых людей, поучительных историй и т.п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоя­щую их бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из подросткового или криминального жаргона, иностранными словеч­ками. Культурность и образованность человека проявляются в любви к своему национальному языку, стремлению беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его рас­цвета и совершенства.

Обязательное условие высокой культуры и техники речи — пра­вильное произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит», «понимаешь», «ну» ипр.) и бессмысленных звуков («м-м-м-м...», «э-э-э-э...» и т.п.).

Педагогу надо уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Слож­ность этого связана с тем, что речь — это мышление вслух. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто также и мыслит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, мало-понятность речи — лакмусовая бумажка путаницы и нечеткости мыс­лей и коренной дефект слабости речи как основы педагогической техники.

Другое техническое умение — умение пользоваться выразитель­ными возможностями речи:

эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, про­износимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, утра­чивают много в своем воздействии, силе. В интонации речи долж­ны воплощаться отношение говорящего к произносимому, звуковая артистичность. По некоторым исследовательским данным, понима­ние речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;

лексической выразительностью — использование точных, ярких,
нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов,

омонимов, терминов;

фонетической выразительностью — хорошим произношением,
дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп,
еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит:
если ты кричишь, значит, ты не прав и слаб;

грамматической выразительностью;

звуковой выразительностью — сопровождение высказываний
уместным покашливанием, вздохами, хмыканием, хохотком, смехом,
несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.

А.С. Макаренко писал:

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился гово­рить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса[47].

Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложен­ной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, приме­нением уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее музыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр голоса характеризует человека: у злого — злой голос, у грубо­го — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуве­ренный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возможности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с исполь­зованием магнитофона).

Речь, слово воспринимаются другими в «об­рамлении» сопровождающего их комплекса не­речевых средств: мимики, жестов, позы, осан­ки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше красноречия, искренности, доброты, уверенности или сомнения, сочувствия или равнодушия, лживости, недоброже­лательности, чем в словах. Поэтому говорить надо не только ушам, но и глазам людей. А.С. Макаренко еще в 30-е годы прошлого века писал:

Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно бу­дет преподаваться и постановка голоса, поза, и владение своим организ­мом, и владение своим лицом, и без такой работы не представляю себе работы воспитателя[48].

Полезно взять за правило следить за своей мимикой, продумывать, какой она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее ме­нять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разговоре, придавать нужное вы­ражение глазам (искреннее, сомневающееся, с прищуром, хитрин­кой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом испод­лобья, наклон вбок), носогубным мышцам.

Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, стереотипных жестов (одного-двух, например «рубки воздуха», «ука­зующего перста») и вульгарных.

Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка, вид человека, нахо­дящегося в определенном психическом состоянии, позволяют соз­давать о нем впечатление, повышать воздействие произносимого на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствуют о значимости для говорящего произносимых слов, о вере в то, что он говорит, интересе, его психическом состоянии, отношении к собе­седнику и к нему, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интелли­гентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, само­мнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытывае­мый страх и др.). Даже походка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то ска­зать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно многое сказать о человеке, что будет соответствовать дейст­вительности.

Не должно быть несоответствия между содержанием речи, сред­ствами словесной выразительности и использованием неречевых средств. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противоположный смысл. Можно, например, произносить уважитель­ные слова и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профес­сиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действи­тельный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего.

Психологическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех неречевых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на-формировании имиджа го­ворящего (его образа) в глазах других, впечатления о нем.

 

Риторика[49]

В широком смысле под риторикой понимается искусство выражения мнении, мыслей, оратор­ское искусство. Она включает стилистику, логику, технику отбора материала и слов для высказываний. К основным техническим пра­вилам педагогической риторики относятся:

• использование слов в их точном значении, понятных обучающимся;

• научно точное выражение мыслей в предложениях;

• возможно яркое, запоминающееся, производящее интеллекту­
альное и эмоциональное впечатление на слушающих стилистическое
построение предложений;

• выстраивание фраз в речи, обеспечивающее ее образность и
формирование у обучающихся мысленных представлений, картин
реальности, аналогичных имеющимся у педагога и относящихся к
фрагментам научной картины мира;

• изложение только того материала (содержания), который необходим для понимания, для достижения цели данной речи; исключение всего лишнего, что уводит в сторону, отвлекает от уяснения
главного;

• построение всей речи и каждой ее части с мысленным видением конечной цели-результата и подчинением всего ей;

• строгое структурирование речи как при разработке ее плана в
ходе подготовки, так и при произнесении; это предполагает деление
содержания речи на основные вопросы (части, разделы), подвопросы
и микроструктуру подвопросов;

• озвучивание структурных элементов (плана) логики раскрытия содержания при произнесении речи. Обучающиеся должны
быть ознакомлены с планом в начале речи, улавливать структуру
изложения по ходу речи (это предполагает подытоживание изложения очередной порции содержания по плану и начало перехода к
очередной части, а при необходимости использование приема нумерации — «первое», «второе» и т.д.);

• установка на решение сверхзадач речи — не только достижение непосредственной цели, но и внесение вклада в решение воспитательных, обучающих, образовательных и развивающих задач;

• построение каждой фразы, части речи с учетом сказанного до
нее и с логической перспективой, т.е. ориентацией на то, что потом
должно быть сказано;

• поиск путей и средств интересного построения речи путем
подбора интересных включений в содержание, интересных выражений и иллюстраций мыслей, интересных и неожиданных для слушающих «ходов»;

• использование средств выразительности, привлекающих и удерживающих внимание слушающих;

• использование средств выразительности, активизирующих эмоциональное отношение слушающих к речи выступающего, сопере­живание вместе с ним того, о чем идет речь, побуждающих к определенным действиям после прослушивания речи.

Продуманное содержание речи педагога — ковровая дорожка, свернутая в рулон, произнесение речи — ее развертывание. Содер­жание речи — это ноты, а звучащая профессионально живая речь педагога — музыка, сыгранная по ним, захватывающая аудиторию. Намеченный текст речи — как засушенный в- гербарии цветок, а жи­вая, яркая речь — как цветок в клумбе, яркий, очаровательный, благоухающий, приковывающий к себе внимание, вызывающий эсте­тическое удовольствие и врезающийся в память. Любая речь сильна не только своим правильным содержанием, но и общим впечатлени­ем, производимым на слушающего ее человека, тем, что он захочет сделать, прослушав речь.








Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 1429;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.