Феноменология кризиса. Инцестом называют интимные отношения между членами одной и той же семьи, например, между родителями и детьми

Инцестом называют интимные отношения между членами одной и той же семьи, например, между родителями и детьми, между сиблингами и т. д. Мож­но также встретить определение инцеста как кровнородственного кровосме­шения (инцест первого рода). Данный термин происходит от латинского incestum, что означает «нечистый». Инцест в его узком понимании представля­ет собой сексуальный акт, в более широком — грубо отклоняющееся сексуаль­ное поведение членов одной семьи.

Степень родства регламентируется правовыми нормами. Последние разли­чаются в разных странах и, кроме того, имеют тенденцию с течением времени изменяться в одной и той же стране. Например, в Европе X века инцестом была объявлена половая связь между родственниками вплоть до седьмой степени родства (Старович 3., 1991).

Ограничения, налагаемые культурой человеческого общества, запрещают инцест. В современном мире инцест считается преступлением, которое пре­следуется по закону. Лишь в немногих примитивных племенах в настоящее время инцестное сожительство принимается сообществом.

Юридически инцест определяется как сексуальный половой акт между ли­цами, которые по причине кровного родства или по причине родства, проис­текающего вследствие брака, не могут вступить в брак законным образом (Кап-рио Ф., 1995). Зачастую инцест сопровождается актом прямого сексуального насилия по отношению к более слабым людям (детям), которые не могут ока­зать сопротивления. Сексуальное влечение матери к сыну носит название ком­плекса Пидэ (перевернутый Эдипов комплекс). Комплекс Арткелэ — сексу­альное влечение отца к дочери (перевернутый комплекс Электры).

Инцестное табу существует только среди людей. Попытку проследить проис­хождение инцестного табу предпринял 3. Фрейд в своей работе «Тотем и табу». Он предположил, что в доисторические времена вождь «первобытной орды» при­нуждал своих сыновей покидать семью, оставляя дочерей для себя. Позднее сы­новья объединились, возвратились, убили отца и съели его тело, веря в то, что таким образом они приобретут его мужественность и власть. Однако, испытывая вину за совершенное преступление, они объявили противозаконным убийство тотемного животного (символ отца) и установили запрет на половой акт с женщи­нами в семейной орде. По 3. Фрейду, это древнее табу знаменует собой начало «социальной организации, моральных ограничений и религии» (Фрейд 3., 1991).

Запрет на инцест существует достаточно давно. В африканском племени зулусов мужчина, виновный в инцесте, приговаривался к смерти. В других при­митивных культурах самоубийство для такого преступника было обязательным.

Библия также табуирует инцест путем включения запрета на него в Моисеевы законы. Наказаниями служили «остракизм», ритуальное публичное отлучение от Церкви. В Вавилоне инцест наказывался изгнанием или смертью. В Англии в 1650 году инцест считался преступлением и также карался смертью. Римляне считали физическую близость между членами одной семьи «противоестествен­ной». Древние китайцы обезглавливали людей, виновных в инцесте. Законы, запрещающие инцест, вскоре стали всеобщими, распространившись в Европе иСША(КаприоФ., 1995).

Существуют различные психологические концепции инцеста. 3. Фрейд счи­тал, что инцестуозные влечения заложены в каждом из нас. Вместе с тем он никогда не говорил об инцесте как реальности, отмечая наличие пережива­ний, связанных с комплексом Эдипа, только в воображении пациентов. Фрейд считал, что эти переживания вытесняются и не реализуются. В результате та­кого подхода жалобы жертв инцеста долго рассматривались как фантазирова­ние на сексуальные темы и проявление агрессии к родителям.

По мнению К. Г. Юнга, инцест — извращенный инстинкт достижения са­мости, основанный на феномене переноса. Согласно взглядам Э. Фромма, инцест является патологическим способом удовлетворения потребности в бли­зости и безопасности. Психодинамически ориентированные концепции семей­ной психотерапии рассматривают инцест как следствие бессознательного стремления принадлежать своей семье или, другими словами, быть лояльным семейной системе.

