Принципы построения и проведения соревнований по спортивным играм

В практике спортивных игр существуют многочисленные сорев­нования, которые в соответствии с их целевым назначением под­разделяются на системы. Каждая система соревнований включает взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Определенные изме­нения в названных компонентах существенно влияют в той или иной форме на развитие спортивных игр.


Правила соревнований - это документ, в котором четко опреде­лены условия соревновательной борьбы в конкретной спортивной игре, которая протекает под контролем спортивных арбитров, спо­собы фиксирования выигрыша и проигрыша, определения побе­дителя в отдельной встрече и распределения мест среди участни­ков соревнования. Правила соревнований являются законом для спортсменов, арбитров, организаторов и руководителей, осуще­ствляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техни­ческое обеспечение.

Правила соревнований служат мощным рычагом управления функционированием и развитием спортивных игр. Так, внесение в правила новых пунктов, изъятие некоторых существующих или изменение в них влияют на спортивную игру. Через различные пун­кты правил можно влиять на контингента соревнующихся, мате­риально-техническую и экономическую стоимость игры, степень ее зрелищности, на различные стороны подготовки спортсменов.

В Международных федерациях спортивных игр работают комис­сии по правилам игры, которые занимаются вопросами изменения в правилах соревнования с целью повысить зрелищность игр, спо­собствовать их популяризации в мире, вовлечению как можно боль­шего числа людей в систематические занятия спортом.

Положения о соревнованиях определяют многие их основные ха­рактеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки про­ведения, кто осуществляет руководство соревнованиями, требова­ния к участникам, программа соревнований, способы проведения встреч и определения победителей, награждение победителей, фор­мы документов и сроки их представления и др.

Изменяя содержание положений о соревнованиях, можно вли­ять на жесткость спортивной конкуренции и ее динамику во време­ни, мотивацию тренеров, спортсменов, арбитров и их стимулы, на зрелищность, материально-техническую оснащенность, на харак­теристики и уровень подготовленности спортсменов (возраст, фи­зическое развитие и подготовленность, технико-тактическую осна­щенность и т.д.). В положениях можно определенным образом из­менять некоторые пункты правил с целью решать определенные задачи в подготовке спортсменов.

С соревновательными правилами и положениями тесно связаны календари соревнования. Календари призваны упорядочить со­ревнования по целям, задачам, местам и времени проведения, сос­таву участвующих команд и спортсменов, затратам средств, уси­лий и пр. Важным условием эффективности всей системы сорев­нований является связь календарей всех видов соревнований по ос­новным параметрам (по целям и задачам, в особенности по срокам проведения). Таким образом формируется определенный комплекс календарей, органически связанный с системой соревнований.

Структура календаря определяет характер проведения сорев­нований. Все крупнейшие международные соревнования проводят-


 




ся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в пред­последний день третье и четвертое место, в последний - первое и второе). Соревнования могут быть рассредоточенными по вре­мени (с разъездами команд), концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).

В практике спортивных игр наибольшее распространение полу­чили три способа проведения соревнований: первый - круговой, когда все участвующие команды проводят игры между собой независимо от результата отдельных встреч; второй - с выбыванием из со­ревнований после проигрыша встречи, когда команда после проиг­рыша одной или двух встреч в дальнейших играх уже не участвует; третий - смешанный, когда первая часть соревнования проводится с выбыванием, а вторая - по круговому способу, или наоборот.

В способе с выбыванием по мере проведения соревнования на каждый новый виток выходят более сильные команды, и так вплоть до финала. Эти соревнования для большинства участвовав­ших команд должного эффекта как средства подготовки спортсме­нов не дают.

В круговом способе все команды «проходят» через все соревно­вания, приобретая необходимый опыт соревновательной борьбы.

В смешанном варианте удачно сочетаются названные выше два способа проведения соревнований.

В зависимости от вида соревнований (первенство, на кубок, то­варищеские, матчевые встречи и укороченные или отборочные тур­ниры), целей и задач строится календарь.

Важнейшее требование к календарям - их стабильность, посто­янство по основным характеристикам. Изменения обычно вносят­ся после окончания олимпийского цикла на очередное четырехлетие.

Таким образом, правила соревнований, положение о соревно­ваниях и календарь соревнований служат мощными рычагами управления развитием спортивных игр.

Иерархически все соревнования от более высокого масштаба вниз можно выстроить так: Олимпийские игры, чемпионаты и куб­ки мира, чемпионаты Европы, национальные чемпионаты, первен­ства республик, областей, городов, районов, коллективов физичес­кой культуры.

Способы проведения соревнований по спортивным играм (системы розыгрыша)

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру­говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме­шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов),


спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас­тников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления кален­даря (расписания) встреч участников соревнования - команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календа­ря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каж­дый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) по­лучает определенный номер. Для удобства далее применяется тер­мин «команда».

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе­дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи­более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма­стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не­четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча­ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле

где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав­ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но­мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова­ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе­ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя­тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис­ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную циф-


 



ру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови­ны, т.е. с 5:

5. 6. 7.

При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер­тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер­тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу­чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф­ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ­ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:

1-8,8-5,2-8,8-6 ит.д.


Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы­вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозна-


чают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле­ва - номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер­вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе­ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос­ледующих дней и пар производят передвижение номеров против


 


часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).

При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени со­ревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыг­рывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места - с 13-го по 18-е. Результаты предвари­тельных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман­ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо­собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос­ледующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змей­кой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошло­годних и др.).

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес­та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос­новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).


В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож­ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв­ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора­жение - 1 и неявка - 0.

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых уча­ствует несколько команд («клубный зачет») - две и больше, напри­мер студенческих; детско-юношеских - несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается кол­лектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен­ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови­на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч­ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при­меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор­мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

При проведении соревнований в два круга каждая клетка делит­ся горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются ре­зультат встречи двух команд и положенные очки, первым простав­ляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Напри­мер, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3


 



и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в со­ответствующих клетках проставляются аналогичным порядком ре­зультаты всех команд.








Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 8474;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.