Проблемы соотношения государства и права в контексте их происхождения.
Они тесно связаны между собой, сущ-юи и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии ПиГ в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) Г, т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется Г (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а право является определяющим фактором. Г зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено праву.
Вопрос о происхождении П и Г свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении П и Г. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают Г и П. Одни считают что Г и П это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) ГиП возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространеными теориями ГиП являются: теологическая , патриархальная, договорная, теория насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Она не разграничивает процесс возникновения общ-ва, ГиП. Общ-во а вместе с ним ГиП возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. ГиП вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) - согласно этой теории Г возникает в результате разростания семьи. По мнению Аристотеля разростание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в Г. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой Г – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Договорная теория выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Согласно ей - Г – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления Г люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании Г передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Согласно теории внут. насилия Г возникает в результате насилия одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Г создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия - Г возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Г создается как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория (классовая, экономическая) -происхождение семьи, частной собственности и Г”. С точки зрения марксиской теории Г и возникает как результат раскола общества на антогонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение ГиП как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1456;