В доиндустриальных и индустриальном обществах
Каждый исторический тип общества, имел свои средства коммуникации или специфические особенности накопления, передачи и хранения информации. Каждому типу общества соответствует специфический тип социальной коммуникации. В качестве таковых можно выделить:
1) табуативный, общинно-коллективистский тип коммуникации, характерный для первобытного общества;
2) классово-кастовый, существовавший в доиндустриальных, аграрных обществах;
3) массовая коммуникация, возникшая в индустриальном обществе;
4) глобальная коммуникация, появившаяся в современном постиндустриальном обществе.
Табуативный, общинно-коллективистский тип коммуникации
Предчеловеческое общество – первобытное стадо – возникает, примерно, 700 тыс. лет назад. Как мы уже знаем, коммуникации были необходимым условием его формирования сознания и возможности социального способа передачи информации.
Однако для возникновения подлинно человеческого общества требовалось еще одно условие: формирование действительно человеческих отношений взамен тех, которые бытовали в стаде. И здесь также решающую роль играла коммуникация.
Определяющим фактором поведения в стаде являлся половой и пищевой инстинкты. В стаде доминирующее положение занимают наиболее сильные в физическом отношении самцы. Они подавляют особей более развитых в интеллектуальном отношении, способных к производственной деятельности, накоплению и передаче информации.
Тем самым, под угрозу ставилось само существование первобытного коллектива. Выживали те коллективы, которые обеспечивали подавление, обуздание зоологических инстинктов. Исследователи называют это грегарно-индивидуальным отбором (грегарный означает стадный).
Обуздание инстинктов произошло благодаря возникновению системы запретов, получивших название табу. Решающим табу стал запрет брака внутри первобытного коллектива. Это устраняло конфликты и привело к появлению первого действительно человеческого общества – рода. Родовое общество возникает 50–40 тыс. лет назад.
Система табу предполагала существование устойчивой социальной коммуникации, транслирующей систему жестких запретов или «трансляцию разрешительно-запретительной матрицы социума» (Л.Н. Федотова). Система табу – исторически первая форма социальной коммуникации.
Фактически, возникновение системы табу, запретов означало формирование праморали и пракультуры. Культура всегда связана с ограничением животных, зоологических инстинктов, а само общество возникало как ограничение свободы.
Сегодня владельцы СМИ и многие журналисты в погоне за прибылью выступают против ограничений в трансляции информации, например, введения цензуры. Такие запреты, действительно, ведут к ограничению свободы СМИ. Однако следует помнить, что пропаганда абсолютной свободы, в том числе в отношении СМИ, снятие запретов ведет к деградации общества, возвращению его в первобытно-стадное состояние с преобладанием животных инстинктов. Коммуникация может, как противостоять этой тенденции, так и способствовать ей.
Остается выяснить, каким был механизм передачи информации, в том числе системы запретов, в первобытном обществе.
Как полагает Л.Н. Федотова, вожак стаи племени был «персональным накопителем эмпирической информации»[6]. Вожак определял, что можно, а что нельзя делать, когда сеять, когда охотиться.
Представляется, что такое предположение неверно. Этнографы указывают на неразвитость в первобытном обществе личностности, персональности. Поэтому, хотя индивидуальный опыт имеет большое значение, но основным информационным накопителем стало коллективное сознание. Его носителем выступали традиции и обычаи. Именно они определяли хозяйственную жизнь первобытного коллектива и отношения между его членами.
Поддержка обычаев, традиций носило коллективный характер, основывалась на коллективной памяти, обеспечивая общинно-коллективистский тип коммуникации. Причем обычаи, традиции контролировали поведение и вожака коллектива.
В первобытном обществе можно обнаружить не только межличностную коммуникацию, но и зачатки публичной и массовой. Например, язык танца, или наскальная живопись. Наскальная живопись, своего рода, первобытные граффити, возможно, являлась не только выражением эмоционального мира первобытного художника, но и средством передачи прагматичной информации, например, о приемах охоты.
Классово-кастовый тип коммуникации
Этот тип коммуникаций возникает в III тыс. л. до н.э. в доиндустриальных обществах, начиная уже с первых цивилизаций. К ним относятся, например, цивилизации Древнего Востока.
Для доиндустриального общества характерно разделение людей на большие неравноправные группы – классы.
Классы возникали вследствие развития производительных сил, распада родового строя, выделения отдельных семей, появления неравенства и эксплуатации. Появляется социальная иерархия (пирамида), верхние этажи которой занимает правящая верхушка – царский дом, жрецы, воины, чиновники, а нижние – крестьяне и рабы.
Соответственно, возникает и новый тип коммуникации. Функциональная направленность коммуникации кардинально изменилась. В первобытном обществе она предназначалась для всего родового коллектива. Теперь коммуникации классово дифференцируются.
Возникают два вида коммуникаций в одном обществе. Коммуникация первого вида носит вертикальный характер и выполняет функцию управления низшими сословиями со стороны правящего класса. Второй тип коммуникаций – горизонтальный – обеспечивает консолидацию самого правящего класса.
В качестве средств коммуникаций активную роль, помимо традиций, обычаев начинают играть религия, искусство[7].
В древних обществах вертикальные коммуникации носили менее устойчивый, иногда даже эпизодический характер. Очевидно, что низшие классы мало были информированы о решениях фараонов, раджей или царей. Коммуникации обеспечивали здесь, главным образом, идеологическое давление.