Психологический смысл инцеста подразумевает определенные действия с сек­суальным подтекстом, которые совершаются по отношению к объекту инцес­та (ребенку, подростку, взрослому) для удовлетворения сексуальных потребно­стей агрессора, который эмоционально связан с зависящим от него человеком и авторитетен для него. Инцест не всегда включает сексуальную связь или при­косновения как таковые. Он может иметь только психологическую подоплеку, значение которой состоит в переживании жертвой чувства осуществляющего­ся над ней насилия.

Жертвой инцеста является ребенок или взрослый, по отношению к которо­му совершено:

□ физическое насилие с сексуальным подтекстом или непосредственно половой акт;

□ психологическое насилие, включающее моральное давление с сексуаль­ным подтекстом; разговоры на сексуальные темы;

□ демонстрация сексуальных действий в присутствии объекта инцеста.

Поданным Д. РуссельиД. Финкельхор (Russel D., Finkelhor D., 1984), боль­шинство жертв инцеста — лица женского пола, а 80% лиц, его совершающих, — мужчины. Наиболее распространенной формой инцестного контакта являет­ся контакт «отец-дочь». Различают три типа отцов, вступающих в сексуаль­ные отношения со своими дочерьми:

□ отцы-интроверты;

О отцы-психопаты (со склонностью к промискуитету);

П отцы с психосексуальным инфантилизмом (со склонностью к педофилии).

Чаще всего такие связи возникают в многодетных семьях с безработными и отличающимися асоциальными формами поведения отцами (Старович 3., 1991).

Инцесты между взрослыми и детьми могут расцениваться как одна из форм изнасилования, поскольку ребенок не может дать сознательного и зрелого со­гласия на участие в подобных действиях. Даже согласие старших подростков, достаточно компетентных в сексуальных вопросах, не может быть приравнено к согласию взрослого человека. Особенности детско-родительских отношений, основанных на доминировании родителя и подчинении ребенка, взаимной любви, привязанности друг к другу трансформируют понятие «свободного» выбора ребенка в силу его зависимости от родителя либо от родственника.

В действительности у ребенка нет выбора: он может бояться репрессий, ко­торым будет подвергнут в случае отказа в близости. Родитель обладает до­статочной силой, чтобы наказать ребенка, лишить его привычных удовольствий или причинить ему боль. Таким образом, даже заявление родителя о согласии ребенка и подтверждение последним этого факта не может приниматься в рас­чет. Однако некоторые авторы считают, что возможны случаи, когда ребенок использует инцестуозную связь, чтобы получить выгоду для себя или контро­лировать родительское поведение (Каприо Ф.). Тем не менее это не освобож­дает родителя от ответственности за свое сексуальное поведение.

Существуют различные необоснованные убеждения — мифы об инцесте, связанные с большим сопротивлением общественного сознания значимости этой проблемы и широты ее распространения. Хотя в реальности инцест встре­чается часто, вследствие того, что семьи, как правило, скрывают этот факт, его до сих пор считают редким явлением. Частота появления случаев инцеста в целом равна 2% (Джонсон С. М., 2001).

Наиболее распространенными являются следующие мифы об инцесте (Blume, 1990, цит. по: Каприо Ф.):

1. Инцест с детьми совершается людьми, не состоящими с ребенком в близ­кородственных отношениях. В действительности насилие обычно осу­ществляется близкими людьми, от которых ребенок полностью зависит. Большинство сексуальных преступлений совершается авторитетными для ребенка людьми, находящимися с ним в постоянном эмоциональ­ном контакте.

2. Инцест происходит в основном в антисоциальных и/или бедных, необ­разованных семьях, среди членов сект или в социальных группах, изо­лированных от других членов общества. В действительности инцест ре­гистрируется в различных социальных группах. Комплементарным мифом является представление о том, что богатство и образованность — это факторы, обусловливающие невозможность инцеста.

3. Инцест — удел психопатов и лиц с антисоциальным поведением. В ре­альности дело обстоит значительно сложнее. Имеют значение не столько образование или принадлежность к той или иной социальной группе, сколько психологические особенности. Зачастую эти люди достаточно представительны, социально успешны, пользуются большим уважени­ем, много работают. Поэтому сообщения жертвы об инцесте, как пра­вило, не вызывают доверия.

4. Инцест связан с сексуальной депривацией, с невозможностью проявлять сексуальную активность по-другому. Эта точка зрения также ошибочна. Исследования показывают, что большинство лиц, совершающих инцест, ведут активную сексуальную жизнь не только внутри, но и вне брака.

