ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на "свободную волю", осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни
Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин "existentia" переводится с позднелатинского как "существование". В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера "Бытие и время", а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.
Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:
.человек есть целое, несводимое к сумме его частей; .человек существует в контексте собственных человеческих проблем; .человек способен к осознанию и способен действовать рационально; .человек всегда имеет выбор;
.поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.
61 Основные понятия и положения экзистенциального подхода
Базисные понятия у того или иного конкретного представителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции:
"Диалог"- понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: "Я- ты", "Я-оно". По Буберу, основное слово "Я-ты" порождает и утверждает мир отношений в отличие от "Я-оно", которое порождает опыт.
"Опыт"- понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория "опыт" соотносима не с объективной истиной по отношению к "моей" экзистенции, а с субъективностью "моего" онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.
Поэтому в тесной связи с понятием "опыт" идет понятие "переживание".
"Переживание"- понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г. Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание -это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание - максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.
"Аутентичность"(подлинность) - понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно -
проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, - бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.
"Самоактуализация".По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как "рост", "саморазвитие", "индивидуация". Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра ("самости"), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.
"Ценность"- понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности
может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные "Я". А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:
1. В-ценности - бытовые ценности, ценности полноты бытия.
2. D-ценности - депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.
Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности -порождения индивида и его, направленные на мир, переживания, в то время как 0-ценности - требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания.
"Бытие в мире".Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживаниясобственного "Я" как пребывающего в мире:
во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;
во-вторых, это подлинное существование "самости";
в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное;
в-четвертых, бытие - это "тосіиз ѵіѵепсіі" в отличие от "тосіиз орегапсіі";
в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей.
Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией "мир".
"Жизненный мир" -понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. "Жизненный мир" - понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие "жизненный мир" не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.
"Событие"- скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к
самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.
Цели коррекции.Основная цель экзистенциальной коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.
Позиция психолога.Основная предпосылка психологической позиции - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его "сейчастным" переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога "быть в мире" - самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.
Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции
· Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.
· Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.
· Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.
· Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.
· Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.
Требования и ожидания от клиента.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т е на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента
Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе Иногда этот интерес может быть поврежден, поэтому клиент нуждается в коррекции
Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущении, эмоции, мыслей и ожидание открытия
65 Техники
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт "Я и внешний мир"
На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт "Я и внешний мир"
В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходык решению этих задач
Первый подход# - упор на развитие самосознания Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла В контексте экзистенциальной
парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего "Я", открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего "Я" и жизни в настоящем - таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога.
Второй подход- культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации -таковы основные предпосылки реализации данной установки.
В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении - таков путь в экзистенциальной психокоррекции.
Третий подход- помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.
Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне.
Четвертый подход- уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки - открытие собственного аутентичного "Я" и "Я" неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где "Я", "Мое", а где "Не я", "Не мое", и переживание своей идентичности, своего "Я" как уникального неповторимого жизненного мира - таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.
Пятый подход- работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила - снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее.
Тревога как проявление пограничной ситуации, в которой находится или в которую помещает себя клиент, - важный феномен для коррекционной работы. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней - компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции.
1. Отношение со временем.Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени (будущему, прошлому) - важный момент и прием в коррекционной работе. Простой вопрос: "Как вы представляете себе нашу с вами встречу через 10 лет?" - может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением собственной жизни, но и с проработкой ее возможных смыслов. Кроме того, проективное исследование возможных путей самоосуществления может повысить степень личностной реализации в настоящем времени.
2. Взаимоотношения между психологом и клиентом.В экзистенциальной коррекции взаимоотношения представляют особую ценность, поскольку, как ясно уже из анализа психотехник,
эти отношения самоценны. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим - источник могучих воздействий и личностных изменений; уважение, доверие и вера к клиенту; самораскрытие и честность по отношению к себе; отказ от манипулирования и готовность принять отношение к себе в ответ на свою прозрачность, с помощью которой психолог своей личностью моделирует продуктивные способы переживания, не беря на себя ответственность за навязывание другому своего поведения, - такова коррекционная сердцевина.
Главными результатами успешной экзистенциальной психокоррекции являются расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности (жизненных сил).
Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 869;