Гонадотропины. Физиология. Гонадотропины — лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующнй гормон (ФСГ) — секретируются гонадотрофами (см
Физиология. Гонадотропины — лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующнй гормон (ФСГ) — секретируются гонадотрофами (см. также гл. 330 и 331). Эти клетки, на долю которых приходится около 10% питуицитов, разбросаны по всей передней доле гипофиза и часто располагаются вблизи от лактотрофов. Большинство гонадотрофов продуцирует как ЛГ, так и ФСГ, хотя отдельные клетки вырабатывают только один из этих гормонов.
ЛГ и ФСГ представляют собой гликопротеидные гормоны. Они имеют сходные размеры (мол. масса около 30 000), обладают одинаковыми -субъединицами, которые входят также в состав ТТГ и хорионического гонадотропина человека (ХГЧ), но разными бета-субъединицами. Альфа- и бета-цепи кодируются разными генами, располагающимися на разных хромосомах, причем альфа-цепи часто продуцируются в избытке. Содержание углеводов в молекуле влияет на ее судьбу в организме и длительность действия и может меняться в течение менструального цикла. Хотя и ФСГ, и ЛГ секретируются импульсно, больший период полужизни ФСГ (3—4 ч по сравнению с 50 мин для ЛГ) определяет меньшие колебания его концентрации па протяжении суток. ФСГ и ЛГ регулируют функцию яичников и семенников.
ФСГ стимулирует рост клеток гранулезы в фолликуле яичника и контролирует образование в этих клетках эстрогенов. ЛГ же стимулирует продукцию андрогенов клетками теки яичников. Эти андрогены диффундируют в клетки гранулезы, где превращаются в эстрогены. Уровень основного эстрогена —эстрадиола — в плазме достигает максимума примерно за 1 день до выброса ЛГ, который в свою очередь «запускает» овуляцию. После овуляции ЛГ принимает участие в образовании желтого тела. Если произошло зачатие, то для сохранения беременности необходимость в гонадотропной функции гипофиза oтпадает.
В семенниках ЛГ служит главным регулятором продукции тестостерона клетками Лейдига. ФСГ вместе с тканевым тестостероном стимулирует продукцию сперматозоидов. Таким образом, для нормального сперматогенеза необходимы оба гормона —ЛГ и ФСГ, а для продукции тестостерона — только ЛГ.
Рилизинг-гормон лютеинизирующего гормона (ЛГРГ, гонадотропин-рилизинг-гормон) представляет собой декапептид, вырабатывающийся дугообразными ядрами гипоталамуса и регулирующий секрецию как ЛГ, так и ФСГ. ЛГРГ присутствует и в других областях головного мозга, а также в гонадах. Секрецию ЛГРГ стимулирует, по-видимому, норадреналин и тормозят дофамин и эндорфины.
ЛГРГ, взаимодействуя с обладающими высоким сродством к нему гинофизарными рецепторами, стимулирует продукцию и секрецию ЛГц ФСГ, причем этот процесс опосредуется повышением концентрации кальция в цитозоле и, возможно, цАМФ. Реакция гипофиза на ЛГРГ на протяжении жизни существенно варьирует. ЛГРГ и гонадотропины впервые появляются у 10-недельного плода. В первые 3 мес после рождения гипофиз живо реагирует на ЛГРГ. Затем чувствительность к ЛГРГ снижается до начала пубертатного периода. Перед его наступлением реакция ФСГ на ЛГРГ оказывается большей, чем реакция ЛГ. С началом пубертатного периода чувствительность к ЛГРГ возрастает и устанавливается импульсная секреция ЛГ, раньше всего проявляющаяся во время сна. В последующие стадии пубертатного периода и на протяжении репродуктивного периода импульсная секреция происходит в течение всего дня, причем выбросы ЛГ выше, чем ФСГ. После менопаузы концентрации ФСГ и ЛГ увеличиваются и уровень ФСГ превышает уровеньЛГ. ЛГРГ может и непосредственно влиять на гонады, снижая в них число рецепторов кЛГ, ФСГ и пролактину.
Импульсная секреция ЛГРГ обусловливает импульсную секрецию ЛГ и ФСГ, по постоянное введение ЛГРГ и его аналогов приводит к снижению секреции гипофизарных гонадотропинов. Этот феномен с успехом используют при лечении опосредованною гонадотропинами преждевременного полового созревания. Для этого постоянно вводят ЛГРГ или его аналоги. И наоборот, у обезьян с экспериментальным повреждением гипоталамуса и у людей с недостаточностью ЛГРГ импульсное введение этого фактора способствует восстановлению менструального цикла или нормализации продукции сперматозоидов и тестостерона.
Механизмы обратной связи между половыми стероидами и гипоталамусом и гипофизом подробно рассмотрены в гл. 330 и 331. Низкие дозы эстрогенов уменьшают частоту импульсов ЛГРГ и, что более важно, реакцию гипофиза на ЛГРГ. Наиболее четко этот феномен проявляется у кастрированных лиц или у женщин в постменопаузе, когда уровень гонадотропинов повышен. Однако длительное повышение концентрации эстрогенов формирует в системе обратной связи положительный сигнал, который стимулирует секрецию ЛГРГ и ЛГ. Именно этот феномен и определяет преовуляторный выброс ЛГ. С середины и до конца пубертатного периода чувствительность ЛГРГ к такому положительному сигналу в системе обратной связи возрастает.' Высокие концентрации прогестерона снижают частоту импульсов ЛГРГ и в меньшей степени ослабляют реакцию гипофиза на этот фактор. У кастрированных мужчин введение тестостерона обычно приводит к снижению концентрации ЛГ до неопределимого уровня; реже снижается и концентрация ФСГ до нормального (но не до неопределимого) уровня. Основным физиологическим ингибитором секреции ФСГ является, вероятно, продуцируемый семенниками и яичниками пептид ингибин. Снижение частоты импульсов секреции ЛГ под влиянием тестостерона обусловлено, по-видимому, его непосредственным действием на высвобождение ЛГРГ; кроме того, тестостерон превращается в эстрадиол, который снижает реакцию гипофиза на ЛГРГ.