5. Инцест всегда сопровождается насилием (инцест — это всегда растле­ние малолетних). Иногда дети и подростки ведут себя провокационно и соблазняют взрослых, совершающих инцест. Несмотря на возможность такого поведения, ответственность за инцест несет только взрослый.

6. Инцест совершается в измененном состоянии сознания.

7. Заявление клиента (ребенка) об инцесте всегда является правдой.

Примерно в 90% случаев жертвы инцеста скрывают информацию об инце­сте. Среди причин сокрытия инцеста можно выделить следующие:

П угроза прямой или косвенной агрессии по отношению к ребенку. Неред­ко ему сообщают, что, если он расскажет о насилии, его убьют или изо­бьют до смерти;

□ убеждение ребенка в том, что ему никто не поверит;

□ страх, появляющийся в результате запугивания со стороны агрессора, что если второй родитель (родители) узнает о случившемся, то не простит обоим участникам инцеста;

□ опасение, что второй родитель (родители) этого не переживет, заболеет и вина за его состояние ляжет на ребенка;

□ запугивание судом: отца (мать) посадят в тюрьму, а семья не сможет жить без него (нее);

□ боязнь публичного осуждения.

Таким образом, речь идет о разных формах эмоционального шантажа, ко­торые, к сожалению, оказываются действенными. Причина молчания жертвы инцеста, с одной стороны, заключается в страхе за себя, а с другой — за то, что ситуация в семье ухудшится. Эти действия поддерживаются искаженными представлениями членов семьи о «лояльности» в отношении друг друга.

Последствия инцеста разнообразны и проявляются в эмоциональной, ког­нитивной и(или) поведенческой сферах личности. У детей, подвергшихся сек­суальному насилию, создается повышенный риск развития следующих нару­шений:

□ аддикции: имеются данные о том, что такие дети в семь раз чаще зло­употребляют алкоголем или другими веществами, изменяющими состо­яние сознания;

О склонность к суициду: жертвы инцеста в 10 раз чаще совершают суици­дальные попытки;

П занятия проституцией: большое количество случаев детской и подрост­ковой проституции сопровождается наличием в анамнезе ребенка сек­суального насилия;

□ психические нарушения: у детей — жертв сексуального насилия симп­томы психических нарушений возникают чаще, чем у детей, не подвер­гавшихся насилию (Kendall-TacKett et al., 1993);

□ посттравматическое стрессовое расстройство и сексуализированное по­ведение. Блюм (Blume, 1990; цит. по: Каприо Ф.) указывает на риск воз­никновения сексуального аддиктивного поведения у детей, переживших инцест;

□ развитие в зрелом возрасте эмоциональных расстройств (фобии, депрес­сия), мазохистических тенденций, сексуальных и супружеских проблем (Старович 3., 1991);

□ в случае если жертва инцеста получает удовольствие, ее чувство стыда усиливается. У девочки может возникать характерный для многих жертв инцеста вид вины, при котором она ощущает себя женщиной, уводящей отца у матери, что затрудняет поиск поддержки и помощи у последней.

Сексуальное злоупотребление, характеризующееся высокой частотой сек­суальных контактов, большой длительностью, применением силы, оральным, анальным или вагинальным проникновением, связано с более многочислен­ными симптомами психических нарушений. Отмечается также формирование тесной эмоциональной связи между ребенком и агрессором (так называемый стокгольмский синдром).

У агрессора часто возникает ощущение, что жертва инцеста должна при­надлежать только ему. В отношениях «отец-дочь» отец может начать ревно­вать дочь к ее знакомым и мешать установлению контактов со сверстниками. И если большинство родителей испытывают лишь некоторую тревожность, когда их взрослеющие дети уходят на свидания, то агрессор воспринимает та­кой уход как предательство, нарушение лояльности, продуцируя реакции яро­сти, обвинения с последующим наказанием подростка. Такое поведение отца нарушает нормальное развитие дочери. Вместо того чтобы становиться посте­пенно более независимой от родительского контроля, жертва инцеста все в большей степени «сливается» с агрессором, что приводит к усилению ее изо­ляции от внешнего мира.

