Соревновательная деятельность и система соревнований
Соревновательная деятельность основывается на следующих фундаментальных принципах:
1. Изучение (разведка) игры соперников.
2. Разработка наиболее рационального плана против конкретного соперника.
3. Проведение разбора предстоящей игры на собрании команды и в индивидуальных беседах с игроками.
4. Уточнение режима дня.
5. Проигрывание плана игры на модели соперника в утренней
тренировке.
6. Уточнение индивидуальной и командной разминок перед игрой.
7. Ведение игры - гибкая реализация намеченного плана.
8. Анализ итогов проведенной игры.
Тренеры, а иногда и игроки должны просмотреть игры соперников. В результате просмотра игры тренер должен иметь необходимые материалы для ответа на следующие вопросы:
1. Охарактеризовать состав команды соперника (лидеры, «снайперы», основной состав, резерв и его использование).
2. Определить, чем и насколько сильна команда в нападении или защите, уточнить «коронные» приемы лидеров.
3. Оценить психологическую стойкость команды (отношение к силовой борьбе, финтам, к необходимости перестройки игры, к ведению или отставанию в счете и т.д.).
4. Раскрыть структуру и организацию нападения и защиты; быстрый прорыв, позиционное нападение, игра в определенных состояниях, особенности построения защиты и т.д.
5. Дать индивидуальную характеристику каждому игроку.
6. Выявить особенности руководства командой со стороны тренера-соперника.
Стартовая пятерка может формироваться двумя путями:
1. Команда располагает стабильной стартовой пятеркой, весьма надежной и гибкой для решения любых неожиданных ситуаций, и всегда начинает игру именно этой пятеркой игроков.
2. Стартовая пятерка комплектуется в зависимости от необходимости решения следующих задач:
• обеспечить взятие мяча при начальном броске;
• ввести лучшего своего защитника против «снайпера» соперников;
• обеспечить плотную личную защиту в соответствии с индивидуальными данными игроков и соперников;
• ввести своего «снайпера», если соперник скорее всего применит зонную защиту и т.д.
Установка на игру
Общекомандную установку на игру целесообразно проводить за несколько часов до начала матча, причем лучше с утра, перед утренней тренировкой, так как на ней представляется возможность смоделировать игру конкурентов, внести поправки и уточнения в намеченный план. В ходе установки тренер раскрывает или уточняет:
значение и особенности данной игры в сочетании с психологической настройкой;
разработанный план игры (в сокращенной форме);
разминку (индивидуальную и командную);
режим дня.
Ведение игры
В раздевалке за час до начала матча тренер проводит оживленный, оптимистический, подбадривающий разговор с игроками, напоминает об индивидуальных плановых заданиях.
Разминку целесообразно строить из двух частей: индивидуальной (обычно вне площадки) и общекомандной (на площадке). Индивидуальная разминка посвящается «проработке» отдельных групп мышц (на разогревание, растягивание, гибкость, «взрыв-
|
ные» усилия), причем для возбужденного игрока подобная разминка программируется более длительной, спокойной, а для флегматичного вводятся темповые, эмоциональные упражнения. В общекомандную разминку на площадке включаются технико-тактические упражнения поточного характера, завершающиеся бросками в корзину с различных дистанций. Эти упражнения могут содержать разнообразные эмоциональные приемы (типа жонглирования) и выполняться в условиях пассивного или активного сопротивления партнеров. По разминке тренер может в определенной степени судить о готовности игроков к данному матчу, об их физическом и психологическом состоянии, насколько они уверены в себе, спокойны или взволнованы. Оперативные замены чаще всего производятся:
• для дополнительного инструктажа баскетболиста;
• для отдыха утомленного и травмированного игрока;
•с целью зарезервировать ведущего игрока, получившего 3-4 персональных замечания;
• из-за грубых ошибок игрока, нарушившего командную тактическую или иную дисциплину, срывающего реализацию намеченного плана;
• игрока, который оказался не в состоянии преодолеть защиту соперника или, наоборот, не может приблизиться к опеке нападающего;
• игрока, начавшего состязание крайне неудачно (нужно посадить его рядом на скамейку, подбодрить, дружески посоветовать и снова ввести в игру);
• для усиления одной из сторон состава или деятельности команды (защиты, нападения, роста, быстроты, борьбы за отскок, надежного розыгрыша мяча, жесткого прессинга и т.д.);
• в качестве контрмеры против замены соперника;
• план игры, намеченный на установке, оказался неудачным, и команде приходится перестраиваться.
Ценность минутного перерыва в баскетболе достаточно велика, и использовать его в целях управления командой следует только при полной уверенности в необходимости. Подчас лучше отказаться от тайм-аута и приберечь его на решающие стадии матча.
Явно нецелесообразно брать минутный перерыв, когда соперник испытывает большие трудности в организации игровых действий, если игра у него, как говорится, не идет.
В случае победы команды тренеру необходимо преодолевать у игроков проявления переоценки сил, самоуверенности, снижения бдительности, демобилизацию. Он должен показать игрокам, что выигрыш - не единственный критерий успеха в состязании. Если окажется, что победитель показал результат значительно ниже своих возможностей, то он не должен считать, что добился полного успеха.
В случае поражения педагогу нужно добиться снятия отрицательных эмоций, использовать доброжелательную критику, основанную на самом тщательном, объективном анализе хода спортивной борьбы.
Результат проведенного матча должен оцениваться тренером:
а) по тому, как был выбран, скорректирован и реализован раз
работанный план ведения игры;
б) по тому, насколько результат состязания и технико-тактичес
кие показатели близки к намеченным;
в) по тому, как близок результат команды к максимуму ее воз
можностей.
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 883;