Основной массив коммуникаций приходился на горизонтальные связи. Достигается высокая степень коммуникационной замкнутости, что наглядно демонстрируют касты Индии. С человеком не своей касты нельзя даже разговаривать, заключать браки и т.д.
Коммуникации связывали, главным образом, членов одной социальной общности – класса, касты, сословия, цеха. Причем способы, средства, содержание коммуникаций внутри каждой такой группы существенно отличалось от коммуникаций в другой группе. В этом их классово-кастовый характер.
Специфическая классово-кастовая коммуникация сложилась в античном обществе.
В античном обществе (Древняя Греция, Древний Рим) рядовым общинникам удалось оградить себя от эксплуататорских поползновений общинной верхушки. Их нельзя стало обращать в рабство, рабы только из числа иностранцев. Появился класс свободных людей – граждан, для которых горизонтальные взаимосвязи играли наиболее важную роль. Они обеспечивали их консолидацию и силу государства – полиса.
Вся жизнь полиса – воспитание, искусство, религия – была направлена на сохранение этих коммуникаций. Они, каналы, обеспечивали трансляцию мифов, объединяющих саму группу вокруг некой системы ценностей и общего образа жизни.
Греки и римляне создали исключительно мощную диалоговую культуру. Основное содержание коммуникации составляла политика. Средства горизонтальной коммуникации между свободными отличались многообразием: народное собрание, разрешение споров в судах, ораторские речи на площадях, совместные обеды и т.д.
Античные авторы, особенно Аристотель и Цицерон, внесли большой вклад в теорию коммуникаций.
В то же время, вертикальная коммуникация между рабовладельцами и рабами практически отсутствует (раб, по определению Аристотеля, – это лишь «говорящее орудие»).
Иная ситуация сложилась в средневековом обществе, формирующемся в Европе примерно с V века. Появившийся тип коммуникации можно назвать – национально-государственным. Его основной чертой является возрастание значения не только горизонтальных, но и вертикальных коммуникаций, связывающих разные слои общества на этажах социальной иерархии.
Причиной этого стали особенности феодализма, характерного для средневековья. Основным зависимым классом являлось крестьянство. И хотя оно тоже эксплуатировалось, но составляло единую нацию со своими сеньорами, помещиками. Образуется единая нация, имеющая общий язык, культуру.
Условием существования такого общества выступало строгое соблюдение социальной регламентации, в первую очередь, разделения на сословия. Жестко соблюдалось предписанное поведение каждому человеку того или иного сословия. Поддержание этой регламентации уже не могло основываться только на насилии, как в древних обществах. Большую роль начинают играть средства духовного управления, в первую очередь, религия. Это означало резкое усиление роли вертикальной коммуникации.
Основным каналом, осуществлявшим коммуникацию, была церковь. Религиозные предписания, транслируемые на все общества, являлись догматами. Их нарушения наказывались.
На Западе в эпоху Средневековья католическая церковь из-за ее широчайшей организации была основным и долговременным масс-медиа – и только она была способна передавать одни и те же сообщения через политические границы. Эта уникальная способность давала Ватикану неограниченную власть по отношению к враждующим европейским королям и князьям.
Именно в средневековом обществе впервые имела место технологическая революция, оказавшая огромное воздействие на развитие коммуникаций – появляется книгопечатание.
Тем не менее, на всем протяжении Средневековья сохраняют свое значение и устные сообщения. Сохраняются народные собрания в крестьянской среде, ведущей общинный образ жизни. Кроме того, в ряде городов продолжало существовать управление на принципах веча – схода горожан. Активно используются устные речи, в частности, проповеди, наиболее известной из которых является речь папы Урбана II, провозгласившего начало крестовых походов.
Следующий тип коммуникаций возникает в индустриальном или буржуазном обществе, формирующемся в Европе, начиная с XVII в. в эпоху Нового времени в результате буржуазных революций, а затем распространяющегося в остальном мире. Это тип массовой коммуникации.
В учебной литературе в качестве основной черты, отличающей коммуникацию буржуазного общества, называют новые технологические возможности, позволившие поднять уровень интенсивности коммуникаций на небывалую высоту. Действительно, газеты, кино, телеграф, телефон, журналы, радио, телевидение — все это способно нести одно и то же сообщение миллионам — становятся основным инструментом массификации в индустриальном обществе. Но эта черта не основная.
Во-первых, буржуазные революции ликвидировали сословный строй. Люди получают политическое равенство и политические свободы. Соответственно, одной из политических свобод стала свобода слова. Это дало мощный толчок развитию политической коммуникации. Участие в политике сделалось достоянием каждого человека. Массовизация политики приводит к массовизации коммуникации, стремящейся отразить палитру политической жизни.
Но, главное, поскольку существует только политическое равенство, а социально-экономические различия и противоречия в обществе сохраняются на высоком уровне, возникает потребность в использовании коммуникации в качестве средства трансляции идеологии, т.е. средства социального управления, превращающегося в манипулирование.
Во-вторых, поскольку капитализм абсолютно все превращает в товар, в товар превращается и информация. Информация становится капиталом, а ее продажа – выгодным бизнесом.
Но выгодным она является только в случае своего тиражирования, на чем основано все капиталистическое производство. Это превращает информацию в массовый товар или – в массовую информацию.
Массовый характер производства информации формирует массовидного потребителя информации. Возникает само понятие массы как феномена рыночного потребительского общества.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1173;