Анализ иерархической структуры семей, в которых выявлен инцест, указы­вает на следующие их особенности (Каприо Ф., 1995):

1. Инцестные отношения отца и дочери чаще имеют место там, где отец занимает доминирующую роль.

2. Инцест между сиблингами характерен для семей с перевернутой иерар­хией.

3. Инцестные отношения в диаде «мать—сын» в большинстве случаев воз­никают в матриархальных семьях.

Изучение семейных отношений (по воспоминаниям взрослых дочерей, пе­реживших в детстве инцест) показывает, что во многих случаях девочки были злы на мать больше, чем на отца. Их постоянно преследовал вопрос, на кото­рый они никак не могли ответить: «А знает ли об этом мать? Догадывается, испытывает тревогу, переживает, проявляет интерес к происходящему?» Мно­гие из них были убеждены в том, что их матери должны были что-то знать, так как признаки насилия были слишком очевидны. Более того, они были увере­ны в том, что матери, если бы только захотели и обратили на происходящее в

семье чуть больше внимания, то, безусловно, знали бы об инцесте. Однако матерям по ряду причин было удобнее не обращать внимание на тревожные симптомы.

Пример_________________________________________________________________

За психологической консультацией в связи с трудностями в установлении отношений с мужчинами обратилась Марина П., 25 лет. До 7 лет ее воспи­тывала бабушка. В семье есть еще младшая сестра. На третьей встрече Марина рассказала о том, что в 12-летнем возрасте была изнасилована своим отцом. При этом она не испытывает негативных чувств по отношению к отцу, тогда как другие мужчины вызывают у нее отвращение. Результа­том ранней сексуализации и травматического опыта, помимо трудностей в отношениях с мужчинами, явилась ее полнота, носящая защитный харак­тер. Отношения с мамой всегда были очень напряженными. У девушки мно­го злости, обиды по отношению к ней. Марина обвиняет мать в том, что она позволила произойти сексуальному насилию. Она вспоминала, что мать обзывала отца импотентом, что может служить свидетельством нарушен­ных сексуальных отношений в супружеской подсистеме.

Данный пример иллюстрирует, что инцест может возникать как результат дисфункции супружеской подсистемы, усугубленный фактом достаточно дли­тельного проживания девочки вне семьи и искажением отношения отца к ре­бенку как к родному.

Анализ семейной ситуации жертв инцеста позволяет выделить следующие типы материнского поведения:

1. Мать действительно не знает об инцесте.

2. Мать знает об инцесте, но ничего не предпринимает. Такой вариант ма­теринского поведения является наиболее деструктивным: ребенок чув­ствует себя преданным обоими родителями.

3. Мать предпочитает не знать об инцесте. Такая мать выступает как клас­сический «молчаливый партнер» (со-инцестор), игнорирующий инцест и выбирающий избегающее поведение. Это может быть связано с неосо­знанным стремлением матери уйти отрешения существующих проблем, чаще всего касающихся супружеской подсистемы, и тем самым защи­тить себя от болезненных переживаний, чувства тревоги, неопределен­ности, растерянности, страха, беспомощности и т. д., связанных с необ­ходимостью их решения. Психологическими особенностями таких женщин являются: пассивность, низкая самооценка, зависимость, ин­фантильность, потребность удержать мужа и любым способом сохранить семью. Это приводит к возникновению защитного отрицания, которое может лишь усугубить ситуацию.

В связи с особенностями своей личной и семейной истории многие матери, сами бывшие жертвами инцеста, следуя семейному сценарию, могут неосо­знанно провоцировать или поддерживать инцестуозное поведение своего мужа. Повторное столкновение с ним в отношениях «отец-дочь» приводит к актуа­лизации ранних переживаний и дает возможность либо реконструировать соб-

ственный опыт (например, узнав об инцесте, развестись с мужем), либо про­должать защищаться от реальности, используя различные механизмы психо­логической защиты (вытеснение, отрицание, проективная идентификация и др.). Нежелание замечать происходящее в семье часто объясняется бегством от конфронтации с собственным страхом и зависимостью.

Существует и другая точка зрения, согласно которой жена «передает» свои супружеские функции дочери, перекладывая на последнюю ответственность за сохранение семьи. Такая ситуация, как правило, возникает в семьях с дис­функциональными супружескими отношениями и невозможностью женщи­ны в силу ряда причин (материальная зависимость, многодетность, страх пе­ред агрессивным, социопатичным мужем, личностная незрелость, зависимость и др.) прекратить тягостные отношения с мужем.

