Эволюция психоаналитической философии
Психоаналитическая философия выросла на основе учения З. Фрейда (1856-1939 гг.), которое первоначально представляло собой методику лечения неврозов и называлось психоанализ.
Фрейд создал модель человеческой психики, в структуре которой он выделил три элемента: «Сверх Я» (Super ego), «Я» (Ego), «Оно» (Id).
«Оно» – это область бессознательных влечений человека, среди которых доминируют сексуальные влечения.
«Я» – это сфера разума, посредник между «Оно» и внешним миром.
«Сверх Я» – это нормативные запреты, выработанные обществом, которые для конкретного человека выступают в виде совести.
Каждый человек обладает определенным запасом сексуальной энергии, которую Фрейд назвал либидо. Когда достигается ее критический уровень, человек должен освободится от избытка либидо. Цивилизованный человек обладает способностью к сублимации, то есть к переводу либидо в те сферы деятельности, которые не связаны с удовлетворением сексуальных желаний и общественно полезны: спорт, искусство, политика и т.д. Таким образом, по Фрейду, источником активности человека выступает бессознательные импульсы.
Фрейд на основе своей теории выдвинул теорию происхождения религии и культуры. Он утверждал, что древние люди жили ордами, в каждой из которых господствовал сильный и злобный самец. Все женщины орды были его женами, и он решительно пресекал попытки других самцов (своих сыновей) вступать в сексуальные отношения со своими женщинами. Сыновья видели в отце пример для подражания и в то же время ненавидели его. Однажды они убили и съели своего отца. Совершив этот поступок, они испытали два сильных чувства: вины и страха. Поэтому они договорились почитать убитого отца как божество и поклоняться ему, а также отказаться от сексуальных отношений со своими женщинами и брать жен из других орд. По Фрейду, это стало началом многих запретов и ограничений, которые положили начало культуре человечества.
В поздний период своего творчества Фрейд пришел к выводу, что жизнь отдельного человека и человечества в целом определяется борьбой двух базовых инстинктов: инстинкта жизни и созидания – Эроса, инстинкта смерти и разрушения - Танатоса.
Ученик Фрейда Карл Юнг (1875-1961 гг.) утверждал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Символика – составная часть психики. Юнг утверждал, что помимо индивидуального бессознательного, существует коллективное бессознательное. Оно представляет собой общий человеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Это скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческого животного состояния (архетипы). Они зафиксированы в мифологии, религии и проявляются у современных людей через сновидения, оговорки, забывание и т.п. Архетипы нельзя исследовать с помощью рациональных методов, но можно постичь интуитивно.
Э. Фромм (1900-1980 гг.) попытался соединить идеи Фрейда с элементами мировых религий и марксизма. Фромм последовательно искал ответы на три вопроса: «В чем сущность человека?», «Какое место человек занимает в мире?», «Каковы пути для полной самореализации человека?». Трагизм человеческого существования Фромм видел в том, что человек, будучи частью природы, отделился от нее. Это привело к «разорванности» человеческого сознания, то есть человек – единственное существо, которое создает проблему из своего существования. Разорвав связи с природой, он должен найти новые формы взаимодействия с ней.
Другие представители неофрейдизма акцентировали внимание на социальных основах жизни людей. А. Адлер в качестве такой основы выделял комплекс неполноценности, К. Хорни – стремление к безопасности.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 653;