Определение гоиадотропииов. В климактерическом периоде у женщин и у мужчин с первичным гипогонадизмом недостаточность половых желез обусловливает выраженное повышение концентраций ФСГ и ЛГ, формируя эндогенный стимуляционный тест. Такое повышение уровнен гонадотропинов указывает на адекватность гонадотропной функции гипофиза. С другой стороны, определять гонадотропины у женщин с овуляторными циклами и у мужчин с нормальным сперматогенезом целесообразно лишь в редких случаях. При недостаточности половых желез, сопровождающейся снижением концентрации тестостерона у мужчин и эстрадиола у женщин, определение гонадотропинов помогает разграничить первичный гипогонадизм от центрального (вторичного, гипогонадотропного). высокий уровень гонадотропинов свидетельствует о первичной недостаточности гонад, а низкий или нормальный уровень — о патологии гипоталамуса или гипофиза (см. гл. 320).
Гипогонадотропный (центральный, вторичный) гипогонадизм. Недостаточность гонадотропинов может иметь место уже сразу после рождения, являясь врожденным или наследственным нарушением. Синдром Каллманна наследуется как дефект единичного гена, у мужчин проявляется тяжелее, чем у женщин, и характеризуется гонадотропной недостаточностью, часто сочетающейся с аносмией и анатомическими аномалиями. Этот синдром обусловливается, по-видимому, недостаточностью ЛГРГ, так как секреция гонадотропинов в ответ на введение ЛГРГ после соответствующей подготовки у большинства больных сохраняется. Часто встречаются и приобретенные нарушения продукции ЛГРГ: гиперпролактинемнческая аменорея связана с торможением секреции ЛГРГ вследствие, вероятно. повышения уровня дофамина в гипоталамусе. Секреция ЛГРГ снижается также при нервной анорексии и голодании. Недостаточность гонадотропинов может относительно рано развиваться у больных с крупными аденомами гипофиза. Она встречается и при полигландулярной эндокринной недостаточности, обусловленной, вероятно, аутоиммунными процессами (см. гл. 334), а также у больных с гемохроматозом.
Больным с недостаточностью ЛГРГ. желающим иметь потомство, может помочь импульсное введение ЛГРГ или его аналогов. Если недостаточность гонадотропинов обусловлена первичной патологией гипофиза, то для восстановления фертильности следует вводить ФСГ(метотропин) и хорионический гонадотропин (гормон, обладающий активностью ЛГ).
Эктопическая секреция гонадотропинов и гонадотроииисекретирующие опухоли. Эктопическая продукция гонадотропинов (обычно ХГЧ) может осуществляться герминомами несеминомного типа (см. гл. 297), карциномами легких, гепатомами и другими опухолями. В этих случаях у детей иногда возникает преждевременное половое созревание, а у взрослых мужчин-- гинекомастия. У женщин четкий клинический синдром в таких случаях отсутствует. Гонадотропинсекретирующие опухоли гипофиза, которые ранее считались редкими, встречаются, как теперь известно, довольно часто. При иммунологическом окрашивании гонадотропины или их субъединицы обнаруживаются примерно в 4% всех аденом гипофиза; как часто эти опухоли секретируют гонадотропины, неясно.
ФСГ-секретирующие аденомы гипофиза — это крупные опухоли, чаще всего выявляющиеся у мужчин со сниженным либидо, низкой концентрацией тестостерона в сыворотке крови и нормальным уровнем пролактина. Если не подозревать аденому гипофиза, то повышенную концентрацию ФСГ можно ошибочно расценить как признак первичного гипогонадизма. Большинство таких опухолей секретируют избыточное количество бета-субъединицы ФСГ, и у 40% больных после введения ТРГ секреция ФСГ повышается. У здоровых лиц и больных с первичным гипогонадизмом секреция ФСГ после введения ТРГ не возрастает. Несмотря на нормальную или повышенную концентрацию ЛГ у этих больных, уровень тестостерона снижен, но нормально реагирует на введение ХГЧ. Это указывает на биологическую неактивность ЛГ, определяемого радиоиммунологическим методом, или на перекрестную реактивность вследствие гиперпродукции субъединиц.
ЛГ-секретирующие аденомы гипофиза обычно тоже имеют крупные размеры и характеризуются повышением уровня тестостерона и ЛГ в сыворотке крови больного на фоне нормальной или сниженной концентрации ФСГ. Нередко у подобных больных выявляют частичный гипопитуитаризм. Гонадотропинсекретирующие аденомы гипофиза часто довольно трудно диагностировать у женщин в постменопаузальном периоде, так как в этих случаях уровень гонадотропинов повышен просто вследствие менопаузы.
Дата добавления: 2015-03-17; просмотров: 1634;