В обеих ситуациях ребенок оказывается жертвой и лишен возможности быть защищенным матерью, так как последняя на бессознательном уровне поддер­живает инцестуозное поведение мужа.

Инцест может существовать на микросистемном уровне (между членами нуклеарной семьи) и на макросистемном уровне (между членами расширен­ной семьи) функционирования семьи. Выделяют следующие факторы, способ­ствующие возникновению в семье инцестных связей:

□ отсутствие матери (физическое или функциональное вследствие психи­ческих заболеваний);

□ высокий уровень стресса, связанный с жизнедеятельностью семьи (Джон­сон С. М.);

П многодетность;

О финансовые проблемы;

□ выраженная материальная зависимость жертв от лиц, совершающих ин­цест;

□ алкоголизм или злоупотребление алкоголем лицами, совершающими инцест;

□ длительное отсутствие отца дома; П патология супружества;

О социальная изоляция;

□ импотенция;

□ психопатии (Старович 3., 1991);

□ длительное проживание ребенка вне семьи;

П социальная депривация ребенка, отсутствие друзей;

□ эмоционально холодная, наказывающая мать, табуирующая любые про­явления сексуальности в семье.

Клинические исследования подтверждают, что сексуальный климат в ин­цестных семьях либо слишком репрессивен, либо характеризуется интенсив­ной эротической стимуляцией. Дети часто видят порнографические материа­лы, слышат непристойные выражения, застают своих родителей во время сексуальных актов (Weinberg S., 1976). В свою очередь, существуют исследова­ния, отмечающие пуританские взгляды и репрессивное поведение родителей (ThormanG., 1983).

Согласно предлагаемой нами многоуровневой модели функционирования семьи, инцест можно трактовать как глубокое нарушение жизнедеятельности всей семейной системы. Подобная дисфункциональность семейной системы, как правило, представляет собой по каким-либо причинам ставший единствен­но доступным способ поддержания семьей ее существования, сохранения це­лостности и предотвращения ее распада. В данном случае инцест выполняет следующие функции:

1. Гомеостатическая. Инцестное поведение позволяет снизить напряжение и сохранить семью путем удовлетворения всех потребностей внутри семьи, включая потребность в сексуальных контактах. За фактом инцеста, как прави­ло, скрывается полное или частичное разрушение супружеской подсистемы, сопровождающееся дефицитом сексуальных отношений между партнерами в браке. Между такими партнерами обычно имеется молчаливое соглашение сохранять брак независимо от обстоятельств.

2. Контролирующая. Инцест символизирует полное доминирование одного участника над другим (как правило, доминирование взрослого над ребенком), полный контроль над всеми сферами его жизни. Даже если не используется физическое насилие, часто взрослые угрожают ребенку, находящемуся в зави­симой позиции от родителя. Иногда это могут быть гомосексуальные взаимо­отношения. Инцест может продолжаться много лет, с несколькими детьми в одной семье, одновременно или поочередно. Это характерно для семей с очень жесткими внешними границами и внутрисемейным слиянием.

В противоположность общественным нормам, в инцестных семьях возни­кает «внутреннее семейное право» (Старович 3., 1991), отображающее страх перед внешним миром и запрещающее выход за пределы семьи. Члены этих семей жертвуют своей индивидуальностью во имя тождественности семье, ко­торая воспринимается как группа, члены которой взаимно принадлежат друг другу, что распространяется и на половые взаимоотношения. Семейные роли при этом определены слабо. Подобное функционирование семьи требует тай­ного поведения, и беременности в ней нежелательны, поскольку, с одной сто­роны, приводят к временному распаду семейного монолита, а с другой — спо­собствуют разглашению семейной тайны. Сохранение тайны необходимо прежде всего для того, чтобы не получить репутацию «плохой» семьи. Поэтому каждый член семьи старается быть верным негласному договору о молчании.

