Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Э. Эриксон (1902-1979) - последователь З. Фрейда, но он расширяет подход своего учителя за счет рассмотрения развития в более широкой системе социальных отношений.

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоанали­тическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Обратив вни­мание на роль «Я» в развитии личности, Э. Эриксон перенес уда­рение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Применяя пси­хоанализ в послевоенной Америке, он видел различные явле­ния — тревожность, апатию, жестокость, смятение — какрезуль­тат воздействия сложного периода войны на личность.

Э. Эриксон принимает идею неосознанной мотивации, при­нятую в психоанализе, но посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.

Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути ис­следования психики — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу и др. Э. Эриксон проводил полевые этнографиче­ские исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит.

Эриксон обнаружил в разных культурах разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. Начался этот интерес с наблюдения воспитания детей в индейских племенах, которые Эриксон наблюдал в резервациях:

Племя Сиу Юрок
Род занятий охотники на бизонов рыбаки и собиратели желудей
Особенности обращения с детьми не пеленают туго, долго кормят грудью, не строго следят за опрятностью, мало ограничивают свободу тугое пеленание, грудью кормят не долго, строго следят за опрятностью, ограничивают свободу ребенка
Особенности поведения и характера инициативность, решительность, смелость… сдержанность, скупость, накопительство, молчаливость…

В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит мла­денца всегда, когда он плачет или капризничает, не пелена­ет его. В других же культурах, напротив, принято туго пеле­нать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний способ ухода, по мнению Эрик­сона, характерен для русской культуры. Этим объясняется, как считает Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских семьях, проявляет основной способ связи с миром — через взгляд. В этих традициях Эриксон обнаружи­вает глубокую связь с тем, каким общество хочет видеть сво­его члена. Так, в одном индейском племени, замечает Эрик­сон, мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя до яростного плача. Индейцы счи­тают, что такие приемы способствуют воспитанию из ребен­ка хорошего охотника.

Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него, и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции — «группо­вой идентичности» и «эго-идентичности».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с пер­вого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включе­ние его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-иденттность (идентичность личности) формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. До 17-20 лет происходит становление этого главного ядерного образования личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность – это психосоциальная тождественность – позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром, и определяет её систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли. Если идентичность не складывается – человек не находит себя, своего места в жизни.

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая вы­двигается обществом. Решение этой задачи зависит от уже дос­тигнутого уровня психомоторного развития индивида и от об­щей духовной атмосферы общества.

1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);

2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);

3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);

4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);

5. понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);

6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);

7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);

8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

Формирование всех форм идентичности сопровождается кри­зисом развития. Кризисы – это поворотные пункты, выбор между прогрессом или регрессом. Юношеский возраст, как считает Э. Эриксон, - наиболее важный период развития, на который приходится ос­новной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, т. е. диф­фузия идентичности.

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти своё мес­то в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Ост­рота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Э. Эриксон ввел в психологию понятие ритуализации. Ритуализация в человеческом поведении — это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуал взаимного узнавания, критический, драматический и другие ритуалы); оно имеет важное значение для «Я» всех участников. В процессе развития личности ритуальный элемент, однажды возникнув, последовательно включается в систему, возникающую на более высоких уровнях, становясь существенной частью последующих стадий. В случае диффузии идентичности, когда молодой человек не может найти свое место в жизни, усиливаются стихийные ритуализации, ко­торые со стороны выглядят вызывающе и сопровождаются на­смешками посторонних людей.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концеп­цией жизненного пути личности. Согласно эпигенетическому принципу, используемому при изучении эмбрионального разви­тия, вес, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них име­ет наиболее благоприятный период для преимущественного раз­вития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Эпигенетические концепции противостоят преформистским учениям, так как подчеркивают роль внешних факторов в воз­никновении новых форм и структур. Сточки зрения Э. Эриксо­на, последовательность стадий — это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожи­дает от человека общество.

Сам Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рас­сматривать как теорию личности, это лишь ключ к построению такой теории.

 








Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 2413;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.