Категории диалектики

 

Философские категории – это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной реальности и познания. Впервые теоретический анализ категорий попытался осуществить Аристотель. Кант рассматривал категории как доопытные формы разума, не связанные с внешним миром. Гегель утверждал, что категории, хотя являются формами мышления, но содержат в себе характеристики самих предметов.

Материалистическая диалектика признает объективность содержания категорий и универсальность связей, закрепленных в них. Развитие категорий он рассматривает в двух аспектах. Во-первых, как обогащение содержания уже существующих категорий и, во-вторых, как появление новых категорий.

Каждую вещь можно мысленно или реально разделить на составляющие. В этом случае возникает проблема соотношения между вещью и ее составляющими. Для ее решения используются категории «целое», «часть», «элемент», «структура», «система».

Целое – это такая взаимосвязь частей, которая характеризуется свойствами не присущими каждой отдельной части.

Часть – это составляющая целого.

В философии существуют три подхода, характеризующие взаимоотношения между целым и его частями: холизм исходит из того, что характер частей определяет целое; меризм утверждает, что целое определяется частями; диалектический подход основан на том, что целое определяется целым посредством частей.

Развитие познания и расширение сферы деятельности человека потребовало новых категорий, дополняющих содержание категорий «целое» и «часть».

Элемент – это относительно самостоятельная качественно-определенная составная часть сложного целого.

Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов сложного целого, который обеспечивает существование этого целого при различных изменениях.

Система – это совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, которая характеризуется определенной структурой.

Каждый материальный объект представляет собой систему. Множество объектов предполагает классификацию систем. В самом общем виде системы подразделяются на материальные (материальные объекты и их совокупности) и абстрактные (продукты человеческого мышления). В зависимости от устойчивости или изменчивости выделяют статичные и динамичные системы.

По характеру взаимодействия с окружающей средой различают закрытые и открытые системы. Первые обмениваются с внешней средой только энергией. Вторые – энергией и веществом.

По характеру связи между элементами выделяют суммативные и целостные системы. В первых элементы связаны поверхностными, случайными связями; во вторых – существенными, органическими.

В процессе внутреннего взаимодействия элементов целого и его внешнего взаимодействия с другими целостностями происходит изменение объекта. Однако это изменение не мгновенное. Разные части целого изменяются с разной скоростью. Эту особенность отражают категории «содержание» и «форма».

Содержание – это единство всех элементов объекта: их связей, свойств, противоречий и тенденций развития.

Форма – это способ выражения содержания объекта.

Форма не равнозначна внешнему виду. В объекте всегда различают внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя связана с пространственно-временными характеристиками, а внутренняя характеризует способ связи элементов содержания, его свойств и противоречий. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя всегда проявляется через внешнюю.

Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, и оно изменяется быстрее, чем форма. Но форма способна активно воздействовать на содержание и противостоять его изменению.

Тот или иной предмет нельзя познать сразу, целиком и полностью. Познание осуществляется путем перехода от одного уровня познания к другому. Это отражают категории «сущность» и «явление».

Сущность – это единство глубинных связей, отношений, законов, которые определяют основные черты развития той или иной системы.

Явление – внешнее обнаружение сущности. Сущность и явление отражают одну и ту же реальность, но не совпадают. Сущность отражает внутреннюю устойчивую непосредственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов, а явление – внешнюю изменчивую чувственно воспринимаемую сторону предмета.

При знакомстве с миром человек обращает внимание на его многообразие и неповторимость каждой вещи и, вместе с тем, замечает сходство вещей и явлений. Эта особенность отражена категориями «единичное», «общее», «особенное».

Единичное – это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, ограниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений.

Общее – это сходство свойств сторон предметов и явлений действительности. Общее существует в единичном и проявляется через единичное, а единичное всегда содержит в себе частицу общего.

Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к общему как единичное.

Иногда выделяют категорию «всеобщее», которое характеризует связь между всеми явлениями и предметами действительности. Примером всеобщей связи называют причинно-следственную связь.

Причина – это явление, которое при наличии определенных условий вызывает новые явления.

Следствие – это результат действия причины. В результате такого взаимодействия между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией, информацией. В общественных отношениях эту пару категорий дополняет понятие «повод» – какое-либо событие, которое активизирует действие причины.

Сторонники всеобщего характера причинно-следственных связей составляют течение философии, которое называется «детерминизм». Те, кто отрицают всеобщий характер причинно-следственных связей, относятся к течению индетерминизма.

Переход причины в следствие всегда является необходимым, но осуществляется в случайных формах.

Необходимость отражает внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения реальности.

Случайность отражает внешние, неустойчивые явления и процессы. Необходимость – это то, что обязательно проиойдет при определенных условиях. Случайность – это то, что может быть, а может и не быть.

Необходимость и случайность могут меняться местами. То, что в одних условиях случайно, в других может быть необходимым.

Действительность – в широком смысле слова весь реально существующий мир, а в узком – бытие отдельных предметов.

Возможность – это то, предпосылки чего уже имеются, но оно еще не стало действительностью.

Во взаимосвязи возможности и действительности приоритет принадлежит действительности, поскольку она включает в себя все возможности, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами объекта, а вторые – со случайными. Реальные возможности подразделяются на абстрактные и конкретные. Для первых в настоящее время нет необходимых условий осуществления, а для вторых они имеются.

 








Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 900;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.