Инцестные семьи, как правило, живут замкнуто с минимальным количе­ством контактов с внешним миром. Подобный образ жизни может объяснять­ся тем, что общественные нормы противоречат внутрисемейным. Лица извне воспринимаются членами семьи как чужаки. Внутри замкнутой семейной си­стемы может существовать множество факторов, предрасполагающих к семей­ной дисфункции, выражающейся в том числе и в инцесте. В случае возникно­вения связи «отец—дочь» мать, как правило, подсознательно или вполне осознанно передает ей свое право сексуального обслуживания отца (мужа). Установление же связи «брат—сестра» чаще всего имеет целью ослабить воз­действие матери на сына. Оба варианта инцестных связей всегда сопровожда­ются конфликтами между сторонами, обусловленными либо отсутствием ду­ховной общности, либо неудовлетворением сексуальных притязаний. Чаще

мать исключается из супружеской подсистемы и занимает по отношению к дочери амбивалентную позицию (Старович 3., 1991).

Анализ влияния семейных факторов на насилие над детьми включает в себя рассмотрение понятия «соблазняющий ребенок». Если ребенок начинает по­нимать, что сексуальное поведение — способ добиваться внимания взрослых, то он может использовать «соблазняющее» поведение с целью получения опре­деленных выгод. Однако, как уже подчеркивалось, в любом случае за этим сто­ит нарушение всей структуры функционирования семьи, а ответственность лежит на взрослом агрессоре. Ребенок всегда расценивается как жертва, вне зависимости от обстоятельств, даже если он проявляет «соблазняющее» пове­дение. В этом контексте он является жертвой семейной дисфункции, а не только сексуального акта или перверсии. Если инцестное поведение в семье обусловле­но личной историей родителей, то в таком случае они тоже могут рассматривать­ся как жертвы собственного травматичного опыта, а инцест — как результат действия семейных сценариев. Таким образом, он может являться мультиге-нерационным феноменом, передающимся из поколения в поколение.

Помимо инцеста первого рода, выделяют также психологический, или симво­лический (скрытый), инцест, не предполагающий сексуальных отношений меж­ду его участниками. При символических инцестных отношениях в семье ребе­нок может выступать как суррогат супруга или супруги. Квазисупружество находит выражение в том, что родитель начинает делиться с ребенком инфор­мацией глубоко личного или даже сексуального характера, делает сына (дочь) ответственным за собственные проблемы. При этом у ребенка возникают ам­бивалентные чувства и переживания: с одной стороны, гордость за оказывае­мое доверие, а с другой — отчаяние из-за невозможности нести ответствен­ность, не соответствующую возрасту и статусу. Это приводит к ролевому дисбалансу в семье.

В случае символического инцеста поведение ребенка характеризуется сле­дующими признаками:

□ амбивалентные чувства любви и ненависти в адрес родителя: с одной сто­роны, ребенок чувствует себя в особом, привилегированном положении, а с другой — постоянно ощущает неуверенность в связи с невозможнос­тью соответствовать ожиданиям. У него может появляться чувство ярос­ти, злости, отчаяния, когда он ощущает неадекватность адресованных ему посланий;

О чувство вины, неспособность определить собственные потребности и ожидания, что вызывает трудности в самоидентификации;

□ хроническое чувство неадекватности, недостаточной значимости, неса­мостоятельности;

□ стремление устанавливать поверхностные и кратковременные отноше­ния с большим числом лиц. Становясь взрослыми, такие люди впослед­ствии испытывают трудности в создании глубоких, основанных на вза­имности, отношений, легко вступают в поверхностные контакты и, не получая удовлетворения, легко их прерывают, что способствует разви­тию аддикций, сексуальных дисфункций, компульсивности. Это связа­но с хроническим страхом быть покинутыми людьми, которые сопере-

живают и заботятся о них. Характерен постоянный поиск «совершенно­го» партнера, желание установления уникальных отношений, основан­ных на взаимной любви. После прекращения очередных отношений, как правило, возникает чувство вины, сожаления, угрызения совести и не­довольство собой.

Инцест не типичен для хорошо функционирующих семей с прямыми и ясными внутрисемейными посланиями. С большей вероятностью он может воз­никать в семьях, для которых характерны нарушения сплоченности (сверхблиз­кие отношения или эмоциональная изоляция), ролевые дисфункции и нару­шения внутренних границ семьи. Это позволяет рассматривать инцест как результат глубокой семейной дисфунциональности.








Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1999;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.